Светлана Простакова
Конспект мастер-класса по организации проблемного обучения через решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста
Мастер – класс на тему : «Сенсорика».
Выполнила:
Воспитатель высшей категории
Простакова С. В.
Добрый день уважаемые коллеги.
Сегодня я вам продемонстрирую вам организацию проблемного обучения через решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста. Для этого мне нужно 4 участника.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится большая роль, поэтому сегодня на мастер-классе я буду использовать метод «обучающая игра» на основе дидактических игр и игровых упражнений.
Публикация «Конспект мастер-класса по организации проблемного обучения через решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну «Сенсорика». Эта замечательная волшебная и незабываемая страна живет в моей книге. Итак, давайте откроем первую страницу этой книги. Ну что же случилось, со страницы книги исчезли яркие цвета.
Уважаемые коллеги! Перед нами возникла проблемная ситуация- как вернуть яркие краски на свои места в книгу. Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Я предлагаю вам подумать и предложить свои варианты выхода из проблемной ситуации (ответы взрослых).
Кто-то предложил раскрасить красками, кто-то позвать на помощь волшебника. Мы вместе с вами постараемся вернуть яркие краски в книгу.
А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я предлагаю вам вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания. Посмотрите на страницу книги и скажите, что на ней изображено.
Когда идет дождь, а следом появляется яркое солнышко, то на небе расцветает разноцветная радуга. Белый свет, проходя через облака распадается на 7 цветов:
Я увидел радугу:
Что за красота!
Кто ж тебя раскрашивал в разные цвета?
Отвечала радуга:
Красный мой наряд,
Разыгравшись вечером, подарил закат.
Желтый светом - солнышко осветило бок.
А зеленый дали мне роща и лужок.
Небо мне прибавило краски голубой.
Синий зачерпнула я из воды морской.
Ну а фиолетовый я нашла в саду,
Где фиалки яркие каждый год цветут.
Изображая радугу, необходимо помнить одно правило или затейливую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Первая буква каждого слова соответствует названию цвета: каждый - красный и тд.
В этой игре мы знакомим детей с цветами радуги и последовательностью их расположения. Заостряем внимание на том, что радуга разноцветная. Эта игра проводится с детьми старшего дошкольного возраста.
А сейчас я предлагаю вам другой вариант игры для детей среднего возраста.
А подсказкой будут разноцветные мешочки, которые лежат у вас на столах. Эти мешочки наполнены крупой разного размера. Опираясь на эту подсказку, дети должны самостоятельно разложить дуги в правильной цветовой последовательности, от самой мелкой крупы до самой крупной. Здесь мы развиваем еще и тактильные ощущения.
Назовите цвета радуги сверху вниз и наоборот.
Когда мы всё узнали о цветах радуги, то сейчас мы с помощью красок оживим нашу радугу.
Кто-то сказал, что можно на помощь позвать волшебника или вернуть краски с помощью волшебства:
Вот я палочкой взмахну
Загадаю чудо.
Всем педагогам помогу
Доброй феей буду.
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница
Путь скорее укажи
И солнышко оживи.
Наша игра называется «Нарядим солнышко».
На столах лежат изображения солнышка. Разложите вокруг солнышка лучики-косички. К косичкам подберите бантики соответствующего цвета, обращая внимание детей на то, что бантики должны быть такого цвета, как косички. Эта игра проводится с детьми средней и старшей группы. Мы закрепляем представления о цветах и их оттенках, учим сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.
А для детей младшего возраста можно провести игру «Солнышко уснуло». Для этого нужно взять только 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Детям предлагается спрятать лучики и бантики в домик того же цвета. Например, красный лучик и бантик мы прячем к красный домик, синий – в синий и тд, при этом дети называют цвет.
(Прикрепить солнышко и тучку)
Желтый виден в небе круг,
Оживает всё вокруг,
Это солнце – желтый цвет
Дарит нам тепло и свет.
Вот и ожило наше солнышко и радуга.
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница
Путь скорее укажи
И цветочки оживи.
Перед вами на столах лежат цветы. Они в холодных и теплых тонах. Для проведения этой игры, детям надо объяснить, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми.
Теплые цвета – это цвет солнца, огня, жара.
Холодные цвета – это цвета зимы, воды, мороза.
Эта игра проводится старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте знакомят детей с делением цветов на группы «теплый» и «холодный». С помощью этой игры мы формируем представление детей о теплых и холодных оттенках.
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю разместить эти цветы на страницы моей книги, а ориентиром вам будет солнце и облачко.
Вот и ожили наши цветы.
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница
Путь скорее укажи
И бабочек оживи.
Появились перед нами
Бабочки красавицы,
Будем с ними мы играть,
Контрастный цвет к крыльям подбирать.
Эта игра рассчитана для детей подготовительной группы. С помощью этой игры дети узнают и называют цвета, подбирают к каждому цвету контрастный (противоположный) цвет. Для проведения этой игры детям нужно дать понятие: что такое контрастный цвет? Для этого нам поможет цветовой спектр. На цветовом спектре контрастные цвета изображены стрелочками, то есть, контрастные цвета – это противоположные цвета. Они подчеркивают и усиливают яркость друг друга.
Перед вами бабочки, но у них на крылышках белые пятна. Мы с вами должны сделать их крылья более яркими. Для этого я предлагаю подобрать кружочки противоположного цвета и заполнить пустоту на крыльях.
Эту же игру можно провести и для детей младшего и среднего возраста, но только в другом варианте. Крылья бабочки раскрашены в 4 основных цвета (красн., желт., зел., син., в них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие на столах к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.
Вот и ожили бабочки на страничке нашей книги.
Проблемная ситуация решена. Все яркие краски вернулись на страницу книги при помощи красок и волшебства.