Ирина Морозова
Мастер-класс для воспитателей «Тренажеры для развития речевого дыхания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Работа по формированию речевого дыхания обеспечивает :
- правильное звукообразование;
- создает условия для поддержания достаточной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
- предохраняет голосовой аппарат от переутомления;
- способствует сохранению плавности речи, правильному соблюдению пауз.
Цели:
- расширить знания педагогов, родителей о речевом дыхании и о необходимости выполнения упражнений;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Тренажеры для развития речевого дыхания у дошкольников“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- формировать информационную и социальную, здоровьесберегающую компетентность.
Задачи:
-научить правильно пользоваться речевым дыханием;
- сформировать сильный плавный ротовой выдох;
- контролировать время выдоха;
- развивать способность правильно направлять воздушную струю;
- привлечь родителей к совместной с детьми деятельности по развитию дыхания.
Ход мастер-класса.
I Вводная часть.
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.
У детей, имеющих ослабленный вдох и выдох, нарушается плавность речи. Как правило, они говорят тихо, недоговаривают слова, в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда говорят на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Для правильного произношения звуков необходима сильная плавная воздушная струя. Нам нужно помочь воспитанникам овладеть правильными техниками длинного выдоха и умением рационально расходовать запас воздуха во время речи.
Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль над правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Условия проведения:
-Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
-Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 с;
-Одежда не должна стеснять движений;
-Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;
-Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
Правила проведения:
-Следить за правильной осанкой детей и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.
-Вдох и выдох спокойный:
-Вдох – бесшумный, не поднимая плечи.
-Выдох – без лишних усилий, не надувая щеки
-Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).
-Дозировать количество упражнений. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
II Основная часть.
Тренажеры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками, они не требуют больших материальных затрат.
Сегодня мы с вами сделаем тренажеры «Гусеничка», «Радужная вертушка», «Слоник», «Лабиринт».
- Изготовление тренажера «Гусеничка»
Нам понадобятся: ножницы, линейка, простой карандаш, цветная бумага, фломастеры и пластиковая трубочка.
1. Отмеряем полоску длиной 20 см и шириной 4 см. Отрезаем ее.
2. Складываем полоску пополам, затем загибаем края к центру, и еще раз к центру.
3. Срезаем уголки.
4. Рисуем фломастером глаза и рот.
Наш тренажер готов. Дуем через трубочку на гусеницу – она двигается.
С детьми можно устроить соревнования – чья гусеница быстрее преодолеет дистанцию.
- Тренажер «Радужная вертушка».
Для изготовления этого тренажера нам понадобятся : цветная бумага (картон) 4 цветов, шаблон круга, ножницы, клей, шнурочек, карандаш.
1. По шаблону рисуем на цветной бумаге круги, по одному кругу каждого цвета. Вырезаем их. Получится 4 круга.
2. Каждый кружок сгибаем посередине пополам.
3. Склеиваем между собой половинки кружочков.
4. При склеивании последних половинок в серединку кружка вставляем шнурок.
5. Расправляем половинки шарика и получаем тренажер «Радужная вертушка»
- Тренажер «Слоник»
Для изготовления понадобятся: шаблон головы слоненка без хобота, цветной картон серого или голубого цвета, цветная бумага серого цвета, ножницы, фломастеры, двухсторонний скотч или клей, коктейльная трубочка, простой карандаш.
1. Обводим по шаблону голову слоника. Вырезаем.
2. Из цветной бумаги вырезаем полоску длиной 5-7 см, шириной 1 см. с одного края срезаем уголки, получится округлый хоботок.
3. Вырезаем квадрат 4х4 из картона, к нему с помощью скотча или клея приклеиваем трубочку и хоботок.
4. Затем эту конструкцию приклеиваем к голове слоника с задней стороны так, чтобы не оставалось промежутков в местах склеивания.
5. Прорисовываем глазки и хоботок. Хоботок закручиваем так, чтобы при продувании трубочки хобот раскручивался.
Получаем тренажер «Слоник»
- Тренажер «Лабиринт»
Для изготовления данного тренажера нам потребуется пустая коробка от конфет, можно также использовать крышку от коробки из-под обуви, коктейльные трубочки, двухсторонний скотч, цветная бумага, пластиковые шарики (главное, чтоб шарики были легкими, можно скатать их из воздушного пластилина, ножницы.
1. Коробку обклеиваем цветной бумагой.
2. Нарезаем трубочки нужной длины.
3. Из кусочков трубочек собираем лабиринт или дорожки. Приклеиваем к коробке.
4. Берем шарик, кладем в коробку.
5. Через трубочку дуем на шарик и двигаем его в нужном направлении.
Тренажер готов.
III. Заключительная часть.
Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной системы ребенка и укрепления защитных сил его организма. Основной целью проведения дыхательных упражнений с дошкольниками является укрепление их здоровья. В результате выполнения этих упражнений каждая клеточка организма ребенка насыщается кислородом; ребенок учится управлять своим дыханием; улучшается работа головного мозга, сердца, нервной системы, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется общее состояние здоровья.
ПАМЯТКА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.
При занятиях дыхательной гимнастикой с детьми необходимо соблюдать следующие требования:
• выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
• проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
• заниматься до еды;
• заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
• дозировать количество и темп проведения упражнений;
• вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
• вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
• после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.