Лучший педагог года

Мастер-класс «Математика в художественной деятельности. Декоративная роспись»

Надежда Дульберг
Мастер-класс «Математика в художественной деятельности. Декоративная роспись»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель – установить взаимосвязь науки математики и декоративно-прикладного искусства, обосновать возможность применения математических понятий в некоторых его видах.

Задачи - выявить возможности использования математических свойств и понятий в видах декоративно-прикладного искусства;

- Вызвать интерес к творчеству;

- Выполнить творческие работы.

Публикация «Мастер-класс „Математика в художественной деятельности, Декоративная роспись“» размещена в разделах

В настоящее время математика и изобразительное искусство считаются очень удаленными друг от друга дисциплинами, первая - аналитическая, вторая – творческая. Большая часть людей не замечает связь между математикой и искусством.

Но, тем не менее, математические закономерности в изобразительном искусстве начали применять еще в глубокой древности.

В первом наскальном изображении первобытный художник столкнулся с непростой математической задачей : отобразить трехмерный оригинал на двумерную плоскость «картины». Сама природа помогла ему в решении этой задачи ибо, как заметил Леонардо да Винчи «первая картина состояла из одной-единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену».

Геометрия дарила живописи новые изобразительные возможности, обогащала язык живописи, и наоборот, живопись эпохи Возрождения стимулировала исследования по геометрии, дала начало проективной геометрии.

Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведениями которого человек окружен всю жизнь. Для декоративно-прикладного искусства, как и для математики, характерны тяготение к строгости и ясности форм, логической упорядоченности. Значит, стоит его знать и понимать.

Если систематически использовать на занятиях декоративно-прикладного творчества математические понятия, то это способствует повышению мотивации к изучению математики и связи ее с жизнью.

Существуют принципиальные геометрические методы отображения:

1. Симметрия.

Симметрия - является еще одним фундаментальным понятием науки. Наряду с «гармонией» она имеет отношение практически ко всем элементам природы и науки. Она имеет место практически во всех видах искусства.

«Симметрия» – слово, пришедшее в наш язык от древних греков, впервые обративших на это явление пристальное внимание и попытавшихся изучить его. Термин обозначает наличие некоторой системы, а также гармоничное сочетание частей объекта. Переводя слово «симметрия», можно подобрать в качестве синонимов: пропорциональность; одинаковость; соразмерность.

Народы с древности имели общие представления об этом явлении, преимущественно рассматривая его в широком смысле. Симметрия обозначала гармоничность и уравновешенность. На занятиях мы даем знания о понятии симметрии в изготовлении творческих работ: «Кувшин», «Пасхальное яйцо».

2. Круг и окружность.

В непрерывной образовательной деятельности по математике мы знакомим с понятием круг и окружность. Оказывается, круг и окружность – одни из самых древнейших геометрических фигур, философы древности придавали им большое значение. “Из всех фигур прекраснейшая – круг”, – считал Пифагор.

На занятиях декоративно-прикладного творчества, используя понятие круг, окружность, мы выполняем творческие работы по дымковской, городецкой росписи. Мы научились делить круг на сегменты. Познакомились с понятием сектор.

3. Шар.

При выполнении творческих работ «Рыбка» и «Гриб» в технике пластилинография, мы закрепляем понятие - шар.

Пластилинография относиться к нетрадиционной технике живописи, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или менее степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей – бисера, бусин, природного, а также бросового материала.

Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь – красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов.

4. Орнамент.

Декоративно-прикладное искусство своими корнями уходит в глубину народного творчества. Возникло это искусство благодаря стремлению человека украсить свой быт, выразить свое понимание красоты. В декоративном искусстве используются самые различные изобразительные мотивы и орнаменты. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Это достигается за счет композиционного решения, расположения мотива узора в полосе, квадрате, круге и т. п. Полосы орнамента могут быть разделены по-разному: на квадраты, прямоугольники, треугольники, многоугольники, круги, овалы и т. д.

Создавая свой орнамент, мы используем математические понятия «прямоугольник», «треугольник», «квадрат».

При проведении занятий дошкольники получают много знаний в области декоративно-прикладного искусства, которое украшает повседневный быт людей, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. А также выделяют для себя те виды, где можно использовать круг и окружность, и другие математические понятия, таким образом, прослеживают связь этого вида искусства с математикой.

Эта работа способствует развитию художественно-творческих способностей дошкольников, приобщает их к яркому и прекрасному миру искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей долгой истории его существования.

Практическое задание.

Используя предложенные силуэты изделий народного творчества, украсить их, используя математические понятия.

Материалы и оборудование.

Бумажные силуэты – посуда, барышни, козлики, утки, круги, квадраты. Гуашь, кисти, пластилин, фломастеры.

Какие замечательные вещи можно сделать своими руками и почувствовать себя мастером, способным создавать красоту вокруг себя, дарить радость людям!

Публикации по теме:

Декоративная роспись мини-посуды для развивающей книжки из фетра «Я рисую хохлому»Декоративная роспись мини-посуды для развивающей книжки из фетра «Я рисую хохлому» Моя приятельница занимается шитьем развивающих детских книг из фетра. Сейчас она работает над созданием новой книги, одна из страниц которой.

Мастер-класс совместной художественной деятельности в смешанной технике «У лукоморья дуб зеленый»Мастер-класс совместной художественной деятельности в смешанной технике «У лукоморья дуб зеленый» Подходит к концу учебный год. Я уже упоминала, что в этом году весь наш детский сад работал по теме краеведение. А именно, мы взяли работу.

Декоративная тарелочка для мамы. Мастер-классДекоративная тарелочка для мамы. Мастер-класс Доброе время суток всем, кто заглянул ко мне на огонёк. Сегодня представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению декоративной.

Детский мастер-класс изготовления сувенира «Декоративная тарелочка»Детский мастер-класс изготовления сувенира «Декоративная тарелочка» Сувенир в подарок Хочу я подарить, Чтобы мог надежно память Он обо мне хранить. Пусть подарок мой Порадует тебя, Сделан он всем сердцем.

Мастер-класс по художественной деятельности детей средней группы «Цветочек из пластилина и природного материала»Мастер-класс по художественной деятельности детей средней группы «Цветочек из пластилина и природного материала» Цель художественной деятельности: формирование у детей средней группы навыков лепки пластилиновых шариков разной величины. Задачи: - учить.

Мастер-класс «Декоративная бутылочка с песком». Подарок мамам.Мастер-класс «Декоративная бутылочка с песком». Подарок мамам. К 8 Марта, мы с ребятами делали декоративную бутылочку с цветным песком. Для этого нам понадобились: стеклянная бутылочка (можно использовать.

Мастер-класс «Декоративная композиция из шпагата»Мастер-класс «Декоративная композиция из шпагата» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой мастер-класс по изготовлению декоративной композиции из шпагата, которая может украсить.

Мастер-класс «Декоративная композиция из шпагата»Мастер-класс «Декоративная композиция из шпагата» Мастер-класс «Декоративная композиция из шпагата». Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению декоративной.

Мастер-класс художественной деятельности по раскрашиванию узоров на круге «Цветы» и «Насекомые» детьми средней группыМастер-класс художественной деятельности по раскрашиванию узоров на круге «Цветы» и «Насекомые» детьми средней группы Цель: формировать у детей средней группы умение раскрашивать узоры на круге. Задачи: - закреплять умение детей средней группы раскрашивать.

Мастер-класс самостоятельной художественной деятельности детей средней группы «Кто пришел к теремку»Мастер-класс самостоятельной художественной деятельности детей средней группы «Кто пришел к теремку» Цель: сформировать у детей средней группы умение использовать фигурные линейки в процессе рисования по сказке «Теремок». Задачи: - учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Математика в художественной деятельности. Декоративная роспись»
Опубликовано: 9 января 2023 в 14:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Математика в художественной деятельности. Декоративная роспись»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дульберг в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД