Надежда Дульберг
Мастер-класс «Математика в художественной деятельности. Декоративная роспись»
Цель – установить взаимосвязь науки математики и декоративно-прикладного искусства, обосновать возможность применения математических понятий в некоторых его видах.
Задачи - выявить возможности использования математических свойств и понятий в видах декоративно-прикладного искусства;
- Вызвать интерес к творчеству;
- Выполнить творческие работы.
Публикация «Мастер-класс „Математика в художественной деятельности, Декоративная роспись“» размещена в разделах
В настоящее время математика и изобразительное искусство считаются очень удаленными друг от друга дисциплинами, первая - аналитическая, вторая – творческая. Большая часть людей не замечает связь между математикой и искусством.
Но, тем не менее, математические закономерности в изобразительном искусстве начали применять еще в глубокой древности.
В первом наскальном изображении первобытный художник столкнулся с непростой математической задачей : отобразить трехмерный оригинал на двумерную плоскость «картины». Сама природа помогла ему в решении этой задачи ибо, как заметил Леонардо да Винчи «первая картина состояла из одной-единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену».
Геометрия дарила живописи новые изобразительные возможности, обогащала язык живописи, и наоборот, живопись эпохи Возрождения стимулировала исследования по геометрии, дала начало проективной геометрии.
Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведениями которого человек окружен всю жизнь. Для декоративно-прикладного искусства, как и для математики, характерны тяготение к строгости и ясности форм, логической упорядоченности. Значит, стоит его знать и понимать.
Если систематически использовать на занятиях декоративно-прикладного творчества математические понятия, то это способствует повышению мотивации к изучению математики и связи ее с жизнью.
Существуют принципиальные геометрические методы отображения:
1. Симметрия.
Симметрия - является еще одним фундаментальным понятием науки. Наряду с «гармонией» она имеет отношение практически ко всем элементам природы и науки. Она имеет место практически во всех видах искусства.
«Симметрия» – слово, пришедшее в наш язык от древних греков, впервые обративших на это явление пристальное внимание и попытавшихся изучить его. Термин обозначает наличие некоторой системы, а также гармоничное сочетание частей объекта. Переводя слово «симметрия», можно подобрать в качестве синонимов: пропорциональность; одинаковость; соразмерность.
Народы с древности имели общие представления об этом явлении, преимущественно рассматривая его в широком смысле. Симметрия обозначала гармоничность и уравновешенность. На занятиях мы даем знания о понятии симметрии в изготовлении творческих работ: «Кувшин», «Пасхальное яйцо».
2. Круг и окружность.
В непрерывной образовательной деятельности по математике мы знакомим с понятием круг и окружность. Оказывается, круг и окружность – одни из самых древнейших геометрических фигур, философы древности придавали им большое значение. “Из всех фигур прекраснейшая – круг”, – считал Пифагор.
На занятиях декоративно-прикладного творчества, используя понятие круг, окружность, мы выполняем творческие работы по дымковской, городецкой росписи. Мы научились делить круг на сегменты. Познакомились с понятием сектор.
3. Шар.
При выполнении творческих работ «Рыбка» и «Гриб» в технике пластилинография, мы закрепляем понятие - шар.
Пластилинография относиться к нетрадиционной технике живописи, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или менее степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей – бисера, бусин, природного, а также бросового материала.
Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь – красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.
Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов.
4. Орнамент.
Декоративно-прикладное искусство своими корнями уходит в глубину народного творчества. Возникло это искусство благодаря стремлению человека украсить свой быт, выразить свое понимание красоты. В декоративном искусстве используются самые различные изобразительные мотивы и орнаменты. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Это достигается за счет композиционного решения, расположения мотива узора в полосе, квадрате, круге и т. п. Полосы орнамента могут быть разделены по-разному: на квадраты, прямоугольники, треугольники, многоугольники, круги, овалы и т. д.
Создавая свой орнамент, мы используем математические понятия «прямоугольник», «треугольник», «квадрат».
При проведении занятий дошкольники получают много знаний в области декоративно-прикладного искусства, которое украшает повседневный быт людей, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. А также выделяют для себя те виды, где можно использовать круг и окружность, и другие математические понятия, таким образом, прослеживают связь этого вида искусства с математикой.
Эта работа способствует развитию художественно-творческих способностей дошкольников, приобщает их к яркому и прекрасному миру искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей долгой истории его существования.
Практическое задание.
Используя предложенные силуэты изделий народного творчества, украсить их, используя математические понятия.
Материалы и оборудование.
Бумажные силуэты – посуда, барышни, козлики, утки, круги, квадраты. Гуашь, кисти, пластилин, фломастеры.
Какие замечательные вещи можно сделать своими руками и почувствовать себя мастером, способным создавать красоту вокруг себя, дарить радость людям!