Надежда Чебоксарова
Логические блоки Э. Дьенеша для развития логико-математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения с логическими блоками.
Цель: освоение свойств, слов «такой же», «не такой», по форме, цвету, размеру, толщине.
1. Найди все блоки «как эта» по цвету (по размеру, форме).
2. Найди не такую фигуру, как эта по цвету (форме, размеру).
3. Цепочка.
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвет, толщины, размера).
Публикация «Логические блоки Э, Дьенеша для развития логико-математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру)
в) чтобы рядом были одинакового цвета по размеру, но разные по форме и т. д.
Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета)
4. Цепочка.
Выложить вряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера) с такой же формы, но другого цвета (размера) : по цвету и размеру: не такая по форме, размеру, цвету.
5. Домино.
В этой игре может участвовать одновременно не более 4 детей. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочерёдно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по разному.
6. Раздели фигуры.
Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложить детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:
- какие фигуры оказались у мишки? (все красные)
- а у зайки? (все не красные, попробуйте разделить фигуры и по другому:
а) чтобы у мишки оказались все круглые;
б) чтобы зайцу достались все большие;
в) чтобы зайцу достались все жёлтые и тд.
Более сложный вариант этой игры:
Разделить фигуры так чтобы у мишки оказались все синие,а у зайца все квадратные, Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (синие, неквадратные).Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточке.
Так цвет обозначается пятном (на данном рисунке цвет пятно определён буквами : «К» красный, «Ж» жёлтый, «С» синий).
Величину – силуэтом домика (большой, маленький).
Форму – соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
Толщину – словным обозначением человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Карточки рассматриваются с детьми, уточняются, какие свойства обозначены на них.
Задачи усложняются.
Цель: - освоить свойства блоков, как по слову, так и по использованию карточек.
Игры:
1. Кто быстрее соберёт блоки!
2. Поручение.
3. На своё место.
4. Засели домики.
5. Кто быстрее спрячет.
6. Переводчики.
7. Помоги Незнайке.
Цель: - освоить детьми умение оперировать одновременно двумя свойствами.
1. На свою веточку.
2. Кто хозяин.
3. Найди выход.
Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и тд. Разобраться, где должны «висеть» неквадратные и красные, жёлтые и треугольные…
Варианты логических игр для детей являются игры с обучением.
Цель: - формировать у детей чёткое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.
Игры с одним обручем.
Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например: внутри обруча – все красные блоки, а вне обруча – все остальные.
Игры с двумя обручами.
После задания дети отвечают на вопросы:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств
(формы и цвета).
Игра с тремя обручами.
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на 8 классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).