Анна Волкова
Мастер-класс «Мастерская Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для воспиателей
на тему: «мастерская деда Мороза»
Цель:
Расширение представлений педагогов о традициях празднования Нового года в России.
Образовательные задачи:
познакомить с историей возникновения праздника и традиции наряжать ели;
научить самостоятельно составлять новогодние поздравления;
обучить новым способам изготовления новогодней игрушки елки.
Развивающие задачи:
Публикация «Мастер-класс „Мастерская Деда Мороза“» размещена в разделах
совершенствовать коммуникативные навыки (умения общаться, договариваться и взаимодействовать друг с другом);
развивать творческое воображение и художественно-эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
формировать позитивное отношение к культурным традициям своего народа.
План
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и целей.
3. Изучение нового материала
3.1 Дед Мороз
а) Деды Морозы разных стран.
б) Работа со стрелочным тестом «Деды Морозы» в буклетах.
в) Аппликация в буклетах «Российский Дед Мороз».
3.2 История украшения елки.
а) История украшения ели
б) Изготовления новогодней игрушки елки
3.3. Подарок и поздравление.
4. Подведение итога
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, давайте вместе с вами создадим в нашем ДОУ атмосферу праздника. Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь хорошем, добром
(звучит спокойная новогодняя музыка)
- Спасибо
- Сейчас я попробую угадать ваши мысли.
(Ст. восспитатель берет в руки волшебную звезду, касается слегка плеча1-2 воспитателей)
- Вы подумали о любимой мамочке, о своих друзьях, сладостях… О подарках!
- Я угадала?
- О чем вы еще подумали? (ответы воспитателей)
2. Постановка темы и целей.
- Тема нашего мастер класса «Здравствуй, праздник, … Новый год!»
- Сегодня вы узнаете много нового и интересного о традициях этого праздника.
3. Изучение нового материала
3.1 Дед Мороз
а) Деды Морозы разных стран.
- Ни одного новогоднего праздника не обходится без Деда Мороза.
- Многие удивляются: как это Дед Мороз все успевает в новогоднюю ночь? Мир- то большой, в нем столько стран и в каждой стране столько детей, и всех надо поздравить…
- Во-первых, Дед Мороз на свете не один, их много. Целая семья! И зовут Дедов Морозов по-разному.
- В Америке – Санта Клаус. Одет в короткую красно-белую шубу, на голове смешной колпачок с помпоном, на ногах сапоги.
В дом он проникает через трубу камина, заходит в комнату и оставляет подарки детям в башмачках. Передвигается Санта в санях, запряженных северными оленями.
- Во Франции – Пер Ноэль. Внешне очень похож на Санту, только в очках. Пер Ноэль приносит подарки детям в корзине и складывает их в красные носки, которые дети подвешивают к камину.
- В Великобритании Деда Мороза называют Папаша Рождество. Он носит мантию, украшенную побегами плюща.
- Для того чтобы получить подарок, дети пишут письмо со списком того, что они хотели бы увидеть в Рождество, и бросают в камин. По дыму из трубы Папаша Рождество определял, в каком доме ждут те или иные подарки.
- В Чехии – Дед Микулаш. Внешне похож на российского Деда Мороза, вот только на голове конусообразный колпак с изображением креста, а на конце посоха спираль. Подарки он приносит в заплечном коробе. Хорошим детям Дед Микулаш дарит сладости, а непослушным и капризным подбрасывает куски угля.
- В Италии в Новогоднюю ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, наполняет подарками детские чулки, подвешенные к камину. Но тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы.
-В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупукки.
Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду.
Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым
мехом. Йоулупукки в переводе с финского означает «рождественский
козёл», «рождественский дед», «лесной человек». Традиция этого имени
пришла ещё из Средневековья, когда подарки на Йуль, праздник середины
зимы, разносил именно «Йольский козёл». Позднее с приходом и
утверждением христианства его сменил Святой Николай, а имя осталось.
Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус — с белой
бородой, в красной шубе и шапке, но ещё в XIX веке его изображали в
козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками.
Йоулупукки
живёт в Лапландии на горе Корватунтури с 1927 года, когда Финская
радиовещательная компания объявила Корватунтури постоянной резиденцией
Йоулупукки. Корватунтури, «Сопка-уши», находится на самой границе с
Россией и по форме напоминает уши — кто говорит заячьи, кто собачьи. Но
как бы там ни было, считается, что именно благодаря такому жилищу-уху
Йоулупукки может слышать мечты и желания всех детей. У Йоулупукки есть
жена — Муори («старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у
Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» и
слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают
рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.
-В Японии — Одзи-сан. Японии соперничают два Деда мороза - Сегацу-сан и новичок Одзи-сан
(модифицированный вариант американского Санта-Клауса). В отличие от
молодого Одзи, традиционному Сегацу-сану приходиться ходить по домам
целую неделю, которую японцы называют "золотой". Одет Сегацу-сан в
небесно-голубое кимоно, он не дарит подарки малышам, за него это делают
их родители. Для японского Деда Мороза перед домами строят небольшие
воротца из бамбуковых палочек с сосновыми ветками. А более богатые люди
устанавливают карликовые деревца сосны, сливы или цветущего персика.
Дети наряжаются в новую одежду, чтобы в наступающем году быть здоровыми и
удачливыми. Они играют в ханэцуки, участвуют в новогодних
представлениях, строят домики и фигурки из снега (если позволяет
погода, запускают воздушных змеев, а на ночь под подушку обязательно
кладут картинки с изображением парусников, чтобы их посетили Семь богов
счастья.
-В Узбекистане его зовут Корбобо
(Qorbobo дословно "Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную
тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с
новогодними подарками.
б) Работа со стрелочным тестом «Деды Морозы» в буклетах.
- Я хочу проверить внимательно ли вы меня слушали?
- Перед каждым буклет. На 2-ой стр. выполните стрелочный тест. Соедините стрелками Дедов Морозов с их страной.
- Проверим.
- Санта – Клаус живет в …? (В Америке)
- Дальше.
- Молодцы! И т. д.
в) Аппликация в буклетах «Российский Дед Мороз».
- А теперь отправимся в Россию.
- Нашего Деда Мороза вы соберете сами. Достаньте детали из конверта. Из них соберите Деда Мороза, а потом приклейте его на 3-ей стр.
- Внешний облик русского Деда Мороза известен всем.
- Что вы можете рассказать о Дедушке Морозе? (Ответы)
(Это высокий старик с длинной бородой, которая иногда доходит ему до колен. Одет Дед Мороз в красную шубу, на ногах - валенки, в руке держит посох, за плечами - мешок с подарками.)
- Посох у Деда Мороза волшебный - им он может заморозить все вокруг, даже животных и людей.
- Кто знает, когда у Деда Мороза день рождения?
- В нашей стране отмечают день рождение Деда Мороза 18 ноября. Именно в этот день на его родине, в городе Великий Устюг, наступает настоящая зима.
- Какой подарок получил Дед Мороз в этом году на День Рождения?
Физминутка.
- Давайте отдохнем.
- Встаньте (физминутка)
- Молодцы
3.2. История украшения елки
а) История украшения ели
- А сейчас послушайте, как появился новогодний обычай наряжать ель в России.
Оказывается, в России до Петра 1 Новый год отмечали дважды в год. 1 марта, и 1 сентября. Такое раздвоение праздника было неудобно, поэтому, 20 декабря 1699 года Пё тр 1 принял указ:
«Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января, а в знак того доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять – на санках с гор катать».
- Что вы узнали из указа Петра 1? (ответы
- Первыми игрушками на елке были картофель из огорода, который серебрили и золотили и свежие яблоки.
- Только потом появились игрушки.
- Обратите внимание на выставку старинных новогодних игрушек.
- Какие необычные игрушки вы на ней увидели? (шары, маленькие зайчата, неуклюжие медвежата, фонарики и звёзды)
- Их делали из пенопласта, стекла, даже использовали фольгу.
б) изготовление еочки- игрушки
3.3. Подарок и поздравление.
- Посмотрите, Дед Мороз под елкой оставил для вас подарок.
- Что принято дарить на Новый год? (сладости, игрушки)
- Однако одного подарка для поздравления мало: важно знать слова, с которыми принято обращаться. Вручение подарка обычно сопровождается поздравлением.
1. Обращение
___
2. Пожелание
___
___
___
3. Автор
- Поздравление должно состоять из обращения и пожелания. Если это письменное поздравление, то нужно указать кто его автор.
- Кого мы можем поздравить с Новым годом? (Родителей, коллег, друзей)
- Какими словами мы обратимся к родителям и близким: (Милая, родная, любим ый)
- Как к коллеге? (Уважаемая)
- А как мы обратимся к другу? (ответы)
-К другу можно обратиться просто по имени.
- Пожелания должны быть добрыми и искренними, содержать теплые слова, которые приятно будет услышать родным и близким.
- Давайте потренируемся
(педагоги составляют поздравительные тексты)
- Откройте буклеты на 4-ой стр. и прочитайте уже готовые пожелания.
- Кто хочет начать первым?
1. Милая Мамочка!
Поздравляю тебя с Новым Годом!
Желаю …
- Кто может зачитать готовое пожелание из буклета, которое подойдет маме? (ответ)
- Что еще можно пожелать коллеге? (Ответы)
- Кто может зачитать готовое пожелание из буклета, которое подойдет коллеге? (ответ)
3. Ольга Петровна!
Поздравляю тебя с Новым Годом!
Желаю …
- Что еще можно пожелать другу? (ответы)
- Дополните из буклета.
- Вы научились правильно составлять поздравление.
- Конечно, желательно самостоятельно составить поздравление, но если вы затрудняетесь, воспользуйтесь готовыми пожеланиями. Их вы можете найти в вашем буклете, в старых открытках, в специальных книгах.
3. Подведение итога
- Новый Год – самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.
- Новый – значит, такой, какого не было раньше.
- Дорогиепедагоги, верьте всегда в сказку, в волшебство, загадывайте желания и пусть они в новом году непременно сбудутся!
Мастер-класс закончен, спасибо за работу!