Елена Булгакова
Мастер-класс «Как научить детей изобретать»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Как научить детей изобретать»
Мастер – класс «Как научить детей изобретать?»
Воспитатель Булгакова Е. И.
Главное в исследовательской деятельности – научить детей наблюдать, подмечать, мыслить, выдвигать идеи, рисовать, мастерить, играть, экспериментировать, испытывать изобретать. Изобретение – это нахождение умом. Дети, как правило, активно участвуют в поисково-познавательной, исследовательской и экспериментальной видах деятельности (перетекающих в игровые, и наоборот) .
Публикация «Мастер-класс „Как научить детей изобретать“» размещена в разделах
Я стремлюсь к тому, чтобы наши воспитанники не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия, пошли еще дальше того, что мы им предлагаем.
На занятиях я учитываю ряд моментов:
• чтобы сюжет занятия развивался и продолжался в зависимости от предложений и действий воспитателя и детей;
• стараюсь не сразу раскрывать все секреты, свойства, варианты предметов. Лучше, чтобы дети сами дошли до своих маленьких открытий сами;
• содержание занятий связываем с тематическим планированием, если есть в этом необходимость;
• веду активный и уважительный диалог с детьми, внимательно выслушиваю все ответы, предположения детей (даже самые неожиданные) ;
• никогда и никого не критикую, уделяю внимание каждому ребенку, хвалю его интересные идеи, невероятные проекты.
В ходе работы я разработала этапы интеллектуального занятия:
1. Постановка задачи -
Что мы хотим изобретать?
2. Уточнение задачи –
Что должно уметь наше изобретение?
3. Решение задачи –
Какое должно быть наше изобретение, из чего должно состоять и каков его принцип действия, чтобы оно «умело» делать то, что мы хотим от него получить?
4. Изготовление рабочего чертежа общего вида изобретения – проекта.
(Необходимо выполнять, если изобретение техническое) .
5. Изготовление и испытание опытного образца.
6. Испытание опытного образца.
(необходимо выполнять, если изобретение несложно по конструкции и его можно сделать руками детей или при помощи взрослого) .
Хочу познакомить вас с алгоритмом или технологией процесса изобретения :
1. Нужен предмет из которого можно сделать игрушку (игру). Когда мы видим предмет, думаем – как сделать игрушку. Но сам по себе предмет не может быть игрушкой.
2. Действия с материалом. Они могут быть разными.
Например: действия с бумагой: отрезать, сложить, раскрасить, вырезать и т. д.
3. Действия с предметом, полученным из этого материала:
Например, постучать подбросить, выпустить, прокатить, бросить и т. д.
4. Формулировка правил игры с этим предметом.
5. Испытание, т. е. проверка на практике игрушки или игры.
6. Внесение изменения в конструкцию игрушки или правила игры, если это необходимо.
Технология изобретения гоночных машинок.
В этом мастер-классе я предлагаю вместе с вами спроектировать и сделать настоящий гоночный автомобиль из подручных материалов.
Цель: познакомить с технологией изобретения гоночных машинок.
Оборудование: скрепки, пустые спичечные коробки, цветные карандаши или фломастеры, две палочки длинной 20 см. ,магниты, плотный картон.
Ход:
- Уважаемые коллеги, внимательно посмотрите на свои программки, и если вы нашли на ней знак вопроса, выйдите ко мне.
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенную страну Изобреталию. Что за страна такая? Это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в нее, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на все другими глазами – глазами исследователями, экспериментатора.
Давайте возьмемся за руки, скажем заветные слова: «Раз, два, три – в Изобреталию попади» (3 раза) .
- Перед вами предметы (скрепки, пустые спичечные коробки, цветные карандаши или фломастеры, две палочки длинной 20 см. ,магниты, плотный картон)
Действия:
1. Раскрасить спичечные коробки в гоночные машинки.
2. Приклеить по скрепке внутрь каждого коробка.
3. Из листа бумаги сделать гоночную трассу для дух автомобилей.
4. Прикрепить магнит к палочке.
5. Поднять изготовленную гоночную трассу над столом,положив её например между двумя стопками книг.
6. Двигать магнит под картоном чтобы заставить машины двигаться по трассе
После каждого действия что-то происходит, иногда интересное и неожиданное. В формуле изобретения это называется положительным эффектом, в играх или экспериментировании – игровым моментом.
Изготовив гоночные машины из спичечных коробков, можно предложить детям (мальчикам)несколько игр – например, отправить их в рейс, загадывая разные маршруты, или поставить в ряд и ралли. Побеждает тот, чей автомобиль проедет дальше и быстрее.
Технология изобретения компас в банке.
Цель: познакомить с технологией изобретения компас в банке.
Оборудование: клейкая лента, игла, ножницы, банка, банка, нитка, карандаш, компас.
Ход:
А теперь я хочу пригласить участников для изобретения компаса в банке. Обратите внимание на программку, если на вашей программке стоит восклицательный знак, подойдите к столу. У вас на столах лежат клейкая лента, игла, ножницы, банка, банка, нитка, карандаш, компас.
Мы знаем что компас - это устройство, которое показывает направление сторон света. Он широко используется туристами, военными, археологи, исследователи, егеря и много других людей. Работа компаса основана на взаимодействии магнитной стрелки устройства и магнитного поля земли. Однако компасы, имеющиеся в продаже имеют достаточно большую цену. Мой масстер класс покажет Вам как сделать самодельный компас своими руками.
Действия:
1. Проведите несколько раз по иголке магнитом, чтобы намагнитить её.
2. Привяжите один конец нитки к маленькому куску картона, а второй конец к карандашу.
3. Воткните иголку в кусочек картона.
4. Подвесьте кусочек картона внутри банки, положив карандаш поперек отверстия банки так, чтобы нитка болталась. Картон не должен соприкасаться с дном банки.
5. Игла должна быть в горизонтальном положении. Нужно постараться, чтобы середина иглы располагалась в середине картонки.
6. Оставить конструкцию постоять спокойно, и игла будет показывать в том же направлении, что и компас.
Изготовив такое устройство Вы сможете подробно объяснить детям принцип его работы и просто интересно провести время.
Рассуждения игры с магнитами
- Я хочу поблагодарить всех тех, кто принял активное участие в путешествии в страну Изобреталию. Я надеюсь, что вам понравилось изобретать игрушки, делать маленькие открытия. Спасибо за участие.
Желаю творческих успехов.
Технология изобретения гоночных машинок.