Елена Проценко
Мастер-класс «Кукольный театр»
▼ Скачать
Конспект мастер-класса
«Театрализованная игра – кукольный театр»
- Здравствуйте! Вспомните, пожалуйста, свое детство. Своих детей. Вы любили ходить в театр? А какой же театр самый загадочный и волшебный? Конечно же кукольный. Нам было очень интересно, как актеры совершают такое чудо – оживляют кукол. А вы хотите научиться оживлять кукол, придавать им желаемый образ и характер?
Публикация «Мастер-класс „Кукольный театр“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Я знаю, кто нам поможет – Фея кукольного театра. Давайте позовем её. (Надеваю костюм)
-Здравствуйте, мои друзья, я знаю, что вы любите кукольный театр, я обязательно помогу попасть в этот волшебный мир и научу оживлять кукол.
- Палочкой своей взмахну и в театр вас перенесу (музыка волшебства).
Мы оказались за кулисами театра (открываю ширму, на столе лежат куклы).
Посмотрите вот эти куклы, но они все безликие, а в руках актеров - кукловодов они приобретают разный характер.
1. Выберите себе куколку.
Чтобы правильно надеть куклу на ручку, сожмем кулачок, покажем указательный пальчик и вставим его в головку куклы, затем распрямим остальные пальчики – большой пальчик оказался в одной ручке куклы, остальные – во второй.
Вот мы и готовы действовать с куклой.
А теперь поздоровайтесь со своей куклой. (Здороваюсь со своей)
Как она вам ответит? … Чтобы было понятно, кто говорит, кукла должна двигать ручками, туловищем, головой. И не двигаться, если слушает другого героя.
Чтобы научить передавать эмоции движениями, обращаемся к опыту детей: – Вспомните, когда вам было грустно. Покажите грустное настроение, что вы сделали? Правильно – опустили голову, плечи. Научите куколку делать также. А теперь ей хочется заплакать, что она сделает? Правильно, будет тереть глазки руками. А когда нам бывает страшно, что мы делаем? Правильно, закрываемся, прячемся, съеживаемся, стараемся стать меньше. Научите это делать куколку. А когда нам весело, как мы это выражаем? Действительно – смеемся, хлопаем в ладоши, открываемся. Пусть ваша куколка порадуется.
Но ведь играть можно сразу двумя куклами, и, показывая спектакль, часто приходится делать это. Поэтому, обе руки должны уметь оживлять куколку.
Давайте наденем её на другую ручку и попробуем поиграть ей.
И вспомним, что у каждого героя есть свои характерные особенности, которые тоже можно передать движением.
Скажите, как двигается медведь? (Не спеша, вперевалку). Покажите, пожалуйста.
А как двигается ежик? Да, у него маленькие лапки, он быстро перебирает ножками, семенит. Ежик, пройдись, пожалуйста.
А как будет двигаться дедушка? Тоже не спеша, похоже на медведя.
А вот царевна – как пойдет она? Действительно, плавно, как будто плывет.
А любимый герой многих сказок Баба Яга? Конечно прихрамывая, у нее же костяная нога.
Ну что ж, поздоровайтесь с моим героем, передавая голосом и движениями характерные особенности вашего героя.
-Здравствуйте, гости! (Отвечают, каждый за своего героя)
2. А теперь поиграем на ширме. Ширма очень важна. За нее можно спрятаться: ребенок чувствует себя в безопасности, он не стесняется.
Итак: это – грядка, кукла движется по ней, она не может появиться из ниоткуда: выходит из домика, из леса, постепенно появляется издалека; и не исчезает в никуда, а также уходит в дом, лес и т. д. (Демонстрирую на своей кукле)
Давайте разыграем этюды на ширме: не забываем учитывать особенности своего героя. (По одному человеку на каждый этюд)
1. Кукла бегает испуганно, весело.
2. Кукла шла, вспомнила о чем-то, вернулась.
3. Кукла идет с удочкой, ищет место для рыбалки, находит, забрасывает удочку.
3. А теперь предлагаю придумать диалог в паре. Здесь возникает необходимость слушать друг друга, проявлять согласованность действий с партнерами.
Кто хочет попробовать? Придумайте маленькую сценку – диалог.
Детям это не представляет труда, а взрослым обычно надо подумать, поэтому предлагаю вам темы:
Ёж и медведь могут побеседовать о подготовке к зимней спячке;
А Баба Яга встретилась с грубой, невоспитанной царевной и, обидевшись, заколдовала её.
А вам я предлагаю разыграть маленькую сказку, придуманную пятилетним ребенком (у Пети своеобразный язык и сказка получилась очень смешная, а я озвучу слова автора.
«В одном лесу жила лисичка хитрая, она не ела зайцев, а только ела хулиганов. Пришел вдруг волк, захотел на ней пожениться: «Лисичка-сестричка, выходи за меня замуж». А лисичка и отвечает: «Ты чего, я за красивых выхожу, а ты какой-то странненький, страшный». Пошел волк, переоделся красиво и снова пришел. Лисичка-сестричка и говорит: «Вот теперь ты красивый». И жили они долго и счастливо».
Вот мы и стали волшебниками - кукловодами.
Можно разыгрывать знакомую сказку или сочинять свои сказки и истории.
Мы любим придумывать свои сказки - но это уже другая история.
Ну что ж, пора вам возвращаться. Палочкой взмахнула и домой вас вернула (сняла костюм).
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит чуда, сказки. Окунаясь в мир театра, мы можем дать ребенку возможность совершать чудеса. А у нас появляются неограниченные возможности в речевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом развитии детей.
Рефлексия: А сейчас пусть ваш герой передаст словами или движениями, какое у вас настроение и понравилось ли вам сегодня играть.