Юдина
Мастер-класс по математике для учителей начальных классов «Работа с текстовыми задачами»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
учителя начальных классов МБОУ «Курасовская СОШ», Ивнянского района, Белгородской области Юдиной Лидии Александровны
Приёмы работы с текстовыми задачами
Публикация «Мастер-класс по математике для учителей начальных классов „Работа с текстовыми задачами“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Одной из главных причин, по которым школьники неверно решают ту или иную задачу является неспособность глубоко, осмысленно, внимательно проанализировать то, что дано в задаче (данные) и то, что нужно узнать (вопрос, непонимание взаимосвязи между ними. Мы постоянно напоминаем детям: «Внимательно читайте условие и вопрос». Но ошибки продолжают существовать.
Чтобы решить эту проблему, можно использовать в работе следующие приё мы на этапе восприятия:
- Чтение текста задачи : сначала про себя, затем вслух одним из учеников.
- Пересказ задачи своими словами (этот приём способствует более глубокому осмыслению прочитанного).
- Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, инсценировка этой ситуации.
- Разбиение текста задачи на смысловые части, подчёркивание условия и вопроса синим и красным цветом, выделение числовых данных.
- Выделение наиболее важных слов в каждой смысловой части и в вопросе задачи.
- Переформулировка текста задачи (отбрасывание несущественных деталей, зачёркивание).
Этот приём целесообразно использовать, если текст задачи объёмный и содержит много несущественных деталей.
Для обучения учащихся анализировать текст задачи на уроках целесообразно следующие упражнения:
- Анализ текстов задач с лишними и недостающими данными.
- Анализ текстов задач с противоречивым условием.
- Анализ текстов задач с вопросом, в котором спрашивается о том, что уже известно.
-Анализ текстов задач с неопределённым условием.
- Сравнение текстов задач (сравниваются задачи, сходные по сюжету, но разные по математическому содержанию, либо с одинаковым математическим содержанием, но совершенно разных по сюжету).
-Составление условия к данному вопросу.
- Постановка вопроса к данному условию.
- Подбор условия к данному вопросу или вопроса к данному условию.
На этапе моделирования задача уччителя– научить школьников применять тот способ, который наиболее подходит к той или иной задаче, помогает увидеть отношения между данными и искомым, найти разные способы решения задачи (если это возможно, увидеть скрытые взаимосвязи, не отражённые явно в тексте задачи.
Для формирования умения моделировать задачу, используются следующие приё мы:
-Составление краткой записи задачи при помощи опорных слов, рисунков, схем, таблиц и т. д. Типичные краткие записи могут представлены на листах. В первом классе это могут быть предметы, картинки, рисунки, геометрические фигуры, но с умением писать вводятся краткие записи.
- Выбор рисунка, схемы и т. д. к данной задаче.
- Исправление ошибок в краткой записи задачи.
- Составление задачи по краткой записи (опорным словам, рисунку, схеме, чертежу, таблице)
- Подбор к схеме подходящего текста из предложенных.
Самым важным на этапе поиска и составления плана решения является формирование умения рассуждать тем или иным способом. Поиск плана решения задачи можно проводить двумя путями:
- аналитическим способом, рассуждая от вопроса к данным («Чтобы ответить на вопрос задачи, надо знать … и …);
- синтетическим, рассуждая от данных к вопросу. («Мне известно … и …. По этим данным я могу узнать… и).
Возможно использование их комбинации – аналитико-синтетического способа.
Для формирования умения выделять простые задачи из составной, вести рассуждения от данных можно использовать следующие упражнения:
- Составь и реши простые задачи, используя эти данные.
- Поставь вопрос к данному условию. Выбери только те простые задачи, которые помогут ответить на главный вопрос.
- Поиск плана решения по модели и путём составления уравнения
Запись на этапе решения и ответа может производиться различными способами:
1 класс – выражением в одно действие или по действиям с пояснениями (составная задача);
2 класс - по действиям с пояснениями или вопросами;
3 класс – по действиями с пояснениями или вопросами, а также в виде числового или буквенного выражения;
4 класс – все способы + уравнением.
Этап проверки решения играет большую роль в развитии самоконтроля, формировании умения рассуждать, внимательно относиться к анализу задачи, активизирует познавательную деятельность. Зачастую, учащиеся получают ответ, который не может получиться с точки зрения здравого смысла. Но, если они не научены решение проверять, то такой результат их не удивляет.
Для проверки решения задач используются следующие приё мы:
-Прикидка ответа или установление границ значений искомого (до решения).
-Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и числами, данными в условии (приём подстановки).
- Составление и решение обратных задач.
Этот способ вводится во 2 классе (1-4).
Составить обратную задачу – это значит преобразовать данную задачу так, чтобы искомое данной задачи стало данным числом, а одно из данных чисел – искомым.
Этап исследовательской работы над задачей является очень важным и интересным, хотя зачастую он опускается. Именно работа над задачей на данном этапе способствует развитию творческой активности и мышления учащихся, повышает интерес к математике, к решению задач, позволяет целенаправленнее формировать компоненты общего умения решать задачи.
Приёмы работы над задачей на данном этапе :
Эти приёмы также способствуют развитию умения производить анализ задачи, устанавливать взаимосвязи между величинами, осознанно выбирать действие при решении задач.
- Решение задачи другим способом (если это возможно, сравнение разных способов решения;
-Составление аналогичной задачи с новыми данными.
Этот приём помогает детям переносить известную схему решения на другие задачи этого вида, учит обобщать их в группы.
- Постановка дополнительных вопросов к решённой задаче.
Этот приём предполагает постановку дополнительных вопросов, замену известных величин неизвестными, поиск новых решений.
- Изменение вопроса задачи.
- Измени вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.
- Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
- Изменение числовых данных задачи так, чтобы появился новый способ решения.
- Исследование решения. (Сколько способов решения имеет задача? При каких условиях она не имела бы решения? Какие приёмы целесообразны для поиска решения задачи)
-Сравнение задач и их решения.
Кроме основного вида работы над задачей – её решения, можно использовать и другие виды работы, не включающие явное и полное решение задач, но способствующие формированию комплекса умений, необходимых для решения задач, развитию мышления, творческой активности, познавательного интереса.
Математика 2-3 класс.
Тема: «Работа с текстовыми задачами»
Цель: создать условия для формирования представлений о текстовой задачи; формировать умения решать и составлять её на этапе закрепления
Оборудование: листы самооценки, компьютер, презентация, проектор, экран, памятки
Результаты:
Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться; признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем
Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять само- и взаимопроверку заданий;
Познавательные: ориентироваться в задачах (анализировать; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; выполнять задания по образцу; сравнивать и группировать предметы, объекты);
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация знаний
Цель: определение темы, формулирование цели -Опредилте тему нашего урока,а поможет ребус.
(слайд 2)
Сформулируем цель урока. Ученики разгадывают ребус (за слогом за стоит слово дача = задача)
Продолжить работу по решению задач.
Разминка
Цель: определение арифметических знаков
С помощью игры «Ручка, карандаш» определить арифметические знаки:
(слайд 3)
- Сколько всего…
- Увеличить на…
- Увеличить в…
- Уменьшить на…
- Уменьшить в…
- На сколько меньше, больше…
- Во сколько раз меньше, больше…
Учащиеся определяют арифметические знаки, используя ручку и карандаш.
Работа по теме
Цель: определение текстовых задач среди текстов, выделение условия и вопроса, решение задач 1) Задание 1
Определи, какой текст является задачей, объясни свой выбор.
1. Первое место в списке самых быстрых птиц занимает сапсан. Именно эта неприметная птичка может перемещаться со скоростью приблизительно 380 километров в час.
2. Филин может прожить 60 лет, а лебедь 30 лет
3. У ласточки в гнезде 6 птенцов, а у утки-мандаринки в 2 раза больше. Сколько всего птенцов у двух птиц?
2) Задание 2
Выдели красным карандашом условие задачи, зелёным карандашом вопрос задачи.
3) Задание 3
Запишите условие задачи :
1 группа – рисунком, 2 группа – чертежом,
3 группа – опорными словами
Задание 4
Решите задачу, используя памятку.
Памятка
Ответь на вопросы:
Какой главный вопрос задачи? Что нужно знать, чтобы на него ответить? Что надо сделать с данными числами? Что известно? Что неизвестно? Найди неизвестное. Можно ответить на вопрос задачи?
Запишите решение задачи :
1 группа – по действиям с записью вопросов, 2 группа – по действиям с кратким пояснением, 3 группа – выражением
(Проверка работы по слайду)
Ученики читают три текста, самостоятельно выбирают текст задачи, объясняют свой выбор:
Это задача, т. к. есть условие и вопрос; есть данные (в условии)и искомое (в вопросе); условие и вопрос должны соответствовать друг другу;
чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить
Учащиеся выделяют цветными карандашами: условие, вопрос
Дети записывают условие задачи : рисунком, чертежом, опорными словами
Учащиеся отвечают на вопросы памятки
Ученики записывают решение задачи :
1 группа – по действиям с записью вопросов, 2 группа – по действиям с кратким пояснением, 3 группа – выражением
Творческая работа
Цель: формирование умений составлять новую задачу, решать ее Задание 5
1 группа: измените условие задачи, чтобы задача решалась так : (6*2) – 6
2 группа: дополните условие задачи, чтобы задача решалась так : (6*2) + 6 + 3
3 группа: составьте новое условие задачи, чтобы задача решалась так :( 10 : 2) + 5
( кукушка:7-10 птенцов, аист: 2-5 птенцов, сорока: 5-8 птенцов)
(Проверка работы по слайду) Учащиеся составляют эадачи:
1. У ласточки в гнезде 6 птенцов, а у утки-мандаринки в 2 раза больше. На сколько птенцов у ласточки меньше, чем у утки-мандаринки?
(6*2) – 6 = 6 (п.)
2. У ласточки в гнезде 6 птенцов, у аиста 3 птенца, а у утки-мандаринки в 2 раза больше, чем у ласточки. Сколько всего птенцов у трёх птиц?
(6*2) + 6 + 3 = 21 (п.)
2. У кукушки в гнезде 10 птенцов, у аиста в 2 раза меньше птенцов. Сколько всего птенцов у двух птиц?
( 10 : 2) + 10 =15 (п.)
Самостоятельная работа
Цель: формирование умений определять задачу, решать ее Задание 6
Соединить каждую задачу с её решением и назови ответ.
1. Голубь взлетает на высоту 100 м, а скворец на 54 м. На сколько выше голубь взлетает выше, чем скворец?
2. Ласточка может прожить 9 лет, а ворон в 8 раз больше. На сколько дольше лет живет ворон, чем ласточка?
3. Маленькая птичка колибри летает не только вперёд, но и назад, а её крохотные крылышки совершают до 50 взмахов в секунду.
4. Скорость полета синицы 30 км/ч, а скорость гуся в 3 раза больше. Какова их общая скорость?
(Проверка работы по слайду)
Ученики работают самостоятельно, выделяют третий текст, который не является задачей
Соединяют каждую задачу с её решением и вычисляют ответ.
(9 * 8) – 9 = 63 (г.)
(30 * 3) + 30 (км / ч)
100 – 54=46 (л.)
Итог занятия
Цель: подведение итогов работы, самоанализ собственной деятельности на уроке
Достигли цели?
Ответьте на вопросы:
Я научился…
Я узнал…
Я порадовался тому, что…
Оцени себя сам:
- я работал сам, быстро и аккуратно;
- я работал медленно, но правильно;
- я не понял, мне помогали;
- я работал, но отвлекался и поэтому у меня не получилось.
Учащиеся научились определять текстовую задачу от «незадачи», выделять части задачи, выполнять решение задачи по памятке, записывать разными способами решение.
Узнали много интересного о птицах.
Порадовались дружбе, взаимопониманию.
Учащиеся анализируют собственную деятельность на уроке