Галина Сорокина
Мастер-класс «Наглядно-игровые средства в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Наглядно-игровые средства в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста»
Актуальность
В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства.
Публикация «Мастер-класс „Наглядно-игровые средства в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Ранний возраст - важнейший стартовый период жизни человека. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.
Отсюда очевидно, что обучение в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления - сравнением, анализа, рассуждением, обобщением, умозаключением.
У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения.
В этот период необходимо обучать детей разнообразно действовать с предметами : собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Новизна, цель, задачи.
Опираясь на исследования А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъякова, Е. Б. Волосовой мною разработаны наглядно-игровые поля, которые удобны в использовании, доступны в изготовлении, гибки по содержанию, позволяют решать основные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста (с 2 до 3 лет).
Данные наглядно-игровые поля разработаны в силу особой актуальности проблемы раннего развития и отражают эффективные подходы к комплексному решению задач сенсорно - математического воспитания детей раннего возраста.
Цель - систематизировать работу по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста с использованием наглядно-игровых полей.
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Дополнить дидактический материал по формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Апробировать систему работы по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста с использованием наглядно-игровых полей.
2 шаг. Основные приемы работы. (Описание опыта с демонстрацией некоторых приемов).
С детьми третьего года жизни в дошкольном учреждении не проводятся специальные игровые занятия по формированию элементарных математических представлений. Условия, способствующие развитию математических представлений, создаются в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми раннего возраста проводятся игры, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов : их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.
Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости.
Проведя в начале года диагностическое обследование по выявлению у детей различных умений и навыков, я определила уровень их сформированности.
Были проверены сенсорно-математические умения малышей. Я выяснила, что лишь 35% детей различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали только 10%.
В работе я наметила следующие направления для решения поставленных задач:
- создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной;
- использование наглядно-игровых полей в формировании элементарных математических представлений.
Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры : «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины.
Затем я разнообразила дидактический материал. Создала наглядно-игровые поля, которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.
Тематика наглядно-игровых полей :
1. «На лесной полянке».
2. «Мы построим новый дом».
3. «Приглашение в гости».
4. «На прогулке по реке».
Использование игровых полей в разных формах педагогического процесса, стимулировало познавательное и интеллектуальное развитие ребенка.
Работу с использованием наглядно-игровых полей с математическим содержанием проводила индивидуально и с небольшими подгруппами детей. При организации игр учитывала доступность и привлекательность, строгую дозировку содержания, их игровой характер, использовала различные сюрпризные моменты.
В начале обучения предоставляла каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Положительно оценивала каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействовала развитию его самостоятельности и активности.
В работе с детьми использовала принципы личностно-ориентированного подхода, подбирала содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития ребёнка.
Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
В дошкольном учреждении мы успешно внедряем принцип тематического планирования детской деятельности. Учебно-воспитательный процесс строится на основании определенной лексической темы.
Внедряя в педагогический процесс тематическое планирование, я выстраиваю систему, в которой не только чередую изучение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, но связываю их с определенной лексической темой. Например, в рамках лексической темы «Одежда» использую наглядно-игровое поле «На лесной полянке», в которой идет закрепление цвета, в рамках темы «Транспорт» - наглядно-игровое поле «Ремонтируем машины», в которой, кроме цвета, закрепляется форма. При таком подходе единое содержание, повторяясь в разных формах и видах деятельности, лучше осмысливается детьми. Дети становятся увереннее и активнее принимают участие в различных действиях в знакомой ситуации.
Вашему вниманию, уважаемые коллеги, я предлагаю наглядно-игровое поле «Приглашение в гости».
В процессе работы с наглядно-игровым полем «Приглашение в гости» решаются следующие задачи:
- продолжать накапливать опыт практического освоения окружающего пространства;
- формировать умение различать количество предметов : один - много;
- привлекать внимание детей к формированию групп однородных предметов : большой – маленький;
- упражнять в различении и назывании предметов по форме : кубик, кирпичик.
В процессе работы с игровым полем можно использовать следующие дидактические игры и упражнения: «Накроем на стол», «Помоги убрать посуду», «Расставь посуду по полочкам», «Подбери чашки к блюдцам» (по цвету, по величине, «Рассади гостей» (большой - маленький, «Напои гостей чаем» и др.
Особенностью диагностики развития ребенка раннего возраста является целенаправленное, доброжелательное наблюдение за ним в различных видах деятельности с применением разнообразных индивидуальных заданий.
В обследовании детей раннего возраста используются игровые методики со знакомыми ребенку предметами пирамидками, кубиками, различными играми по восприятию цвета, формы и др. Процесс обследования проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.
Дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.