Приложение МААМ

Мастер-класс по математике для учителей начальных классов «Работа с текстовыми задачами»

Юдина
Мастер-класс по математике для учителей начальных классов «Работа с текстовыми задачами»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс

учителя начальных классов МБОУ «Курасовская СОШ», Ивнянского района, Белгородской области Юдиной Лидии Александровны

Приёмы работы с текстовыми задачами

Публикация «Мастер-класс по математике для учителей начальных классов „Работа с текстовыми задачами“» размещена в разделах

Одной из главных причин, по которым школьники неверно решают ту или иную задачу является неспособность глубоко, осмысленно, внимательно проанализировать то, что дано в задаче (данные) и то, что нужно узнать (вопрос, непонимание взаимосвязи между ними. Мы постоянно напоминаем детям: «Внимательно читайте условие и вопрос». Но ошибки продолжают существовать.

Чтобы решить эту проблему, можно использовать в работе следующие приё мы на этапе восприятия:

- Чтение текста задачи : сначала про себя, затем вслух одним из учеников.

- Пересказ задачи своими словами (этот приём способствует более глубокому осмыслению прочитанного).

- Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, инсценировка этой ситуации.

- Разбиение текста задачи на смысловые части, подчёркивание условия и вопроса синим и красным цветом, выделение числовых данных.

- Выделение наиболее важных слов в каждой смысловой части и в вопросе задачи.

- Переформулировка текста задачи (отбрасывание несущественных деталей, зачёркивание).

Этот приём целесообразно использовать, если текст задачи объёмный и содержит много несущественных деталей.

Для обучения учащихся анализировать текст задачи на уроках целесообразно следующие упражнения:

- Анализ текстов задач с лишними и недостающими данными.

- Анализ текстов задач с противоречивым условием.

- Анализ текстов задач с вопросом, в котором спрашивается о том, что уже известно.

-Анализ текстов задач с неопределённым условием.

- Сравнение текстов задач (сравниваются задачи, сходные по сюжету, но разные по математическому содержанию, либо с одинаковым математическим содержанием, но совершенно разных по сюжету).

-Составление условия к данному вопросу.

- Постановка вопроса к данному условию.

- Подбор условия к данному вопросу или вопроса к данному условию.

На этапе моделирования задача уччителя– научить школьников применять тот способ, который наиболее подходит к той или иной задаче, помогает увидеть отношения между данными и искомым, найти разные способы решения задачи (если это возможно, увидеть скрытые взаимосвязи, не отражённые явно в тексте задачи.

Для формирования умения моделировать задачу, используются следующие приё мы:

-Составление краткой записи задачи при помощи опорных слов, рисунков, схем, таблиц и т. д. Типичные краткие записи могут представлены на листах. В первом классе это могут быть предметы, картинки, рисунки, геометрические фигуры, но с умением писать вводятся краткие записи.

- Выбор рисунка, схемы и т. д. к данной задаче.

- Исправление ошибок в краткой записи задачи.

- Составление задачи по краткой записи (опорным словам, рисунку, схеме, чертежу, таблице)

- Подбор к схеме подходящего текста из предложенных.

Самым важным на этапе поиска и составления плана решения является формирование умения рассуждать тем или иным способом. Поиск плана решения задачи можно проводить двумя путями:

- аналитическим способом, рассуждая от вопроса к данным («Чтобы ответить на вопрос задачи, надо знать … и …);

- синтетическим, рассуждая от данных к вопросу. («Мне известно … и …. По этим данным я могу узнать… и).

Возможно использование их комбинации – аналитико-синтетического способа.

Для формирования умения выделять простые задачи из составной, вести рассуждения от данных можно использовать следующие упражнения:

- Составь и реши простые задачи, используя эти данные.

- Поставь вопрос к данному условию. Выбери только те простые задачи, которые помогут ответить на главный вопрос.

- Поиск плана решения по модели и путём составления уравнения

Запись на этапе решения и ответа может производиться различными способами:

1 класс – выражением в одно действие или по действиям с пояснениями (составная задача);

2 класс - по действиям с пояснениями или вопросами;

3 класс – по действиями с пояснениями или вопросами, а также в виде числового или буквенного выражения;

4 класс – все способы + уравнением.

Этап проверки решения играет большую роль в развитии самоконтроля, формировании умения рассуждать, внимательно относиться к анализу задачи, активизирует познавательную деятельность. Зачастую, учащиеся получают ответ, который не может получиться с точки зрения здравого смысла. Но, если они не научены решение проверять, то такой результат их не удивляет.

Для проверки решения задач используются следующие приё мы:

-Прикидка ответа или установление границ значений искомого (до решения).

-Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и числами, данными в условии (приём подстановки).

- Составление и решение обратных задач.

Этот способ вводится во 2 классе (1-4).

Составить обратную задачу – это значит преобразовать данную задачу так, чтобы искомое данной задачи стало данным числом, а одно из данных чисел – искомым.

Этап исследовательской работы над задачей является очень важным и интересным, хотя зачастую он опускается. Именно работа над задачей на данном этапе способствует развитию творческой активности и мышления учащихся, повышает интерес к математике, к решению задач, позволяет целенаправленнее формировать компоненты общего умения решать задачи.

Приёмы работы над задачей на данном этапе :

Эти приёмы также способствуют развитию умения производить анализ задачи, устанавливать взаимосвязи между величинами, осознанно выбирать действие при решении задач.

- Решение задачи другим способом (если это возможно, сравнение разных способов решения;

-Составление аналогичной задачи с новыми данными.

Этот приём помогает детям переносить известную схему решения на другие задачи этого вида, учит обобщать их в группы.

- Постановка дополнительных вопросов к решённой задаче.

Этот приём предполагает постановку дополнительных вопросов, замену известных величин неизвестными, поиск новых решений.

- Изменение вопроса задачи.

- Измени вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.

- Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

- Изменение числовых данных задачи так, чтобы появился новый способ решения.

- Исследование решения. (Сколько способов решения имеет задача? При каких условиях она не имела бы решения? Какие приёмы целесообразны для поиска решения задачи)

-Сравнение задач и их решения.

Кроме основного вида работы над задачей – её решения, можно использовать и другие виды работы, не включающие явное и полное решение задач, но способствующие формированию комплекса умений, необходимых для решения задач, развитию мышления, творческой активности, познавательного интереса.

Математика 2-3 класс.

Тема: «Работа с текстовыми задачами»

Цель: создать условия для формирования представлений о текстовой задачи; формировать умения решать и составлять её на этапе закрепления

Оборудование: листы самооценки, компьютер, презентация, проектор, экран, памятки

Результаты:

Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться; признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять само- и взаимопроверку заданий;

Познавательные: ориентироваться в задачах (анализировать; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; выполнять задания по образцу; сравнивать и группировать предметы, объекты);

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся

Актуализация знаний

Цель: определение темы, формулирование цели -Опредилте тему нашего урока,а поможет ребус.

(слайд 2)

Сформулируем цель урока. Ученики разгадывают ребус (за слогом за стоит слово дача = задача)

Продолжить работу по решению задач.

Разминка

Цель: определение арифметических знаков

С помощью игры «Ручка, карандаш» определить арифметические знаки:

(слайд 3)

- Сколько всего…

- Увеличить на…

- Увеличить в…

- Уменьшить на…

- Уменьшить в…

- На сколько меньше, больше…

- Во сколько раз меньше, больше…

Учащиеся определяют арифметические знаки, используя ручку и карандаш.

Работа по теме

Цель: определение текстовых задач среди текстов, выделение условия и вопроса, решение задач 1) Задание 1

Определи, какой текст является задачей, объясни свой выбор.

1. Первое место в списке самых быстрых птиц занимает сапсан. Именно эта неприметная птичка может перемещаться со скоростью приблизительно 380 километров в час.

2. Филин может прожить 60 лет, а лебедь 30 лет

3. У ласточки в гнезде 6 птенцов, а у утки-мандаринки в 2 раза больше. Сколько всего птенцов у двух птиц?

2) Задание 2

Выдели красным карандашом условие задачи, зелёным карандашом вопрос задачи.

3) Задание 3

Запишите условие задачи :

1 группа – рисунком, 2 группа – чертежом,

3 группа – опорными словами

Задание 4

Решите задачу, используя памятку.

Памятка

Ответь на вопросы:

Какой главный вопрос задачи? Что нужно знать, чтобы на него ответить? Что надо сделать с данными числами? Что известно? Что неизвестно? Найди неизвестное. Можно ответить на вопрос задачи?

Запишите решение задачи :

1 группа – по действиям с записью вопросов, 2 группа – по действиям с кратким пояснением, 3 группа – выражением

(Проверка работы по слайду)

Ученики читают три текста, самостоятельно выбирают текст задачи, объясняют свой выбор:

Это задача, т. к. есть условие и вопрос; есть данные (в условии)и искомое (в вопросе); условие и вопрос должны соответствовать друг другу;

чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить

Учащиеся выделяют цветными карандашами: условие, вопрос

Дети записывают условие задачи : рисунком, чертежом, опорными словами

Учащиеся отвечают на вопросы памятки

Ученики записывают решение задачи :

1 группа – по действиям с записью вопросов, 2 группа – по действиям с кратким пояснением, 3 группа – выражением

Творческая работа

Цель: формирование умений составлять новую задачу, решать ее Задание 5

1 группа: измените условие задачи, чтобы задача решалась так : (6*2) – 6

2 группа: дополните условие задачи, чтобы задача решалась так : (6*2) + 6 + 3

3 группа: составьте новое условие задачи, чтобы задача решалась так :( 10 : 2) + 5

( кукушка:7-10 птенцов, аист: 2-5 птенцов, сорока: 5-8 птенцов)

(Проверка работы по слайду) Учащиеся составляют эадачи:

1. У ласточки в гнезде 6 птенцов, а у утки-мандаринки в 2 раза больше. На сколько птенцов у ласточки меньше, чем у утки-мандаринки?

(6*2) – 6 = 6 (п.)

2. У ласточки в гнезде 6 птенцов, у аиста 3 птенца, а у утки-мандаринки в 2 раза больше, чем у ласточки. Сколько всего птенцов у трёх птиц?

(6*2) + 6 + 3 = 21 (п.)

2. У кукушки в гнезде 10 птенцов, у аиста в 2 раза меньше птенцов. Сколько всего птенцов у двух птиц?

( 10 : 2) + 10 =15 (п.)

Самостоятельная работа

Цель: формирование умений определять задачу, решать ее Задание 6

Соединить каждую задачу с её решением и назови ответ.

1. Голубь взлетает на высоту 100 м, а скворец на 54 м. На сколько выше голубь взлетает выше, чем скворец?

2. Ласточка может прожить 9 лет, а ворон в 8 раз больше. На сколько дольше лет живет ворон, чем ласточка?

3. Маленькая птичка колибри летает не только вперёд, но и назад, а её крохотные крылышки совершают до 50 взмахов в секунду.

4. Скорость полета синицы 30 км/ч, а скорость гуся в 3 раза больше. Какова их общая скорость?

(Проверка работы по слайду)

Ученики работают самостоятельно, выделяют третий текст, который не является задачей

Соединяют каждую задачу с её решением и вычисляют ответ.

(9 * 8) – 9 = 63 (г.)

(30 * 3) + 30 (км / ч)

100 – 54=46 (л.)

Итог занятия

Цель: подведение итогов работы, самоанализ собственной деятельности на уроке

Достигли цели?

Ответьте на вопросы:

Я научился…

Я узнал…

Я порадовался тому, что…

Оцени себя сам:

- я работал сам, быстро и аккуратно;

- я работал медленно, но правильно;

- я не понял, мне помогали;

- я работал, но отвлекался и поэтому у меня не получилось.

Учащиеся научились определять текстовую задачу от «незадачи», выделять части задачи, выполнять решение задачи по памятке, записывать разными способами решение.

Узнали много интересного о птицах.

Порадовались дружбе, взаимопониманию.

Учащиеся анализируют собственную деятельность на уроке

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении недели начальных классов (1–4 класс)Фотоотчёт о проведении недели начальных классов (1–4 класс) С 20 по 24 ноября в школе проходила предметная неделя в начальных классах. Анализ плана проведения Недели показал,что педагогами были.

Мастер-класс для учащихся начальных классов «Цветок из пластикового стаканчика»Мастер-класс для учащихся начальных классов «Цветок из пластикового стаканчика» Доброго всем дня! Предлагаю Вашему вниманию доступный мастер-класс с использованием бросового материала. Нам потребуются: пластиковые.

Мастер-класс для учащихся начальных классов «Письмо Деду Морозу»Мастер-класс для учащихся начальных классов «Письмо Деду Морозу» Вот и наступила зима. И пришла пора готовить письма для самого лучшего и доброго волшебника Деда Мороза. 4 декабря по календарю Всероссийского.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Портфолио учителя начальных классов Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков.

Скороговорки в работе учителя начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на новую публикацию об использовании скороговорок на уроках в начальной школе. Скороговорки - это несложный,.

Стихи-посвящение учителям начальных классовСтихи-посвящение учителям начальных классов Когда наши дети покидают детский сад, они попадают в надёжные руки педагогов школы. Понятны волнения родителей и,конечно же,самих детей.

У нас в гостях учитель начальных классовУ нас в гостях учитель начальных классов Здравствуйте, дорогие МААМовцы! На календаре уже разгар лета, но мы вернемся немного назад. В мае месяце нас посетил учитель начальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по математике для учителей начальных классов «Работа с текстовыми задачами»
Опубликовано: 16 июля 2021 в 21:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по математике для учителей начальных классов «Работа с текстовыми задачами»» (включая файлы) размещена пользователем Юдина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД