Папки-передвижки

Мастер-класс «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Любовь Горявина
Мастер-класс «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание подрастающего сегодня поколения - одна из актуальных задач настоящего. Большие изменения произошли в мире за последнее время. Это касается, прежде всего, нравственных ценностей и отношения к истории. У многих детей искажены представления о таких явлениях, как патриотизм, доброта и великодушие. Сегодня, зачастую, материальные блага и ценности преобладают над духовными. Несмотря на это, все трудности переходного периода не должны быть причиной для приостановления патриотического воспитания детей в школе.

Публикация «Мастер-класс „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.

Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Отторжение подрастающего поколения от культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно – нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.

Как известно, чувства патриотического характера, закладываются на протяжении всей жизни и бытия человечества, под влиянием конкретной социокультурной среды. Так люди прямо с рождения инстинктивно, очень естественно и незаметно для себя, привыкают к окружающей их природе, среде, а также и к культуре родной страны, говоря иными словами, - к быту родного народа.

Вопрос аудитории.

- Что такое патриотизм?

Ответы участников.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

2 ЭТАП: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ.

Тема моего самообразования: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель созвучна теме: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи представлены на экране.

• Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.

• Способствовать развитию у детей лучших черт характера.

• Создавать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.

• Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.

Программа О. Л. Князевой, «Приобщение к истокам русской народной культуры» направления определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре.

Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры : места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Формы работы с семьей

Таким образом: вся работа, выстроенная в определённую систему, позволила сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о русской народной культуре в целом.

3 ЭТАП: ПРОВЕДЕНИЕ С АУДИТОРИЕЙ ПРАЗДНИКА «СРЕТЕНИЕ»

Вопрос аудитории.

- Какие традиционные народные праздники вы знаете?

Ответы участников.

«Рождество», «Пасха», «Масленица», «Троица», «Сретение»

Вопрос аудитории.

- Что вы знаете о празднике «Сретение»?

Ответы участников.

15 февраля. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.

Какова погода на Сретение, такова будет и весна. Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали: солнце на лето — зима на мороз.

На Сретенье пекут блины, баранки круглые, золотистые — они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. Скучать в Сретение нельзя — бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.

Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств, некоторые из них проводятся в детском саду, для приобщения детей к народной культуре.

Праздник — это проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых норм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев. Народный праздник давал человеку ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней. Для приобщения к истокам русской народной культуры народные праздники проводятся и в нашем дошкольном учреждении.

Народный праздник «Сретение» в старшей группе

Программное содержание:

- познакомить детей с русским народным праздником «Сретение», объяснить, что это праздник встречи зимы и весны;

- прививать желание участвовать в совместных русских народных играх.

- воспитывать любовь к русским народным традициям, играм и развлечениям;

- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;

- закреплять знания о характерных признаках зимы и весны;

- активизировать активный словарь детей через чтение народных закличек, примет, хороводных игр. Развивать память, наблюдательность;

Дети под музыку входят в зал. (народная музыка)

Хозяюшка:

- Здравствуйте, детушки малые, детушки румяные да улыбчивые. Проходите и рассаживайтесь по лавочкам. Дети, сегодня мы с вами отправляемся в края далекие, в старину глубокую. Отправляемся мы с вами в те дни февральские, когда в старину люди верили в обычаи народные. Люди мороз и зиму провожали, а весну – красну зазывали. С давних времён этот день считался первой встречей весны. «Зима с летом встретились» - говорили в народе. Время зимы уже проходит и она должна уступить место весне. Уже заметно прибавился день. Хоть ещё и снег кругом, но солнышко светит ярче. Поворот от зимы к весне чувствуют даже звери в лесу. В берлоге медведь поворачивается с боку на бок. Начиная с утра этого дня курам давали овё с с особым приговором: «Корми кур овсом – будешь с овсом».

(Раздать овёс в тарелочках. Девочки кормят кур с приговором). Затем шли в сад и руками трясли снег с плодовых деревьев – к богатому урожаю.

Немало придумано народных примет, связанных со Сретением: (Читают дети, заранее выученные)

• На Сретение оттепель — весна ранняя и тёплая.

• На Сретение мороз — весна холодная.

• Снег на Сретение — затяжная, дождливая весна.

• Метель на Сретение — весна поздняя и холодная.

• Капель на Сретение предсказывает хороший урожай пшеницы.

• Сильный ветер сулит богатый урожай фруктов.

Звучит музыка, входит Зима.

Зима: (надеть шапочку Зимы)

Здравствуйте, дети, это я, Зимушка-Зима,

К вам с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метелица метёт.

Белым снегом замело

Все дороги на село.

Все дороги, все пути,

Ни проехать, ни пройти!

Дети: Здравствуй, Зима!

Хозяюшка: Зима, а ты знаешь какой сегодня день?

Зима: Сегодня праздник Сретение. Я с Весной встречаюсь. А где же Весна? Не уж то забыла, что мы сегодня с ней встречаемся, или испугалась меня?

Хозяюшка: Дети, давайте хоровод заведём, да весну позовем.

(Песня «Перед весной» редакция П. Чайковского)

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит,

Люли-люли, проходит,

Люли-люли, проходит.

Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит,

Люли-люли, приводит,

Люли-люли, приводит.

Встаёт солнышко пораньше,

Светит красное подольше,

Люли-люли, подольше,

Люли-люли, подольше.

Тёплый луч на снег бросает,

От него снежок растает,

Люли-люли, растает,

Люли-люли, растает.

Хозяюшка: А чтобы Весна пришла с радостью, давайте позовём её закличку.

Дети: (повторяют за Хозяйкой)

Весна, Весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Под музыку входит Весна (надеть венок, дать корзинку с подарками, дать слова Весне)

Весна:

Утро доброе, ребята,

Я волшебница Весна,

Я луга, и леса, и поле

Пробудила ото сна!

Хозяюшка: Здравствуй, Весна! Что ты нам принесла?

Весна: Соху, борону, И кобылку ворону.

Зима:

Солнца клочок, соломки пучок.

Хлеба краюшечку, и водицы кружечку.

Хозяюшка: Вот и встретились Зима с Весною на Сретение.

Хозяюшка:

Весна – красна,

Ты где бывала?

Весна:

В лесу зимовала!

Хозяюшка:

В лесу зимовала?

Весна:

Город городила

Краски разводила

Снега растопила

В ручейки превратила!

Хозяйка:

Спасибо тебе Весна! Ребята выходите на лужок, поиграем в ручеёк.

Игра «Ручеёк»

Зима: Весна, пора нам с тобою померяться силами, кто из нас сильнее сейчас.

Хозяюшка: Чтобы Весне помочь, мужчины в деревнях в этот день выходили на улицу и устраивали «Зимоборы» - кулачные бои. Одна часть одевалась в кафтаны – летнюю одежду, другая в шубы. Если побеждали те, кто был одет в кафтаны, то и весна должна была вскоре победить. И мы сейчас поборемся, устроим свои «Зимоборы». Мальчики играют в игру-соревнование «Зимоборы».

Хозяюшка: Зима и Весна, наши дети вас очень любят и знают о вас много народных примет. Давайте порадуем Зиму и Весну.

Читают дети

- Зима снежная – лето дождливое;

- Зима морозная – лето жаркое;

- Сильно собаки валяются в снегу – быть метели;

- Воробьи дружно чирикают – к теплу;

- Рано затает – долго не растает;

- Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету;

- Весною много грязи – хлебушек хороший;

Весна: Какие вы молодцы, ребята, нас с Зимою подружили.

Зима:

День сегодня не простой, расступись народ честной.

Я иду прощаться с вами, над селами, городами.

Вслед за мной Весна идёт – наступил её черёд!

Весна:

Ах, подруженька, Зима!

Нашей встрече рада я.

Не торопись, Зима, прощаться,

Жаль детям с тобою расставаться.

Я тебя не тороплю,

Хоровод я заведу.

Хоровод «Со вьюном я хожу»

Весна:

У нас много дел и пора нам отправляться в свои владения. Я вам оставляю корзинку с сюрпризом.

Зима и Весна: До свидания, ребята! (уходят)

Хозяюшка:

На Сретение всегда пекли блины, баранки, они круглые похожи на солнышко. А ещё пекли печенье в виде разных домашних животных и птиц. Раскладывали печенье на окнах, чтобы не болеть, счастливыми быть (угощение баранками).

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 12:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Горявина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД