Шатилова Наталия
Мастер-класс для воспитателей «Математика через сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Математика через сказку“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку.
Мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.
Одним из эффективных методов работы с детьми, является сказка, которая дает необходимую гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка.
• Потребность в автономности. В каждой сказке герой на протяжении всего пути действует самостоятельно, сам делает выбор, сам принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
• Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем.
• Потребность в активности. Герой всегда активен, все время находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, и в результате у него появляются не только более глубокие представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, иное эмоциональное отношение к ним.
Воспринимая сказку, ребенок видит выход из различных сложных ситуаций, видит пути решения возникших конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Происходит это не потому, что он хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.
Сказка готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Работу со сказками можно проводить во всех сферах деятельности:
а) в подвижных играх
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какого героя не хватает», «Найди место сказочного героя», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх:
Вариативность игр со сказками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).
Все мы помним, как в детстве мама или бабушка читала нам сказки, как интересно было представлять себя сказочным героем, переживать за него, радоваться удачному концу. Обучая маленьких детей через сказку, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Я вижу, как загораются глаза малышей, сколько радости и любопытства светится в них, когда говорю: «Сейчас я расскажу вам сказку!».
Предлагаем всем вместе сотворить свою сказку!
«Сотворим сказку своими руками»
Дети младшей группы хорошо знают и очень любят слушать русскую народную сказку «Теремок»» я решаю через нее и задачи математического развития. Игру "Теремок" можно использовать как в непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, так и в совместной деятельности педагога с детьми в утреннее или вечернее время
Эта сказка помогает мне
- Закрепить умение различать количество сказочных персонажей, используя при этом слова «один», «много».
- Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами «вверху-внизу», «нижний - верхний этаж», «справа-слева», «над-под», «между».
- Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять умение различать геометрические фигуры по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький». Закреплять в речи названия основных цветов.
- упражнять детей в сравнении предметов по высоте.
- совершенствовать умения сравнивать два предмета по ширине и длине способом наложения.
Сформировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлениях помогут русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди» и др.
Так используя сказку «Три медведя» и её героев, мы можем познакомить и закрепить понятия «большой», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий», а также предложить задания: «распредели героев по возрасту, по росту», «уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «напои чаем, чтобы соответствовала посуда».
Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый счёт. Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.
Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных брата», «Два жадных медвежонка».
Изучая временные представления, используются произведения детских писателей С. Маршака «Двенадцать месяцев», «Круглый год», Г. Скребицкого «Четыре художника», Н. Мигуновой «Круглый год».
Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения где употребляются числа: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т. д.
Кроме того занятия по математике будут ещё более интересными и приобретут яркую эмоциональную окраску, если речь на занятии пойдёт об известном сказочном герое которому нужно оказать помощь в пересчёте предметов, составлении и решении задачи, прохождении лабиринта и т. д.
В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь доброта, ум, внимательность к людям - это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями». Спасти 3 поросят от злого волка Задача «спасателей» (т. е. ваша задача) - подготовить транспорт для перевозки строительного материала Ниф-нифу, Наф-нафу и Нуф-Нуфу. Выложите транспорт по схемам (приложение 2).
Приложение 2.
Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, я разработала ряд занятий, объединенных под общим названием: «Математические сказки».
«Поможем Золушке»
«Буратино ждет гостей»
«В плену у Снежной Королевы» и др.
Например, занятие «Поможем Золушке». В его основу положен сюжет знакомой сказки Ш. Перро.
Для того чтобы попасть на бал, Золушка должна справиться с заданиями, которые дала ей мачеха. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Золушке приготовить обед, залатать ковер, вышить узором полотенца. Казалось бы, ничего общего с математикой, но на протяжении 30 минут дети, помогая сказочному персонажу, составляют задачи, считают, сравнивают числа, решают разного рода логические головоломки.
Занятие «Белоснежка и семь гномов»
Белоснежка заблудилась. Даю детям задание описать местность, где она очутилась. Задаю вопросы: что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем. Кто находится справа от Белоснежки, слева и др. вопросы, которые помогают закрепить пространственные отношения между объектами. Дети учатся отражать в речи порядок расположения предметов.
На этом же занятии дети играют в прятки с гномами, то есть, выполняют упражнение «Которого по счету гнома не стало?» Причем в данном упражнении попутно закрепляем названия дней недели и их последовательность, так как имена гномов звучат также как и названия дней недели.
Затем дети помогают Белоснежке испечь ягодный пирог, то есть выполняют упражнение на повторение заданной последовательности.
Закрепить представление детей о геометрических фигурах поможет упражнение «Назови что бывает …. формы». В занятии «Незнайка на луне».
Мама дала поручение Красной Шапочке отнести бабашке пирожков больше чем 4, но меньше чем 6, а горшочек взять третий слева.
Аналогично можно придумать другие задания для сказочных персонажей или от их имени.
Дети обычно с большим интересом включаются в работу и с удовольствием помогают сказочным персонажам справиться с заданием.
На своих занятиях я широко использую разного рода речевой материал – стихи, считалки, загадки, задачки в стихотворной форме, которые помогают оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.
Например, в сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачку (пример).
Причем попутно и закрепляю знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?»
Задание «Дорисуй фигуру». Буратино нарисовал портрет Пьеро, но как всегда впопыхах допустил много ошибок.
Задание звучит следующим образом:
Знания ваши нужны мне сейчас
Очень надеюсь, ребята на вас
Вот тут нарисован неверный портрет
Каких на портрете деталей нет?
Попутно дети закрепляют знания о геометрических фигурах.
В занятии «Белоснежка и семь гномов» дети помогают гномам выбраться из пещеры:
«Смотрите, ребята, случилась беда
Вход в пещеру закрыт навсегда
Огромные камни засыпали вход
Теперь в пещеру никто не войдет
Ребята, поможем гномам, разберем вход в пещеру, но поднять камень можно только решив задачу или ответив на вопрос».
Чтобы помочь сказочному персонажу перебраться через речку нужно сложить мостик из камешков
«Речка, речка глубока
Не видать нигде мостка
Чтобы дальше нам шагать
Надо камешки собрать
Камни быстро соберем
Эту речку перейдем»
Дети выполняют дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку, упражняются в счете до 10.
В занятии «В плену у Снежной Королевы» дети помогают Герде склеить волшебное зеркало, то есть выполняют упражнение «Сложи квадрат».
Кроме того помогают активизировать интерес детей к занятию и разного рода физкультминутки, пальчиковые игры, которые ребята выполняют вместе с героями сказок (примеры).
А сейчас я предлагаю вам на некоторое время примерить на себя роль наших воспитанников и отправиться «В гости к сказке».
(моделирование занятия «В гостях у сказки» см. приложение)
Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Дети активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления.
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в занятии и прошу поделиться своими впечатлениями. Что вам понравилось в предложенной мною модели занятия? Что бы вы взяли себе на вооружение? Что не понравилось?
Итак, я хочу закончить свое выступление словами
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием
Рефлексия:
Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры со сказочными героями у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?