Любовь Пернаровская
Мастер-класс «Лего-игра — важнейший спутник детства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
Современное дошкольное образование предполагает интегративный подход к воспитанию и образованию дошкольников, основанный на взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения в синтезе различных видов детской деятельности.
Популярным на сегодняшний день считается Лего-конструирование. У слова Лего два значения : «я учусь» и «я складываю. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Публикация «Мастер-класс „Лего-игра — важнейший спутник детства“» размещена в разделах
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение.
Занятия по Лего- конструированию способствуют:
• развитию мелкую моторику рук;
• формированию образного, пространственного мышления;
• получению математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
• расширению представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
• развитию внимания, способность сосредоточиться, память, мышление;
• развитие познавательной, художественно-эстетической способностей;
• умению воображать, фантазировать, творчески мыслить;
• овладению умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
• умению общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
Лего служат прекрасной средой для режиссерских игр детей. Замечательно и то, что в обновлении этих игровых пространств, а значит и в создании новых сюжетов, участвуют сами дети. Сюжеты успешно переносятся в сюжетно – ролевые игры, сюжетосложение, где дети пользуются не только Лего, но и другими предметами – заменителями.
В использовании конструктор Лего безопасен, обеспечивает широкие игровые возможности, он универсален: подходит для всех возрастов, для девочек и мальчиков и даже взрослых. Конструкции Лего легко разбираются и собираются. Есть возможность использования Лего в коллективных играх.
Лего-технология является ярким примером интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из вариантов применения лего- конструирования в различных образовательных областях.
Познавательное развитие
В процессе лего-конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дети пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве. В НОД познавательного характера Лего используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же».)
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам один из приёмов использования Лего в математическом развитии детей.
(выкладываю цифру и состав числа с помощью кубиков Лего)
• Собери цифру по образцу
• Собери цифру по памяти
• Закончи цифру и т. д.
• расставь цифры в правильном порядке или вставь пропущенные цифры и т. д
«Количество и счет» (формирование представлений о числе и количестве).
• Состав числа
• Больше – меньше т. д
«Волшебная лесенка»
Пример заданий:
• Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
• Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
• Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.
Основные понятия: Вверх, вниз, справа, слева.
«Величина» (развитие представлений о величине).
Сравнение величины построек.
Развитие представлений о форме.
Конструирование построек разных форм.
Речевое развитие.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
Применяем Лего и в процессе подготовки к обучению грамоте.
Задание: Звуки
У меня брусочки красного и желтого цвета. Красным конструктором обозначаем гласный звук А, остальные гласные обозначаем желтым цветом. Развиваем умение слышать только гласный звук А. (выполнение)
Точно также мягкие и твердые согласные. (Выполняем)
Предлагаем составить образ буквы из кирпичиков Лего;
построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука;
выложить столько кирпичиков Лего на наборное полотно, сколько они слышат слов в данном предложении.
Можно использовать при звуковом анализе слова.
Пример: «ДОМ»
С помощью построек из конструктора, можно использовать элементы для описания игрушки, животного; сюжетов реальных событий быта (принятие гостей, вечерние занятия, выходной день, домашний праздник и др., сюжетов литературных произведений с помощью построек из конструктора. Рассказывание знакомых сказок и историй, конструируя сюжеты из Лего.
Задание: Придумай свою историю.
Разделиться на творческие группы. Предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, дерево, страх). Педагоги моделируют историю с этими словами.
Например:
«Жил-был кот. Однажды он забрался на высокое дерево, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с дерева (педагоги строят кота, дерево, спасателя и т. д.).»
2 пример: собака, дом, радость. И др.
Игры
Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Сейчас мы поиграем.
1. Дидактическая игра «Вспомни и собери» (работа в команде)
Инструкция: Внимательно посмотрите на мою фигуру, запомни и построй такую же.
Комментарии: способствует развитию высших психических функций, а именно памяти и внимания.
-Какого цвета у вас первый ряд?
-На какую геометрическую фигуру похожа твоя деталь?
-Сколько окошек у дома?
-Какой геометрической фигуры крыша у дома?
Посмотрите на свою постройку и постройку, которая была построена.
-Есть ли отличия между ними? если есть, скажите какие.
2. Дидактическая игра «Найди для Матрёшки место»
Инструкция: - поставь матрёшку на крышу,
-спрячь матрёшку за домик,
-поставь матрёшку около окошка,
-посади матрёшку перед домиком.
Комментарии :т. е закрепляем пространственные представления.
Лего- игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться играя. Каждая постройка Лего – это фантастическое новое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное
А чтобы выразить отношение к проведённому мною мастер – классу, прошу вас построить из Лего «Радугу настроения».
Спасибо, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!
Список литературы:
1. М. С Ишмакова "Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС" - ИПЦ Маска, 2013.
2. Л. Г. Комарова "Строим из Лего" - М. Мозаика - Синтез, 2006.
3. В. Н. Мамрова "Лего-конструирование в детском саду", методическое пособие.
4. Е. В. Фешина "Лего-конструирование в детском саду" - М Сфера, 2011.