Наталья Горячкина
Мастер-класс по заучиванию потешки, используя нетрадиционные приемы.
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
по заучиванию потешки, используя нетрадиционные методы и приемы.
Цель мастер-класса :
Познакомить коллег, как можно разнообразить работу по заучиванию стихотворных произведений (потешки, используя нетрадиционные методы и приемы.
Методические приемы :
- вступительная беседа,
- чтение потешки,
- объяснение непонятных слов,
- повторное чтение с использованием карточек-зарисовок,
Публикация «Мастер-класс по заучиванию потешки, используя нетрадиционные приемы,» размещена в разделах
- заучивание : шепотом, вполголоса, в полный голос, построчно, пропевая, притопывая, с использованием атрибутов : масок и музыкальных инструментов.
Оборудование:
- Доска,
- карточки-зарисовки на каждую строчку потешки,
- маски медведя, зайца, лисы, вороны, сороки,
- музыкальные инструменты: музыкальный молоточек, трещетки, бубен, погремушки, деревянные ложки.
Ход мастер-класса :
Влияние фольклора в развитии и воспитании детей трудно переоценить - это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка, развития его связной речи.
В настоящее время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. К тому же, в конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером и перед телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5 – 6 лет.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Поэтому я поставила перед собой задачу - показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в сказках, песенках, потешках, закличках, считалках, скороговорках, загадках; формировать интерес к фольклору, и как следствие, обогащать словарный запас и связную речь детей.
Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек, закличек, песенок и т. д.
Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли? (Это стихотворное произведение, которое сочинил народ, оно служило для поднятия настроения ребенку, оно веселило или «потешало» маленьких детей.
- Послушайте, пожалуйста, потешку :
«Сидит медведь на колоде - боты подшивает,
А заинька-работничек на дудочке играет,
А ворона-сторожена – она припевает,
А сорока-белобока сладку кашу варит,
А лисица-молодица всех угощает.
Собрался лесной народ –деток потешает».
( Объяснение незнакомых слов: «колода» - короткое толстое бревно; «боты» - так в старину называли ботинки; «ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит; «молодица» - молодая; «потешает» - развлекает, веселит.)
-О каких лесных жителях говорится в этой потешке?
(О медведе, о заиньке-работничке, о вороне-сторожене, о сороке-белобоке, о лисице-молодице.)
-А чем они занимаются? (Демонстрация карточек-зарисовок).
(Медведь – боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, ворона-сторожена – она припевает, сорока-белобока сладку кашу варит, лисица-молодица всех угощает, лесной народ – деток потешает.)
-Давайте с вами выучим эту потешку.
(Повторное чтение.)
Заучивание потешки с демонстрацией построчных зарисовок содержания потешки :
- шёпотом,
- вполголоса с хлопками,
- в полный голос с притопами,
- с масками персонажей – построчное рассказывание, с использованием шумовых и народных инструментов,
- с приплясыванием и пропеванием на мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде…»).