Екатерина Тимус
Мастер-класс «Лавка чудес». Занятие «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс : «Лавка чудес» Представила на «Воспитатель года 2014» в г. УСть-Кут
Провела воспитатель: Тимус Екатерина Александровна.
Фея знала своё дело, и, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело совершая чудеса,
Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
И в её руках послушно обретали куклы души.
Публикация «Мастер-класс „Лавка чудес“, Занятие „Народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.
А потом свои трофеи раздавала людям фея.
Потому что это средство, чтобы вечно помнить детство.
Лариса Рубальская
Кукла для дошкольников играет особую роль. Она может выступать в качестве заместителя друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Приглашаю сейчас пять самых творческих, способных, креативно мыслящих желающих. С надеждой на ваше активное участие.
Педагог: Я вам загадаю загадку, а разгадав её, вы узнаете, кто к нам пришел в гости:
«Есть ноги, но не ходит
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Что это?» (кукла)
Педагог: Правильно, мы будем беседовать о кукле. (достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает её)
Далее педагог спрашивает детей:
- Зачем нам нужна кукла?
- Из каких частей состоит?
- С кем можно сравнить куклу?
- Из какого материала сделана кукла?
Педагог: Кукла сопровождала человека издавна. Кукла отражает мир, в котором мы живем, мир меняется, меняется кукла.
Внимание к нам пришло электронное послание. Посмотрите, ребята, это электронное послание? Давайте рассмотрим его и поговорим (дети рассаживаются на ковре). Это послание нам прислали из волшебной страны Кукляндии. Как вы думаете, кто живет в этой стране? Правильно куклы. Там так много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?
Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок,
В какие куклы дети играли? (деревянной куклой). Вот такой. (СЛАЙД 2)
- На что она похожа? Интересно играть такой куклой? Дети отвечают на вопросы.
- Затем человек придумал другую куклу – глиняную
(СЛАЙД 3). Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что, например?Дети отвечают.
Педагог: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками.
Педагог: а как вы думаете, какую куклу придумали потом (соломенную куклу- СЛАЙД 4).
Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает)
- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?
Дети отвечают. Подвести к пониманию детьми того, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем с деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть….
- Прошло много лет, и человек придумал другую куклу
(тряпичную)
(В центре группы стоит сундучок, в котором находятся разные ТРЯПИЧНЫЕ куклы : АНГЕЛЫ, ПТИЧКИ, ЗАЙЧИКИ)
- Ребята, почему она так называется (потому что сделана из ткани) (СЛАЙД 5) Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Но такую куклу нельзя было причесать, помыть, и одеть в новую одежду.
- А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать…
Ну а теперь давайте поиграем.
Игра на словообразование «Какая кукла»
-кукла сделана из глины. Какая кукла? «глиняная»
Кукла из дерева – «деревянная»,
Кукла из соломы – «соломенная»,
Кукла из резины – «резиновая», из пластмассы - какая?
Педагог: Молодцы, вы уже знаете, в какие куклы играют дети.
- Скажите, В КАКИЕ ИГРЫ МОЖНО ИГРАТЬ С КУКЛАМИ?
(…., Театр) Сегодня я предлагаю вам сделать своими руками театральную куклу своими руками. Материал перед вами, ждем ваши творческие личные, не похожие на другие работы.
(МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ)
Педагог: - Ребята, я предлагаю вам творчески назвать и представить свою работу.
Итог: Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают,
украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы знакомим их с прошлым, побуждаем ценить и бережно относиться к своим игрушкам. И главное, ценность традиционной куклы и её прекрасная способность дарить детям радость.
РЕФЛЕКСИЯ.
Я благодарю вас за работу и в заключении хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы:
-Что вы узнали для себя нового?
-Было ли вам интересно?
-Захотелось ли вам использовать предложенную форму работы с детьми в своей практике?