Любовь Горявина
Мастер-класс «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего сегодня поколения - одна из актуальных задач настоящего. Большие изменения произошли в мире за последнее время. Это касается, прежде всего, нравственных ценностей и отношения к истории. У многих детей искажены представления о таких явлениях, как патриотизм, доброта и великодушие. Сегодня, зачастую, материальные блага и ценности преобладают над духовными. Несмотря на это, все трудности переходного периода не должны быть причиной для приостановления патриотического воспитания детей в школе.
Публикация «Мастер-класс „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.
Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Отторжение подрастающего поколения от культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно – нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.
Как известно, чувства патриотического характера, закладываются на протяжении всей жизни и бытия человечества, под влиянием конкретной социокультурной среды. Так люди прямо с рождения инстинктивно, очень естественно и незаметно для себя, привыкают к окружающей их природе, среде, а также и к культуре родной страны, говоря иными словами, - к быту родного народа.
Вопрос аудитории.
- Что такое патриотизм?
Ответы участников.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
2 ЭТАП: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ.
Тема моего самообразования: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель созвучна теме: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи представлены на экране.
• Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
• Способствовать развитию у детей лучших черт характера.
• Создавать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.
• Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.
Программа О. Л. Князевой, «Приобщение к истокам русской народной культуры» направления определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре.
Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры : места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Формы работы с семьей
Таким образом: вся работа, выстроенная в определённую систему, позволила сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о русской народной культуре в целом.
3 ЭТАП: ПРОВЕДЕНИЕ С АУДИТОРИЕЙ ПРАЗДНИКА «СРЕТЕНИЕ»
Вопрос аудитории.
- Какие традиционные народные праздники вы знаете?
Ответы участников.
«Рождество», «Пасха», «Масленица», «Троица», «Сретение»
Вопрос аудитории.
- Что вы знаете о празднике «Сретение»?
Ответы участников.
15 февраля. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
Какова погода на Сретение, такова будет и весна. Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали: солнце на лето — зима на мороз.
На Сретенье пекут блины, баранки круглые, золотистые — они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. Скучать в Сретение нельзя — бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.
Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств, некоторые из них проводятся в детском саду, для приобщения детей к народной культуре.
Праздник — это проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых норм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев. Народный праздник давал человеку ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней. Для приобщения к истокам русской народной культуры народные праздники проводятся и в нашем дошкольном учреждении.
Народный праздник «Сретение» в старшей группе
Программное содержание:
- познакомить детей с русским народным праздником «Сретение», объяснить, что это праздник встречи зимы и весны;
- прививать желание участвовать в совместных русских народных играх.
- воспитывать любовь к русским народным традициям, играм и развлечениям;
- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;
- закреплять знания о характерных признаках зимы и весны;
- активизировать активный словарь детей через чтение народных закличек, примет, хороводных игр. Развивать память, наблюдательность;
Дети под музыку входят в зал. (народная музыка)
Хозяюшка:
- Здравствуйте, детушки малые, детушки румяные да улыбчивые. Проходите и рассаживайтесь по лавочкам. Дети, сегодня мы с вами отправляемся в края далекие, в старину глубокую. Отправляемся мы с вами в те дни февральские, когда в старину люди верили в обычаи народные. Люди мороз и зиму провожали, а весну – красну зазывали. С давних времён этот день считался первой встречей весны. «Зима с летом встретились» - говорили в народе. Время зимы уже проходит и она должна уступить место весне. Уже заметно прибавился день. Хоть ещё и снег кругом, но солнышко светит ярче. Поворот от зимы к весне чувствуют даже звери в лесу. В берлоге медведь поворачивается с боку на бок. Начиная с утра этого дня курам давали овё с с особым приговором: «Корми кур овсом – будешь с овсом».
(Раздать овёс в тарелочках. Девочки кормят кур с приговором). Затем шли в сад и руками трясли снег с плодовых деревьев – к богатому урожаю.
Немало придумано народных примет, связанных со Сретением: (Читают дети, заранее выученные)
• На Сретение оттепель — весна ранняя и тёплая.
• На Сретение мороз — весна холодная.
• Снег на Сретение — затяжная, дождливая весна.
• Метель на Сретение — весна поздняя и холодная.
• Капель на Сретение предсказывает хороший урожай пшеницы.
• Сильный ветер сулит богатый урожай фруктов.
Звучит музыка, входит Зима.
Зима: (надеть шапочку Зимы)
Здравствуйте, дети, это я, Зимушка-Зима,
К вам с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метелица метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село.
Все дороги, все пути,
Ни проехать, ни пройти!
Дети: Здравствуй, Зима!
Хозяюшка: Зима, а ты знаешь какой сегодня день?
Зима: Сегодня праздник Сретение. Я с Весной встречаюсь. А где же Весна? Не уж то забыла, что мы сегодня с ней встречаемся, или испугалась меня?
Хозяюшка: Дети, давайте хоровод заведём, да весну позовем.
(Песня «Перед весной» редакция П. Чайковского)
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Люли-люли, проходит,
Люли-люли, проходит.
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит,
Люли-люли, приводит,
Люли-люли, приводит.
Встаёт солнышко пораньше,
Светит красное подольше,
Люли-люли, подольше,
Люли-люли, подольше.
Тёплый луч на снег бросает,
От него снежок растает,
Люли-люли, растает,
Люли-люли, растает.
Хозяюшка: А чтобы Весна пришла с радостью, давайте позовём её закличку.
Дети: (повторяют за Хозяйкой)
Весна, Весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Под музыку входит Весна (надеть венок, дать корзинку с подарками, дать слова Весне)
Весна:
Утро доброе, ребята,
Я волшебница Весна,
Я луга, и леса, и поле
Пробудила ото сна!
Хозяюшка: Здравствуй, Весна! Что ты нам принесла?
Весна: Соху, борону, И кобылку ворону.
Зима:
Солнца клочок, соломки пучок.
Хлеба краюшечку, и водицы кружечку.
Хозяюшка: Вот и встретились Зима с Весною на Сретение.
Хозяюшка:
Весна – красна,
Ты где бывала?
Весна:
В лесу зимовала!
Хозяюшка:
В лесу зимовала?
Весна:
Город городила
Краски разводила
Снега растопила
В ручейки превратила!
Хозяйка:
Спасибо тебе Весна! Ребята выходите на лужок, поиграем в ручеёк.
Игра «Ручеёк»
Зима: Весна, пора нам с тобою померяться силами, кто из нас сильнее сейчас.
Хозяюшка: Чтобы Весне помочь, мужчины в деревнях в этот день выходили на улицу и устраивали «Зимоборы» - кулачные бои. Одна часть одевалась в кафтаны – летнюю одежду, другая в шубы. Если побеждали те, кто был одет в кафтаны, то и весна должна была вскоре победить. И мы сейчас поборемся, устроим свои «Зимоборы». Мальчики играют в игру-соревнование «Зимоборы».
Хозяюшка: Зима и Весна, наши дети вас очень любят и знают о вас много народных примет. Давайте порадуем Зиму и Весну.
Читают дети
- Зима снежная – лето дождливое;
- Зима морозная – лето жаркое;
- Сильно собаки валяются в снегу – быть метели;
- Воробьи дружно чирикают – к теплу;
- Рано затает – долго не растает;
- Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету;
- Весною много грязи – хлебушек хороший;
Весна: Какие вы молодцы, ребята, нас с Зимою подружили.
Зима:
День сегодня не простой, расступись народ честной.
Я иду прощаться с вами, над селами, городами.
Вслед за мной Весна идёт – наступил её черёд!
Весна:
Ах, подруженька, Зима!
Нашей встрече рада я.
Не торопись, Зима, прощаться,
Жаль детям с тобою расставаться.
Я тебя не тороплю,
Хоровод я заведу.
Хоровод «Со вьюном я хожу»
Весна:
У нас много дел и пора нам отправляться в свои владения. Я вам оставляю корзинку с сюрпризом.
Зима и Весна: До свидания, ребята! (уходят)
Хозяюшка:
На Сретение всегда пекли блины, баранки, они круглые похожи на солнышко. А ещё пекли печенье в виде разных домашних животных и птиц. Раскладывали печенье на окнах, чтобы не болеть, счастливыми быть (угощение баранками).