Людмила Чернова
Конспект мастер-класса «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд№1
«Развитие логического мышления у дошкольников с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьнеша»
Слайд№2
Многие полагают, что при подготовке ребенка к школе достаточно - научить ребенка читать, писать, знать цифры складывать их и вычитать.
Слайд№3
Но, этого конечно недостаточно. Ребенка необходимо познакомить с основами логического мышления. Я хочу вас познакомить….
Публикация «Конспект мастер-класса „Развитие логического мышления у дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша“» размещена в разделах
Слайд№4 (игра коробка и блоки плоскостные или объемные)
….…. с универсальным игровым дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша», разработанный венгерским ученым Золтаном Дьенешем. Это универсальная игра используется во всем мире и в нашей стране.
Рассмотрим набор «Блоки Дьенеша», в который входит 48 объёмных форм и ни одной одинаковой.
• четырех форм : круги, треугольники, квадраты, прямоугольники;
• трех цветов: красный, синий, желтый;
• двух размеров: большой и маленький;
• двух видов толщины: толстый и тонкий.
Данное уникальное дидактическое средство помогает в игровой форме:
- моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование и декодирование информации;
- развивает мыслительные операции и умение анализировать
- развивает творческие способности к моделированию и конструированию;
-развивается воображение и инициативность в достижении целей.
Работа с «Логическими блоками Дьенеша», сложна, но интересна и увлекательна.).
Слайд№5
Существует очень много игр с блоками. Мы познакомимся с некоторыми из них.
На первом этапе
1. Поиск блоков по 1 признаку- ЦВЕТУ :
Придумываем любые сюжеты для игр. «Помоги цыплятам»
Цыплята живут в домиках: желтые в желтом, красные … домике. Утром вышли на полянку поиграть. Наступил вечер и цыплятам нужно попасть в свой домик. Но…цыплята потеряли свои домики.
Включаются элементы поиска по цвету! (по форме, размеру, толщине)
- можно посчитать цыплят в домиках –по 16 каждого цвета
Слайд№6
2. Усложняем. Следующий этап поиск по2 признакам цвет -форма:
«Помоги Мишке»
На полянке растет много ягод. Мишка хочет угостить своего друга ёжика вкусными красными- круглыми ягодами. Но, не может найти их на полянке.
включаются элементы поиска по цвету и форме!
Вопрос: Сколько найдется таких ягод? (4)
Слайд№7
3. Усложняем Следующий этап поиск по3 признакам:
цвет- форма-величина «В магазине»
Катя пошла в магазин чтобы купить булочки для брата. Брат попросил купить желтые-квадратные- маленькие булочки. В магазине на прилавке было очень много булочек, Катя растерялась…
Вопрос: Сколько найдется таких булочек? (2)
Слайд№8
4. Усложняется следующий этап поиск по 4 признакам
цвет-форма – размер- толщина: «Найди ключ от дома»
Обыгрываем ситуацию. Ваня гулял по берегу реки и потерял ключ под одним из этих камней.
Синий-прямоугольный- большой- тонкий
По этим признакам камень всего - один
-ЧТО ВЫ ЗАМЕТИЛИ? ЧЕМ БОЛЬШЕ СВОЙСТВ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, тем меньше блоков находится…5 мин
Слайд№9 (Кодовые карточки)
На следующем этапе предлагаются игры и упражнения с КОДОВЫМИ карточками, которые используются только в определенном порядке.
цвет- пятно в виде…облака или кляксы (красный, желтый, синий);
форма –соответствующий силуэт
размер-домик (большой маленький);
толщина-в виде фигуры человека (толстый, тонкий)
Слайд№10
Освоены кодовые карточки, дальше –кодировать и декодировать (раскодировать) информацию
Нелепицы: про меня говорят «дереза», кто же я назовите….По кодовым карточкам декодируется признаки блока и выкладывается персонаж
Слайд№11
Затем осваиваем кодовые карточки с отрицанием –перечёркнутые НЕ, а. Уже гораздо сложнее декодировать и кодировать. Попробуем?
Верхнюю квартиру слева. Какие там живут блоки?
Древнекитайское изречение звучит:
То, что я услышал, я забыл,
То, что я увидел, я понял,
То, что я сделал, я знаю!
А теперь поупражняемся в практическом умении
Слайд№12 волшебная дверь)
Принцесса собралась на балл, но не может попасть в свою комнату- там её драгоценности.
Перед нами волшебная дверь, но она не отроется пока вы не назовете признаки по которым изменились блоки. Слева -направо
Кто обратил внимание-какого нет признака? Почему, как выдумаете?
Первое препятствие преодолено. Дверь волшебная открылась
Слайд№13
Драгоценности находятся в сейфе. Чтобы узнать МОДЕЛЬ сейфа нам нужно ДЕКОДИРОВАТЬ название, т е раскодировать.
КОДОВЫЕ КАРТОЧКИ -красный, прямоугольник, большой и толстый.
(фокус группа прочитывает) Проверим?
Слайд№14
(Появляется сейф БЛОК)
Вот мы узнали модель сейфа. У каждого сейфа есть КОД со своей комбинацией. Вот беда…Принцесса забыла код
Слайд№15
(появляется 4 блока)
Красный треугольник большой и толстый, синий треугольник маленький и тонкий, красный квадрат большой и толстый, желтый круг маленький и тонкий.
Поможем принцессе?
В конверте №1 находятся кодовые карточки. При помощи них нужно закодировать любой БЛОК по вашему выбору. Комбинации могут повторяться, но обязательно хоть в одном признаке должен быть код с отрицанием или во всех признаках
УСЛОВИЕ: но это Секрет для соседних столов
В определенном порядке: цвет, форма, величина, толщина.
Читаем код ваш …вслух- пусть все угадывают все. Молодцы! Код придуман и разгадан. СОБРАЛИ КОДОВЫЕ КАРТОЧКИ.
Слайд№16
Открываем сейф- он у вас на столах (КОРОБКА БЛОКОВ, в котором находятся украшения.
В конверте №2 находится карточка, прочитав ДЕКОДИРОВАВ ее вы должны отыскать нужное украшение. Кто нашел, выходите сюда с карточкой и с украшением для Принцессы. Прочитайте и покажите, что вы нашли.
А МЫ проверим.
Слайд№17, 18, 19, 20
Нашли украшения
Слайд№ 21
ВОПРОС; По каким признакам дружат и не дружат украшения. - по парам
Положите украшения в эти шкатулки
Слайд№22
по 2 украшения в красную и желтую
Слайд№23
Принцессе нужно выбрать на балл украшения обладающим общими 3 признаками. Поможете ей?
ПРОВЕРИМ?
Слайд№24
Красный треугольник большой, толстый+ красный большой круг тонкий
синий маленький круг толстый+ красный маленький круг тонкий.
Спасибо большое, мы с вами помогли принцессе отыскать драгоценности
Слайд№25
Существует много разнообразных игр с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша», что возможность педагогам придумывать свои сюжеты игр, увлекая детей в прекрасный мир интересных логических игр. А освоив материал, дети сами могут придумывать сюжеты и головоломки.
Слайд№ 26
Рефлексия по методу британского психолога Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Мы с вами поупражняемся в навыках практического мышления
На столе шляпки в которых лежит задание, ШЛЯПКИ на голову которое вы должны прочитать и коротко в течении 15 секунд дать ответ. Нужно отвечать очень коротко 1-2 предложениями.
«Белая шляпа»
Только факты (что узнали, чему научились)
«Зеленая шляпа»
Только «плюсы», что больше всего понравилось
«Черная шляпа»
Только «минусы», что не понравилось
«Красная шляпа»
Говорите только о чувствах или ощущениях (интересно-неинтересно, сложно,) которые у вас возникли в процессе мастер-класса
«Желтая шляпа»
Говорит о том, можно ли воплотить данный материал в работе с детьми
«Синяя шляпа»
Сделайте по всему сказанному выводы обобщения
1. Что узнали, чему научились.
2. «плюсы» и «минусы»
3. можно ли использовать в работе с детьми в ДОУ …. 3 минуты
Слайд№27 ИТОГ Рефлексия Притча
Жил в древности один мудрец. У него было много учеников. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Ранним утром ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. В любой момент готов был сжать руки для своей истины. Пришел к своему мудрецу-учителю и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках--- ответил мудрец.
В наших руках задатки, данные нашим воспитанникам от природы. И то нас зависит, остануться они НЕРАСКРЫТЫМИ или достигнут соответствующих высот.