Аида Аскерова
Мастер-класс «Про загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития образования в Ярославской области: итоги 2018 года», в рамках малой конференции «Траектория развития регионального дошкольного образования»
ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования
27 .11.2018 год.
Мастер-класс «ПРО загадки»
© Аскерова Аида Усмановна,
воспитатель
МДОУ Некоузского детского сада №3
Описание: В МК представлен опыт работы по использованию технологии «Загадка» в рамках развивающей программы «ПРО детей»
Публикация «Мастер-класс „Про загадки“» размещена в разделах
Цель мастер-класса : Представление опыта работы по использованию технологии «Загадки» по программе развивающего обучения дошкольников «ПРО детей».
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с технологией «Загадка»
2. Предложить участникам мастер-класса модели составления загадок, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и родителям для применения загадок в целях развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: магнитные доски, магниты, ручки, ватманы или листы
А-3,маркеры,фломастеры, листы разного цвета с названиями образовательных областей, разрезанные на несколько частей, для командообразования в практической части МК, разноцветные стикеры, соответствующие цвету образовательной области для голосования, листы с названиями образовательной области для презентации загадок.
1 слайд
Уважаемые коллеги, обратите, пожалуйста, внимание на экран.
Попробуйте отгадать зашифрованное слово.
Выберите позицию 5 или 6 и попробуйте обосновать, что бы это значило.
2 слайд
На самом деле, уважаемые коллеги, речь шла о загадке. Посмотрите, какой дидактический потенциал несёт в себе загадка.
3 слайд
-И тема моего мастер – класса «ПРО загадки»
4 слайд
- В одной известной древней китайской пословице говорится:
«Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю»
- Эти слова можно взять как девиз, как условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
5 слайд
В научной литературе нет точных указаний, когда загадка перешла к детям, уже в 19 веке загадка бытовала в круге чтения и взрослых и детей, была введена в учебную литературу (В. И. Даль, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский).
Это было признанием её педагогической ценности!
По словам К. Д. Ушинского «Загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение».
6 слайд
-Уважаемые коллеги, как Вы считаете, почему порой детям бывает скучно на занятиях? Что мешает вовлечённости детей на занятиях?
Поставленная задача интересна взрослому, но не ребёнку.
Длительность занятия, время ожидания, паузы.
7 слайд
-Как же это исправить?
В этом нам может помочь загадка. Вместо одного длинного занятия –можно провести несколько мини-занятий. Одно мини-занятие может решать несколько педагогических задач. Обратную связь дети получают не только и (и не столько) от воспитателя, сколько друг от друга.
8 Слайд - Рассмотрим технологию «Загадки»
Как предложить детям загадку? +
Загадка вывешивается на видном месте, в виде картинок, знаков и символов.
Ребёнок подходит и сам «прочитывает» смысл загадки, ориентируясь на знаки и символы.
9 слайд
Как выбрать вопрос для «загадки»? +
Это вопросы на закрепление нового материала;
на повторение, закрепление и систематизацию пройденного материала.
10 слайд
Каким должен быть ответ? +
Ответ к загадке уже указан. Даже целых два ответа. Надо выбрать правильный ответ и прикрепить магнит со своим изображением на нужное поле.
И друзья обязательно спросят, почему ответил именно так. Поэтому выбор делается детьми обдуманно и осознанно.
Технология «Загадки» предполагает использование загадок-вопросов, имеющих однозначные ответы: да или нет.
Я считаю, что детям можно и нужно предлагать загадки, где правильным ответом будет «нет». Детям важно понимать, что в довольно большом числе ситуаций ответ «нет» может быть правильным.
11 слайд
А как же детям проверить правильность выбора? Как Вы считаете?
В этом нам поможет оснащенность ППРС. Можно предложить детям карточки или предложить поискать ответ в детской иллюстрированной энциклопедии.
При составлении загадок у меня возникали разные интересные варианты. Но часто наш креатив натыкался на правило, что ответ на загадку должен быть однозначным и проверяемым. А если проверка сводится к пояснению и ответу воспитателя, теряется суть технологии.
12 слайд
В какое время лучше предлагать детям загадку?
- Загадки как мини-занятие провожу
Во время утреннего приёма или после последнего обсуждения во время утреннего круга.
Провожу два раза в день (например, когда дети приходят с прогулки).
Бывает и так, что загадки предлагаю по запросу детей.
13 слайд
Вы меня спросите, как часто нужно менять загадки?
для младшего возраста можно оставить один вопрос на неделю;
для старшего возраста по мере необходимости в зависимости от вопроса.
14 слайд
-Загадки как пример мини-занятия я использую для развития и закрепления детских представлений в различных образовательных областях, а также для мотивации к познавательному развитию и детской любознательности.
А также для экспресс диагностики степени усвоения детьми конкретных понятий.
15 слайд
Вот такая у нас выстроилась схема технологии «Загадки»
16 слайд
-Коллеги, Вы любите загадки? Как Вы считаете, в каком случае загадки могут быть интересны детям?
-Настоящие загадки- это, когда надо удивиться, потом задуматься, испытать радость от найденного решения, а потом ещё и проверить и обсудить с другом. Такие загадки встречают наших детей каждый день.
17 слайд
Вспоминая девиз нашего МК, мы с Вами уже УСЛЫШАЛИ про технологию «Загадки», УВИДЕЛИ варианты использования, а теперь переходим к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Уважаемые коллеги! Перед началом мастер-класса я Вам предложила выбрать цветные листочки. Объединитесь, пожалуйста, в команды по цвету и соберите листочки так, чтобы у Вас получилось словосочетание.
( Должны получиться названия образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
-Прочитайте, пожалуйста, получившиеся названия.
- У Вас получились названия образовательных областей.
- Коллеги, я предлагаю Вам поработать и составить загадку. Каждая команда выбирает загадку по своей образовательной области.
После того как Вы составите загадки, начнется презентация загадок в творческой форме для коллег из других команд, так, чтобы Вашим коллегам захотелось отдать свой голос в пользу Ваших загадок. Голосование пройдет после презентации загадок.
Я уверена, что в наших педагогических копилочках накопилось немало интересных загадок, так что работа у нас пойдёт быстро и оживлённо.
На составление загадок Вам даётся 1 минута. Приступайте, пожалуйста, к работе.
Коллеги, вы готовы к презентации?
Для успешной презентации выберите, пожалуйста, внутри команды спикера-педагога, который будет предлагать «детям» из другой команды загадки. А «дети» из другой команды должны отгадать предложенную загадку.
На презентацию выделено 1 минута. Соблюдайте, пожалуйста, регламент.
После презентации загадок всеми группами.
А сейчас, уважаемые коллеги, попрошу проголосовать за наиболее понравившиеся загадки при помощи стикера с цветом своей команды. За загадки своей команды голосовать нельзя.
После голосования не расходитесь и соберитесь, пожалуйста, в круг.
Команда, которая составила загадку по (название ОО команды) получила наибольшее количество голосов.
Почему же так случилось? Давайте подумаем вместе.
Анализ.
И еще раз вместе с Вами мне хотелось бы определить образовательный потенциал загадки, исходя из букв, из которых составлено слово.
З-
А-
Г-
А-
Д-
К-
А-
- Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса : «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю»,
мне очень хотелось бы, чтобы предоставленная информация оказалась для Вас интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
18 слайд
Спасибо за внимание! Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми!