Ольга Ковалевская
Мастер-класс для педагогов «Изготовление дидактической игры по экологическому воспитанию дошкольников «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• распространение и передача педагогического опыта,
• обучение приемам изготовления оригинальной дидактической игры
«Круги Луллия» (технология ТРИЗ)
Задачи:
- Повышение профессионального мастерства педагогов;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Изготовление дидактической игры по экологическому воспитанию дошкольников „Круги Луллия“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формировать представление коллег - педагогов об использовании методики «Круги Луллия» в работе с детьми по развитию мышления, речи, воображения.
- показать на личном примере использование пособия «Круги Луллия».
Ход мастер-класса
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», —
гласит народная мудрость.
СЛАЙД 2
Актуальность экологического воспитания детей в наше время высока как
никогда, ведь каждый человек, который сегодня наносит вред природе, когда-то был ребенком. Потому так важно с самых ранних лет воспитывать в детях любовь ко всему живому и учить их ответственному отношению к природе.
В течение первых семи лет жизни у ребенка происходит формирование
самосознания: он начинает понимать, какое место занимает в мире, ориентироваться в окружающей действительности и знакомиться с ее ценностями. Именно в этот период в ребенке важно заложить основы взаимодействия с окружающей природой, привить ему любовь, уважение и бережное отношение к ней.
Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.
Педагог вводит малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывает перед ним его тайны и законы, воспитывает правильное отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их.
Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.
Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в дальнейшем.
СЛАЙД 3
- Сегодня мы будем делать дидактическую игру по экологическому воспитанию «Дерево, лист, плод», используя интересную методику «Круги Луллия».
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры и помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIV веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов.
СЛАЙД 4
Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх написали книгу «Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллия».
СЛАЙД 5,6
Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Эффект данной технологии огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
СЛАЙД 7
Нам потребуется:
- круги разного размера (старые пластинки)
- распечатанные картинки
- клей-карандаш
- стержень (карандаш)
- спиннер
- клей – пистолет
СЛАЙД 8
Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами. На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают указатель ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
СЛАЙД 9.10,11 – Виды игр.
Вывод: В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободно высказывать свое мнение и решать проблемы самостоятельно.
Рефлексия мастер – класса.
- Что интересного вы возьмете для работы с детьми?
- Считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?
Спасибо за внимание!