Виктория Лукомская
Мастер-класс для воспитателей «Создание образа человека (барельеф лица из глины)»
▼ Скачать
Хочу представить вашему вниманию мастер - класс, с которым выступала на конкурсе "Воспитатель года".
"Вы, конечно же, знаете, что такое барельеф, но я напомню, что барельеф - полуобъёмное изображение. А в нашем случае, лица человека. Моя профессиональная деятельность имеет ряд своих особенностей, так как я работаю со слабовидящими детьми.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Создание образа человека (барельеф лица из глины)“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
- Я хочу попросить Вас закрыть один глаз рукой. Как изменилось восприятие мира? Что изменилось? Восприятие мира изменилось, он потерял объёмность, а если глаз, который открыт ещё и прищурить. Стало намного хуже. Наши дети помимо пониженной остроты зрения, имеют и косоглазие. И для того, чтобы сделать для них мир таким же объёмным, таким же ярким, таким какой он есть на самом деле, у нас в детском саду разработано много технологий. Одна из них - формирование социальной перцепции (восприятие человека человеком).
Вот, например, лицо человека. Как его ощутить, когда мы видим его одним глазом. А мы сделаем это руками. Я вас попрошу обследовать своё лицо руками.
Какое оно? Овальное. В ширину оно меньше, чем в высоту. Оно имеет высоту. Точно посередине находятся глаза. Если положить кончики пальцев рук на брови, то руки как-бы "провалятся". А "провалились" они в глазные впадины. А в них мы что-то чувствуем. Что это? Да, это глазные яблоки. Почувствовали какой они формы. Они круглые, как шарики. По середине, между глазными яблоками, есть нос.Провели пальчиком по спинке носа, у него есть кончик. А под кончиком носа прячутся две дырочки. Все ощутили две дырочки - это ноздри. Ноздри закрыты кожицей. И если мы хорошо подышим, то эти кожицы начнут трепетать под нашими пальцами. Как настоящие крылышки. Они так и называются крылья носа. А теперь давайте, обхватим щёчки ладошками. Смотрите какие они у нас круглые, как раз в ладошку легли, а мизинчики оказались как раз в какой-то ямке. Это носогубные складки, они как раз пролегают от крылышек носа и вниз до подбородка. Подбородок у нас круглый, а вот здесь есть вмятинка, пальчиками потрогайте, так можно прощупать зубки. А выше этой ямки ещё какой-то бугорок. Что же это такое? Это же наши губки, они выпуклые, объёмные. У нас есть верхняя и нижняя губки. Верхняя губка похожа на чаечку, потому что есть круглая вмятинка, она то и делает губку "чаечкой". А если мы погладим щёчки, то руки уйдут и найдут ушки. Давайте проверим. У ушек есть высота. Соединим наши пальчики и обнаружим, что высота ушек как раз равна высоте носа. Вот мы с вами обследовали всё лицо.
Такое обследование с детками проводится возле зеркала и занимает гораздо большего времени.
А сейчас самое интересное - я предлагаю вам вылепить барельеф лица так, как мы это делаем с нашими детьми.
Перед вами лежат тряпочки, в которые завёрнут кусочек глины. Тряпочку разворачиваем, от куска глины отрываем небольшой кусочек для деталей. Здесь хочется уточнить, кусок глины должен помещаться в руке, чтобы с ней было удобно работать. Основной кусок глины формируем в шар, а затем превращаем его в овоид.
Кладём на салфетку и расплющиваем ладонью на влажной тряпочке до формы "пряника".
Тряпочка нужна чтобы глина не прилипала к столу и оставалась влажной как можно дольше.
Находим середину "пряника" и располагаем там большие пальцы горизонтально напротив друг друга. Равномерно вдавливаем. Это глазные впадины.
Выдавленную по бокам глину "уводим" вниз к столу. Это уши.
Из небольшого кусочка лепим нос.
Заглаживаем в сторону глазных впадин, формируем спинку носа.
Носогубные складки получатся в результате синхронного надавливания боковой частью кончиков больших пальцев.
Небольшой ямкой отделяем подбородок относогубного треугольника.
Определяем положение линии рта на носогубном треугольнике и прорезаем его бумажной стекой.
Лёгким покачиванием пластины получается форма губ. Нижнюю губу обязательно нужно примять с боков, иначе ротик получится "сквашенным". Подправляем форму губ стекой.
Кончиком стеки делаем углубление ноздрей. Проявляем форму крыльев носа. Лепим глаза. Все симметричные детали всегда стараемся делать одновременно. Скатываем два маленьких шарика. Добиваемся их одинакового размера.
Прикатываем шарики до удлинённой формы, как рисинки.
Симметрично располагаем их в глазных впадинах. Это веки, пока они закрыты.
Бумажной стекой делим глаз на веки верхнее и нижнее. Нижнее веко немного меньше, если сделать по-другому, то глазки будут казаться опухшими. Стекой "открываем" глазки.
Острым коническим концом стеки намечаем зрачок в форме подковки.
Если дети недостаточно подготовлены, то форму зрачка упрощаем до круглой дырочки. Волосы начинаем лепить с висков, затем закрываем верхнюю часть головы.
Если этого не сделать, у детей на работах эти части головы обычно остаются без волос. Формируем причёску из продолговатых комочков, расплющенных с внешнего края.
Брови лучше сделать тонкими штрихами. Вся форма уточняется, дополняется деталями.
На этом работа завершается. Как вы можете видеть у всех у вас получились разные барельефы, свои особенные, неодинаковые. С помощью небольших деталей можно создать разное эмоциональное настроение: если опустить уголки рта, опустить брови, то получится плачущий человек. А если рот сделать побольше, поднять уголки вверх, сделать мимические морщинки, то получится смеющийся человек. "
Вот такой мастер-класс был представлен коллегам и судьям, которые с огромным удовольствием слепили свои барельефы.
Огромное спасибо хочется сказать моему учителю и помощнику, нашему воспитателю по ИЗО-деятельности, Маргарите Ивановне!
Уважаемые коллеги, надеюсь, что вам будет интересен данный мастер - класс, и захочется изготовить с ребятишками барельефы лица.