Надежда Иванова
Мастер-класс «Использование проблемных ситуаций в совместной деятельности с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование проблемных ситуаций в совместной деятельности с
дошкольниками»
«Что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве… Завтра он способен выполнять самостоятельно».
Советский психолог Л. С. Выготский
Цель проведения мастер-класса : представление коллегам апробированной модели педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций у
дошкольников.
Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое
взаимодействие.
Ожидаемый результат:
Публикация «Мастер-класс „Использование проблемных ситуаций в совместной деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах
Повышение профессиональной компетенции педагогов по применению
технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками.
Оборудование:
Раздаточный материал: приложения.
Добрый день, уважаемые участники мастер-класса «Технология проблемного обучения»!
Я рада встрече с вами. Снежинка, что вы ожидаете от мастер-класса?
Начать мастер – класс мне хочется начать со стихотворения Н. Рыленкова
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Актуальный вопрос сегодняшнего дня – реализация ФГОС ДО, целевые
ориентиры, которые направлены на развитие у дошкольников :
- любознательности,
- установление причинно-следственных связей,
- открытие нового через проявление стремления к получению знаний,
- установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Современная жизнь многообразна и противоречива. Как же научить ребенка не бояться трудностей, преодолевать их.
Из числа современных педагогических технологий, я выделяю технологию проблемного обучения, которая обогащает опыт дошкольников,
обеспечивает самостоятельную деятельность, помогает в решении новых
познавательных задач. Технология проблемного обучения применима в
работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация,
предлагаемая взрослым, находится «в зоне его ближайшего развития».
Основателем данной технологии проблемного обучения является
американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи (1859-1952гг.).
Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или
воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях,
являясь активным субъектом своего обучения.
Часто педагоги задают вопрос, на каких занятиях можно использовать технологию проблемного обучения?
Она универсальна на любом возрастном этапе и в любой образовательной области.
Основная наша задача – Наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное: зачем, как и почему.
- Чтобы начать работу, предлагаю Вам познакомиться с некоторыми
высказываниями о проблемном обучении и продумать ответы на вопросы:
Задание 1.
- Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не
относится к проблемному обучению?
- Какие основные фразы или понятия объединяют остальные высказывания?
В чём суть проблемного обучения?
Отечественные психологи – Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина, З. И.
Калмыкова – утверждают, что суть проблемного обучения в постановке
перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для
исследования путей и способов её решения для того, чтобы ребенок сам
добывал знания.
Таким образом, Проблемное обучение – такая организация
непосредственной образовательной деятельности, которая предполагает
создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Одно из условий применения проблемного обучения – создание проблемной ситуации.
Что включает в себя проблемная ситуация?
1. Неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ
деятельности;
2. Познавательная деятельность;
3. Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном
обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила
или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И
весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой
деятельности дошкольника.
Загадываю загадку.
Она какая, красная?
Нет, черная.
А почему белая?
Потому что зеленая.
Такая загадка может быть настолько захватывающей, что ребенок не может сосредоточиться ни на чем другом, пока не найдет ответ, подключив своих домашних. Теперь для тех, кто не отгадал загадку, продолжает её решать – сообщаю ответ – это смородина (она черная, а белая потому, что
ещё не созрела).
Создавая проблемную ситуацию, мы должны помочь детям увидеть
интересные противоречивые факты.
Противоречие – это основное звено проблемной ситуации.
Они окружают ребенка с рождения, такие как – радость и грусть; добро
– зло; хорошее и плохое. Надо научить детей видеть и уметь отличать их друг от друга.
В ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность, или алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:
Задание 2 Алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из 5 этапов (за столами) :
- постановку проблемы и присвоение ее детьми
- актуализация знаний
-выдвижение гипотез, предположений;
- проверка решения
- введение в систему знаний.
Технология действительно обеспечивает творческое усвоение знаний:
«Спросил, открыл, создал».
Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам. Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая карта. В ее основу заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации. Технологической картой четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников
• На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию
• На 2этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
• На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения.
Продолжаем нашу работу.
Виды проблемных ситуаций
Для того чтобы решить проблемные ситуации, мы их разделим на
несколько видов, более доступных для понимания дошкольников.
Проблемы, похожие на мозаику.
Эта проблема состоит из нескольких отдельных частей и решается
каждая ее часть.
Проблема : Путешествие в гости к деду Морозу!
Способы решения:
1. Нужно выбрать маршрут.
2. Нужно собраться в дорогу.
3. Нужно продумать программу праздника.
2. Проблемы, похожие на пирамидку.
Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий.
Такие проблемы решаются, если совершаются все действия в правильном
порядке.
Проблема : Как вырастить цветок?
Способы решения:
1. Узнать особенности ухода (размножения) за данным растением.
2. Подготовить грунт для посадки, удобрения. и т. д.
3. Проблемы, похожие на снежинку.
Проблема похожая на снежинку имеет много вариантов решения.
Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший
вариант.
Проблема : какой подарок самый дорогой?
Способ решения: каждый предлагает свой вариант, в ходе обсуждения
все приходят к единому мнению – самый дорогой тот, что сделан своими
руками (кукла, машина, компьютер и т. д.)
4. Проблемы, похожие на кристалл.
Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному видят и
понимают слова, поступки, картинки. Для того чтобы решить такую
проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и
прийти к взаимопониманию.
Проблема : Что вы видите на картинке?
с картинкой – зайка-утка. У каждого свои ассоциации.
Теперь мы знаем, как надо решать проблемы, а сейчас перейдем к самим
проблемам.
Я предлагаю вам следующее задание. Внимательно прочитайте описанные ситуации и определите, к какой проблеме они относятся.
3. Задание «Образ проблемы. Определение проблемы»
1. Какую обувь выбрать в дождливую погоду, чтобы не промочить ноги? (снежинка)
2. Волшебный мешочек (угадай на ощупь) (кристалл)
3. Как сделать так, чтобы День рождения стал лучшим? (мозаика)
4. Есть ли жидкость во фруктах? (пирамидка)
Проверьте себя!
4 задание «Описание проблемной ситуации»
Возраст детей 5-6лет, старшая группа
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Программные задачи: обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах, учить использовать свои знания для решения проблемы.
Персонаж, ситуация : в гости к детям прилетел Снегирь, он собирается дальше лететь на север
Задание: Сформулировать возможную цель работы детей на занятии, учебную задачу (или цель работы по разрешению проблемы); наметить формы работы с детьми по разрешению проблемы.
Проблема : 1. Снегирь голоден, 2. Снегирь хочет устроить праздник для зимующих птиц, но не знает, какие птицы зимуют в этих краях, и какому угощению они обрадуются.
Цель работы детей на занятии: помочь Снегирю
Учебная задача (или план по разрешению проблемы) Показать снегирю, что дети знают всех птиц, зимующих в этих краях, знают, чем они питаются, как организовать подкормку пернатых друзей.
Формы работы с детьми найти изображения зимующих птиц, назвать их, рассказать об их жизнедеятельности зимой, о том, чем они питаются и т. д.
В первом варианте затрагивается лишь вопрос о том, чем питаются снегири, нет противоречия, значит, нет ни житейской, ни учебной проблемы, дети знают ответ на поставленный вопрос, детям негде применить свои знания и умения, они не узнают ничего нового, нет интереса.
Рефлексия.
В заключение мастер-класса я предлагаю решить итоговую
проблемную ситуацию в виде «снежинки» : Каким для вас был мастер-класс?
Реализованы ли ваши цели? Оцените нашу совместную деятельность.
Спасибо за оценку мастер-класса.