Жданова Марина Александровна
Мастер-класс для воспитателей «На Руси играли дети»
Мастер-класс для воспитателей
«На Руси играли дети»
Подготовила:
Жданова М. А.
Цель: приобщение детей к культуре России через русские народные игры.
Задачи:
• Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками;
• Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения;
Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „На Руси играли дети“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, штурмовали снежные крепости, катались на лошадях по деревням с песнями и плясками.
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
Вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе.
При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
• Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.
• Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
• Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
Ход игры, действия и поведение участников определяются правилами. Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры. Главная роль в народной игре отводится водящему. Речевой материал «зачины» берется из устного народного творчества фольклора. Сигналом к началу действия в игре является слово.
Сейчас мы с вами поиграем в русские народные игры.
Для первой игры нам нужно несколько человек (5-6).
Игра «Водяной».
Что бы выбрать, кто из вас будет Водяным, нужно вспомнить любую русско-народную считалочку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела
В центре круга сидит Водяной. Дети вокруг него образуют круг и идут хороводным шагом, приговаривая тихонько:
Водяной, что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.
Когда дети произнесли эти слова, воспитатель подводит Водяного к одному из детей, и он на ощупь должен определить, кто это. При этом глаза у Водяного закрыты. Если Водяной угадывает верно, ребенка, то они меняются местами.
Блиц-опрос по теме «Народные игры»
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Игра «Заяц»
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты
Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.
Игра «Слухи»
Играют в эту игру несколько детей, которые усаживаются рядком, поближе друг к другу.
Водящий произносит шепотом любую фразу на ухо сидящему с краю ребенку так, чтобы другие дети не могли ее услышать (можно попросить всех детей, кроме одного ребенка, к которому сейчас будут обращаться, заткнуть уши). Затем фраза по цепочке передается от ребенка к ребенку, и последний, сидящий с противоположного края ребенок, произносит ее громко. Если фраза искажена, то по цепочке находят того, кто ее первым исказил: просят повторить каждого, что он услышал, начиная с первого игрока.
Игрок, первым исказивший фразу, должен пересесть на последнее место с краю.
Игра «Резиночки» Резиночка связывается, образуя замкнутый контур, и растягивается на ногах 2 играющих, после чего 3-й участник начинает игру: выполняет все упражнения по порядку, переходя на более высокие уровни сложности
Заключение.
-Уважаемые коллеги, завершить мастер-класс хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно для быта русского народа, с веками исчезло, но кое – что сохранилось лишь в детских играх.
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни людей, поэтому наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции