Анна Божога
Мастер-класс «Веселая наука для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему : «Веселая наука для дошколят»
Подготовлен для муниципального этапа областного конкурса «Учитель года - 2020», в номинации «Воспитатель года»
Выполнил воспитатель:
Божога Анна Ивановна
Цель: Ознакомление педагогов с особенностями метода рассказа-сказки при организации экспериментальной деятельности.
Задачи:
Темочки:
- показать практическую значимость метода рассказа-сказки при ознакомлении дошкольников с элементарными химическими и физическими свойствами веществ и предметов;
- развивать творческие способности участников мастер-класса;
- развивать познавательный интерес к явлениям окружающего мира;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, воздушные шары, апельсины, стаканы, картон, конверты с письмом, йодированная вода, кисточки, две чаши с водой, насосы, тряпочки
Методы и приемы:
Репродуктивный, практический.
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ход мастер-класса
(звучит запись детских вопросов)
Любознательные дети,
Все желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Надо просто не лениться
А учиться и учиться.
Как видите дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. И поэтому в своей работе я широко применяю детское экспериментирование. Потому что это вызывает у них любопытство и интерес к учебной деятельности. Ставя ребенка в ситуацию исследователя, я тем самым пробуждаю в нем творческую активность, стимулирую его мыслительную деятельность. Дошкольник узнает о закономерностях развития окружающего мира, приобретает навыки диалектического подхода к разрешению возникающих проблем.
При организации детского экспериментирования я использую разнообразные методы, но особое место в моей работе занимает использование рассказа-сказки, с постановкой опыта.
Потому, что именно рассказ-сказка позволяет понять мир физических явлений, которые представляют важную часть социальной действительности, окружающей дошкольника.
Этот метод включает в себя рассказсказку (сочиненную как взрослым, так и ребенком) и постановку простейшего опыта, что позволяет детям провести его под непосредственным руководством взрослого.
Сейчас я хочу вас познакомить с тем, как этот метод работает. Для этого я приглашаю на сцену 4 человека.
Я вам предлагаю побыть детьми и отправится в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться, на практике, в необычных свойствах обычных предметов и явлений.
Вы готовы отправиться в сказку? Приглашаю всех во фруктовое царство-государство. А вот какие там живут фрукты вы узнаете, отгадав загадку:
С виду он как рыжий мяч, только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин – это спелый апельсин.
-А что интересного вы знаете про апельсин?
(Родиной апельсина является Китай, в переводе на русский язык «апельсин» - это «китайское яблоко». В тропическом климате апельсины зеленого цвета, а в умеренном они - оранжевые. В Россию апельсины попали только в восемнадцатом веке. После шоколада и ванили апельсин является третьим самым любимым ароматом в мире.)
- Возьмите шапочки, присаживайтесь за столы.
Так вот жили-поживали в нашем царстве-государстве Апельсины. Но однажды случилась у них беда - все жители стали злыми, драчунами, совсем разучились дружить.
Давайте сейчас проведем опыт и увидим, какими злыми стали наши апельсины.
Опыт№1
- У вас есть воздушные шары, надуйте их максимально с помощью насоса. Очистите тот апельсин, у которого надрезана кожура, возьмите кусочек кожуры и выдавите сок цедры на шарик.
- Как вы думаете, что произойдет?
- Что же мы видим?
- А почему это происходит, кто может объяснить?
Вывод: В апельсиновой кожуре содержится эфирное масло, которое называется лимонен. Лимонен растворяет резину.
Злые апельсины так и жили и не хотели дружить и становиться добрыми, только 4 отважных апельсинчика решали всем помочь и помирить.
Отправились за советом они к мудрой сове. Мудрая сова сказала: «Вам поможет наладить мир в государстве волшебное письмо. Найдете его на дне колодца, когда пройдете все испытания. И отправились апельсинки искать волшебное письмо.
Опыт№2 «Волшебный мост»
- На пути у апельсинчиков появился волшебный мост. Как через него перебраться? Мост волшебный, просто так не пройти. Проведём эксперимент.
- У вас есть две опоры (стаканы) и лист картона, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём картон, чтобы получился мостик.
- Поставьте на мост апельсин. Что случилось с листом бумаги?
(Не выдержала веса и прогнулась вниз)
- Подумайте, что можно сделать с картоном, чтобы он выдержал апельсин?
(Сложить лист мелкой гармошкой, положить эту гармошку на опоры и поставить апельсин снова на мост)
- Какой вывод мы с вами можем сделать?
Вывод: Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее.
- Наши волшебные друзья отправились дальше. Шли они, шли и на пути у них возник волшебный колодец. Видимо, здесь и спрятано письмо.
Опыт№3 «Апельсин - подводник»
- Один апельсин разогнался и прыгнул.
- Подвиньте к себе чашу с водой и опустите неочищенный апельсин в воду.
- Апельсин до дна достал?
- Как же нам помочь апельсинам, что нужно сделать, чтобы достать волшебное письмо?
(Нужно почистить апельсин).
- Берем второй апельсин, он у нас очищенный, и опускаем в воду
- Так почему же один апельсин не смог нырнуть на дно, а у другого это получилось?
Вывод: так как в кожуре и между кожурой апельсина есть воздух, а воздух легче воды, то кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не даёт апельсину утонуть.
- Посмотрите апельсинчик достал письмо! Давайте посмотрим и прочтём его.
Опыт№4 «Невидимые чернила»
Доставайте конверт с письмом. Он на дне колодца, под чашей с водой. Открывайте конверт, разворачивайте письмо и… лист пустой.
- Посмотрите лист пустой. Что это может значить?
(Письмо волшебное, оно написано «невидимыми чернилами»)
- Как же нам прочесть письмо? Что для этого можно сделать?
(Нагреть, подержать лист над парами нашатырного спирта, смочить раствором. Смотря чем написано письмо.)
- Чем написано наше письмо, как вы думаете? (Соком апельсина)
- У вас на столе есть специальная вода, попробуйте закрасить кистью весь лист письма (с той стороны, где стоит крестик) и увидите, что произойдет.
- Какое слово появилось, прочитайте - мир.
- Что за волшебная вода у вас? (раствор йода)
Вывод: (Йод вступает в реакцию с крахмалом, находящимся в бумаге, и окрашивает ее в светло-фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми).
- Вот волшебное письмо и исправит ситуацию во фруктовом государстве, апельсинки принесут его домой, и прочтут для всех.
Спасибо за помощь. Апельсины вам в подарок.
Рефлексия «Пирамида знаний».
- Таким образом, с помощью метода рассказа-сказки и постановки опыта с апельсинами, можно познакомить детей с химическими свойствами веществ и физическими свойствами предметов. Так же в рамках данного метода дети знакомятся: с основными видами и характеристиками движения; с понятием отражение и преломление света, с основными физическими явлениями.
Нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям. Но «Оставлять всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал», так сказал наш великий педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Уважаемые коллеги, желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию окружающего мира!