Мария Верещагина
Мастер-класс для воспитателей по созданию дидактической игры «Трогательная игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей по созданию дидактической игры
«Трогательная игра»
Цель:
повышение профессионального мастерства через обмен педагогическим опытом.
Задачи:
- развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей по созданию дидактической игры „Трогательная игра“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- познакомить педагогов с опытом работы по изготовлению и использованию дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
- обучить участников мастер – класса методам и приемам использования дидактических игр в педагогическом процессе.
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Данный мастер-класс предназначен для творческих педагогов и не требует больших материальных затрат, а результат работы добавит в образовательный процесс ещё одну увлекательную, обучающую игру на познавательное развитие и сенсорное восприятие детей.
План проведения мастер-класса :
Вводная чаc ть: психолого - педагогическое обоснование темы
Основная часть: практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию дидактической игры для детей.
Заключительная часть: рефлексия для педагогов.
1. Психолого – педагогическое обоснование темы.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок, что делает учебный материал интересным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Главное назначение дидактических игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Изготовленная руками воспитателя, игра позволяет ребенку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.
Тактильные карточки своими руками
Для чего нужны сенсорные тактильные карточки?
Тактильные карточки - не просто интересная игра; они развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Для самых маленьких деток сенсорные карточки являются прекрасным развивающим пособием. Воздействие разнообразных фактур на пальчики малыша само по себе является полезным для его сенсорики, а вдобавок благодаря объяснениям воспитателя кроха узнает, что вот эта гладкая поверхность - шелк, мягкая и пушистая - вата, а шершавая называется наждачной бумагой. Небольшие карточки удобно держать маленьким ручкам, а доставать, раскладывать и перебирать эти "пособия" нравится всем без исключения малышам.
Дети постарше благодаря тактильным карточкам пополняют свой активный словарный запас с помощью множества новых прилагательных: мягкий, жесткий, гладкий, шелковистый, выпуклый, шершавый. Для игроков 4-7 лет с карточками можно придумать множество интересных игр, развивающих память и внимание.
Основой для тактильных карточек обычно является картон. Вы можете использовать старые, ненужные картонные коробки или купить картон специально, в магазине канцтоваров. Кроме того, основой карточек может стать также фетр. Размер карточек - примерно 5х8 или 5х9 см. Обычно изготавливают два одинаковых комплекта для разных игр, например, поиска одинаковых по ощущениям карточек
Что наклеить на картон? Материалы для создания ваших "авторских" тактильных карточек могут быть самыми разнообразными:
любые ткани (шелк, лен, бархат, плащевка, флис, трикотаж, шерсть, ватин, ткань с пайетками, мешковина и другие);
кожа, натуральный и искусственный мех;
фетр (можно наклеить на картон или даже использовать как основу для сенсорных карточек. В таком случае сделайте два комплекта из фетра разных цветов);
пряжа, атласная лента, тесьма;
вата, синтепон;
бархатная бумага;
гофрированный картон;
застежка-липучка;
фольга обычная и от термоизоляции;
лоскутки от резиновых и хозяйственных перчаток;
перышки;
ракушки, камушки;
спички, зубочистки;
проволока, провода;
пуговицы (пришиваются к карточке);
губки для мытья посуды (разделите губку на жесткую и мягкую часть и наклейте каждую на отдельную карточку);
бисер, бусины, стразы;
скорлупки грецких орехов;
крышки от баночек с детским питанием, кусочки бутылочной пробки.
Чтобы детали прочно держались, используйте суперклей (например, СуперМомент). Надежное сцепление материалов с картоном - обязательное условие для изготовления тактильных карточек. Особенно это важно для малышей, которые очень любят пробовать всё на зубок. Попадание в рот мелких вещиц типа макарон или бисера - реальная опасность при недостаточно прочном их приклеивании. Песок можно насыпать поверх обычного клея ПВА, ткани и мех - закрепить степлером.
Чтобы карточки выглядели веселее, можно сделать их разноцветными. Это будет кстати, например, при проведении с ребенком "цветных неделек».
Края тактильных карточек лучше обклеить скотчем или малярной лентой, чтобы они меньше изнашивались со временем.
Форма нанесения тактильных элементов карточки может быть любой, на ваш вкус. Вы можете наклеить их в виде букв и цифр. При желании можно сделать даже целый алфавит или полный набор цифр от 0 до 9.
Игры с тактильными карточками
1) С детками 3 лет и старше вы можете раскладывать карточки от самой мягкой до самой твердой, от самой гладкой до самой шершавой по ощущениям.
2) Также вы можете поиграть с малышом с помощью тактильных карточек в игру-соединялку. Выложите их в два столбика (начните с 3 карточек в каждом) и предложите найти парные по цвету или по материалу.
3) Сделав специальные тактильные карточки с двумя полями, вы добавите к своим домашним настольным играм отличное домино. Наверняка детям оно очень понравится. А правила этой игры знают все.
4) Предложите ребенку выложить такой же ряд, как сделали вы. Благодаря подобным играм малыш учиться действовать по образцу и развивает внимание. Можно усложнить задание: пусть карточки в рядах будут совпадать только по одному признаку - цвет или фактура. Если он подобрал подходящие карточки с одинаковыми материалами, но разного цвета, попросите его закрыть глазки и убедиться в идентичности карточек в рядах на ощупь.
5) Следующая игра подойдет для тех детей, которые уже спокойно относятся к завязыванию глаз. Выложите ряд карточек, предложите пощупать и запомнить их. Затем завяжите малышу глазки, замените одну из карточек и попросите угадать, что поменялось.
6) Если вы сделали комплект карточек с буквами или цифрами, для обучения ребенка можно предлагать ему угадывать нащупанную с закрытыми глазами или под покрывалом букву или цифру.
7) В следующей игре могут принимать участие несколько человек. Выберите одну, начальную карточку, а оставшиеся разделите между игроками поровну. Теперь им предстоит посоревноваться - выложить как можно более длинную дорожку, с тем условием, что все соседние карточки должны быть связаны друг с другом, т. е. иметь одинаковый цвет или материалы.
«Отгадай на ощупь геометрическую фигуру», «Отгадай на ощупь цифру».
Описание:
На цветной картон пришиваются пуговицы в форме геометрических фигур, в форме цифр от 1 до 10.
Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.
Возраст детей: 3-7 лет.
Цели и задачи:
Развивать мелкую моторику рук.
Учить узнавать и называть геометрические фигуры: 2 младшая и средняя группы– круг, квадрат, треугольник; старшая и подготовительная к школе группы – круг, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник
Варианты заданий:
Отгадай на ощупь и назови.
Отгадай на ощупь и найди пару.
Отгадай на ощупь, назови геометрическую фигуру и предмет такой же формы.
Применение:
как часть занятия
во время индивидуальной работы с детьми
во время самостоятельной деятельности детей
задание для досуга
2. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию дидактической игры для детей.
Ведущий:
Мы покажем вам сейчас
Наш весёлый мастер – класс!
Как с малышками играем
И в игре их обучаем.
Чтоб пособие создать
Нужно будет нам собрать
Ветки, камешки, бутылки,
Губку, шарики, картинки.
Бумагу цветную, ножницы
Крупу любую,
Клей, линейку, карандаш,
Готовим всё без спешки
И начинаем мастер- класс наш.
3. Рефлексия
На столах лежат карточки: красная, жёлтая, синяя.
Ведущий:
Благодарим вас за вниманье!
Просим скромные старанья
Оценить,
Цветную карточку поднять.
Красный цвет – мастер – класс
Был вам полезен.
Жёлтый - скучен,
Синий – зря потратили вы время
За что простите нас, друзья.
Коллеги, спасибо за плодотворную работу!
b][/b]