Татьяна Птахина
Мастер-класс «Изготовление коми музыкальных шумовых инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить участников мастер-класса с коми музыкальными инструментами, историей и природой их создания. Показать и апробировать изготовление коми инструмента «зиль-зёль». Показать и апробировать изготовление инструмента «шур-шар».в из природных материалов (борщевика).
1. Теоретическая часть: «История создания коми музыкальных инструментов»
Публикация «Мастер-класс „Изготовление коми музыкальных шумовых инструментов“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Республика Коми
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
Музыкальные инструменты коми народа создавались и развивались на протяжении многих веков. Их возникновение и использование связано с хозяйственной работой коми крестьян в былые времена: охотничьим промыслом, скотоводством и земледелием, заготовкой леса и т. д. Их изготовляли из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев. А давайте более подробно познакомимся с наиболее распространенными музыкальными инструментами коми народа! Коми охотники, которые проживали в лесных избушках и надолго отрывались от дома, для развлечения делали для себя простые музыкальные инструменты и играли на них. Песенные наигрыши исполнялись и дома для родных и гостей. Одним из таких инструментов был барабан.
1. Пу - барабан
Деревянный барабан выглядит, как деревянная подвеска прямоугольной формы с закруглениями в верхней части. Его делали для звонкости из еловой дощечки. Во время ходьбы барабан поддерживался ремешком. При игре музыкант наносил удары двумя палочками по поверхности дощечки. Деревянные палки изготавливались музыкантами из двух сухих березовых палок, концы которых были обвязаны соединительной верёвкой. Барабан использовался как сигнальный инструмент, оповещающий и охраняющий. Ранним летним утром пастух ударами в барабан оповещал хозяев о том, что пора выгонять скот. А на пастбище он отгонял громким стуком опасных зверей. Пу барабан также использовали во время игр, свадеб и праздников.
2. Колотушка - Тотшкодчан
Колотушка имела форму рукояти с привязанным деревянным шариком или подвижной частью в центре. Ею подавали сигнал, собирая земледельцев и лесорубов на обед. Сторожа ночью обходили деревню и постукивали колотушкой. Как музыкальный инструмент использовали во время различных праздников.
3. Жиннян - колокол
Наиболее певучими инструментами были колокола. Колоколов было два вида: деревянный (из куска берёзы) и жестяной (металлический). При раскачивании язычок колокола ударялся о стенки и издавал звук. Каждый колокол имел свой звук: яркий, звонки, тусклый, трескучий. Также колокольчики подвешивали на шеи домашних животных: они отпугивали диких зверей и помогали хозяину по звуку найти пасущихся в лесу и на пастбище коров и лошадей.
4. Сярган - трещотка
Трещотка представляла собой ребристый валик с рукояткой и прикрепленной к ним рамкой. При вращении деревянный язычок внутри рамки издавал сильный трескучий звук. Также трещотку использовали для устрашения лошадей, которые забредали на посевы.
5. Сигудок.
Сигудок – музыкальный инструмент, вытесанный из одного цельного куска дерева, со струнами и смычком. Звук у него несильный, мягкий и глуховатый. Играли на инструменте смычком, заостренным пером глухаря или пальцами. Музыкант играл сидя. Перед игрой он настраивал сигуд к как скрипку, затем натирал смычок смолой и проводил им по всем струнам для проверки звучности инструмента.
6. Гум полян - дудка
Дудку делали во время сенокоса в июле-августе, причём только из свежего стебля растения. Она издавала сильный, плотный, мягкий, бархатный и резкий звук, позволяя подражать свисту птиц и животных. Дудку использовали в детских играх и забавах.
7. Буксан - берестяной кружок.
Берестяной рожок – так коми музыканты называли берестяную дудку, похожую на изогнутый рог. С помощью таких рожков подавались пастушеский и охотничий сигналы. Охотники оповещали о прекращении охоты и общем сборе, пастухи «окликали» друг друга во время поиска коров. Берестяной рожок устрашал диких животных, отпугивая их от домашнего скота.
8. Куима чипсан - Чипсан
Дудки относятся к типу флейт. Их изготавливали из дягиля, растущего в сырых местах – в лесу, на лугах, вдоль речек. В конце сентября женщины собирали подсохшие стебли растения, очищали их и нарезали для вдувания воздуха. После нарезания трубки проверялись. Если при вдувании издавался чистый звук, дудка-трубка считалась исправной. Приготовленные трубки собирали в комплект. Свисток состоял из трех трубок разной длины, соединенных между собой. Название трубок сравнивалось с названием пальцев руки: большой, безымянный и мизинец, а сами они различались по звуку: большой, средний и маленький голос.
9. Сярган
Сярган представляет собой ребристый валик с рукояткой и скользящий по нему (при вращении) деревянный язычок внутри рамки. На верху трещоток иногда прикреплялась для украшения фигура человека или птицы. Сярган использовался коми крестьянами в быту. Звучание сяргана очень сильное, трескучее. Такое звучание трещотки соответствовало его функции — устрашения лошадей («в в повзь длан», забравшихся на посевы. Также звучание этого инструмента отпугивало ворон от посевов.
10. Шур-шар.
Инструмент представляет собой берестяную коробочку на деревянной ручке-палочке. Коробочка в форме кубика, собрана из шести одинаковых пластин со скрученными концами. Ручка резная, проходит через сквозное отверстие в нижней берестяной пластине и закрепляется внутри. В берестяной коробочке засыпаны семена, которые издают звук при движении. Коробочка изготовлена из толстой бересты светло-коричневого цвета.
11. Зиль-зёль — инструмент особый, непохожий по строению и звучанию на другие ударные инструменты. При встряхивании, инструмент издаёт нежный звук, похожий на «журчание» ручейка, на звук капели. Инструменты имитируют звуки природы, ведь на создание своих произведений мастеров вдохновляла сама природа — лес, реки, ручейки, животные, растения.
Глиняный горшок
Удивительно, но глиняные горшки также зачастую использовали в качестве музыкального инструмента. Музыканты использовал от трёх до пяти горшков, которые отличались по величине и высоте звука. Двумя деревянными молоточками музыкант попеременно по ним ударял, благодаря чему получалась мелодия, под которую плясали деревенские девушки. Играли и так: брали хорошо звучащий горшок в руки и отбивали ладонями по стенкам горшка различные ритмы. А вы знаете, что наши предки в качестве музыкального инструмента использовали обычную расческу, ее ещё называли гребенка или гребешок.
Гребенчатая гармонь – это гребёнка (расчёска, поверх которой натягивалась тонкая берестяная плёнка или тонкая бумага. При напевании береста или бумага колебалась и придавала голосу необычайную окраску.
2. Практическая часть
Ознакомление участников мастер-класса с инструментами и материалами, из которых они изготовлены. Сегодня мы хотим представить Вам самодельные музыкальные шумовые коми инструменты, которые можно изготовить своими руками, в т. ч. и из бросового материала:
1. Зиль-зёль (12)
2. Шур-шар (из ствола борщевика) (13)
Практическая работа.
Музыкальный руководитель раздаёт материал для работы и демонстрирует способы изготовления музыкально-шумовых инструментов. Сегодня мы предлагаем вам изготовить музыкальные инструменты из тогоматериала, который лежит у вас на столе.
Методы и приёмы: Показ приёмов изготовления, словесные указания. Материалы и оборудование: заготовки (деревянные основания круглой формы с отверстиями, деревянные палочки с отверстиями, отрезки ствола борщевика, леска, ножницы, упаковочная бумага, крупы, декоративная тесьма, клей.
Изготавливаем:
1. Зиль-зёль. Инструкция по изготовлению музыкального инструмента «Зиль-зёль»
Для изготовления потребуются: заготовки - деревянные основания круглой формы с отверстиями (можно заменить любой основой круглой формы, н-р, крышки банок или диски, деревянные палочки с отверстиями (палочки можно заменить карандашами, корпусами фломастеров, леска. Мы заранее приготовили основание инструмента и палочки. Ваша задача соединить эти детали. Берем отрезки лески, продеваем в отверстия и закрепляем на определенной высоте, чтобы палочки не переплетались при игре на инструменте. Инструмент готов!
2. Шур-шар Инструкция по изготовлению музыкального инструмента «Шур-шар».
Для изготовления потребуются: заготовки из сухих стволов борщевика, упаковочная бумага, скотч, декоративная тесьма, крупы. Мы заранее подготовили борщевик к работе. Для этого его нужно спилить поздней осенью, высушить, распилить на отрезки нужной длины. Вырезаем квадрат упаковочной бумаги. На один конец отрезка наносим горячий клей, закрываем квадратом бумаги, прижимаем, даем высохнуть. Бумагу закрепляем скотчем, поверх скотча клеем тесьму (горячим клеем). Затем насыпаем крупу (по своему выбору) и закрываем оставшееся отверстие таким же образом, что и первое. Даем изделию высохнуть. Инструмент готов!
А теперь, уважаемые коллеги, приглашаем вас сыграть на ваших инструментах!