Скунова Татьяна
Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Экология вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Экология вокруг нас»
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;
повышение профессионального мастерства педагогов в экологическом воспитании дошкольников;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений „Экология вокруг нас“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
развивать познавательный интерес, активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
способствовать углублению знаний и умений в использовании полученной информации о природе родного края в разных видах деятельности;
воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
Оборудование: мольберт,4 листа А-4, фломастеры, цветок «А знаете ли Вы»,2 шаблона итоговых вопросов по теме, карточки с надписями для конкурсов.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему «Экология вокруг нас».
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек (Ирина Трофимова)
Ведущий: В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди, в ближайшем будущем, не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, обыгрывание экологических сценок, эксперименты и опыты способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. Поэтому, перед педагогами, встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами. 3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом, а свои знания применим в конкурсах, так как наш семинар сегодня проводится в форме конкурса. За каждый оригинальный и правильный ответ жюри вручает балл. В конце подводится общий итог.
I. Представляем вам членов жюри:___
II. Образование и представление команд.
Для того, чтобы нам с вами было удобно общаться, предлагаю разделиться на две команды, посовещаться, придумать название команды и представить ее. Каждая команда выбирает, какое животное, птица, рыба или растение будет названием команды. Капитан выбирает участника команды, который попытается изобразить его с помощью жестов, мимики, движений. Остальные участники угадывают, какое животное было изображено. (Звучит музыка, педагоги выполняют задание). Итак, в нашем семинаре участвуют команды: ___
III. Конкурс: 1. «Разминка». Вопросы поочерёдно каждой команде, правильный ответ – 1 балл. 1. Как называется активная оболочка Земли, которая населена живыми организмами? (Биосфера). 2. Почему Медуницу называют «живым светофором»? (Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Розовый цвет сообщает насекомым о том, что сладкое угощение, нектар, закончилось.). 3. Сколько литров кислорода необходимо одному человеку каждый день для полноценного дыхания? (350-700л). 4. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды). 5. Какое дерево называют символом России? (Берёза).
6. Первая изданная Международная Красная книга в мире появилась в … 1966 году (Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.).
7. Какое растение считалось священным у славян и отвечало за силу и достаток? (Дуб).
8. В каком году произошла Чернобыльская катастрофа( 26 апреля 1986 года). 9. Что значит, если на пути вам все чаще стал попадаться подорожник (Значит, где-то рядом тропа).
10. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе).
11. Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы и другие хитрые птицы садятся на муравейник? (Муравьиная кислота обладает специфическим запахом, который убивает насекомых-паразитов на теле птиц. Принимая муравьиные ванны, умные птицы соблюдают правила птичьей гигиены.). 12. Уникальное озеро нашей страны. (Это - озеро Байкал. Его возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров.).
2. «Методический турнир»
1. Что же такое экология? (ответы педагогов, правильный ответ -1 балл)
Экология — наука, раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек, то в природе возникают серьёзные проблемы.
2. В чем основная сущность экологического воспитания детей? (В развитии познавательных процессов, формировании у детей ценностной картины мира, бережное отношение к окружающему миру природы.)
3. Почему экологическим воспитанем надо заниматься с дошкольного возраста? (Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
4. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? (1. Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. 2. Безразличие и невнимание к поведению детей. 3. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.)
5. Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников? (Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности ребёнка.)
6. Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?
Ознакомление с природой: Мы ведём детей на экскурсию для знакомства с деревьями, показываем им дерево - берёзу и рассказываем, как оно называется. Чем отличается от кустарников? А берёза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?
Экологическое занятие: Необходимо обратить внимание ребят на условие, без которых берёза не может прожить, на её связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: берёзе нужна почва – она держит её корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух – листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т. п.
7. Формы работы с семьями воспитанников по экологическому воспитанию. Мы с родителями можем проводить:
собрания, консультации, семинары;
Дни открытых дверей;
праздники и досуги (“День Земли” “Весенние посиделки”,“День птиц” и др.);
оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки и др.);
составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе)
беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца)
совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т. д.
8. Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится
наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)
9. В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически
способствовать охране природы?
(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд
в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность,
экологическое воспитание в повседневной жизни)
10. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Главным условием экологического развития- является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения)
3. Ведущий: - Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
1. Как аукнется, так и откликнется.
2. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
4. «Интеллектуальный»
«Составь вопросник»
Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов.
Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно
предложить детям следующий перечень вопросов:
а) какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?
б) назови и покажи части деревьев;
в) для каких обитателей живого мира дерево является их домом?
г) как и откуда дерево получает питательные вещества?
д) зачем дереву ствол, ветки, листья?
е) чем дерево отличается от кустарника?
ж) назови и покажи деревья и кустарники, растущие на участке или на улице;
з) как человек помогает деревьям и кустарникам?
и) назови и покажи хвойные и лиственные деревья. Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам: «Дикие животные», «Времена года». Каждой команде раздается бланк с заданием по теме. После выполнения капитан выбирает, кто отвечает. Совместное обсуждение и дополнение.
5. «Покажи мимикой и жестами» Что- то мы засиделись! Давайте немного отвлечёмся и покажем свои театральные способности. Каждая команда получает по 3 задания, Одна команда показывает, вторая угадывает, у Вас есть 1 минута, чтобы подготовиться:
1. Встревоженного кота. Грустного пингвина. Разгневанного поросенка. 2. Восторженного кролика. Намокшую ворону. Злого быка. Ведущий: На этой позитивной ноте продолжим. Следующий конкурс:
6. «Решение педагогических ситуаций по экологическому воспитанию дошкольников.»
1. Дети 6-7 лет играют на площадке детского сада во время вечерней прогулки. За девочкой Олей пришел папа. Они пошли домой. На выходе с территории детского сада, у самой калитки, растет куст декоративной рябины. Он очень красивый. Среди зеленой листвы красуются красноватые ягодки. Подойдя к кусту, девочка на глазах у папы, видимо, с его разрешения стала срывать ягодки с куста и растаптывать на асфальте. Чем можно объяснить такой поступок девочки? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!» Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
7. «Новая жизнь мусора» Следующее задание позволит проявить свою фантазию, креативность. Каждая из команд постарается вдохнуть новую жизнь ненужным вещам. Каждая команда получает название трех предметов и за 3 минуты должна придумать как можно больше способов использования этого материала (1— растянутая трикотажная майка; крышки от пластиковых бутылок; стекляная тара, картонные ящики. 2-- дырявые джинсы; корковая пробка от бутылки; бутылка из пластика, картонные коробки).
8. Блиц – конкурс «Дай правильный ответ».
Как назывался раньше наш город?
(Первоначальное название города - Дебрянск - связывают с окружающими город "дебрями" - дремучими и труднопроходимыми лесами. Впервые Брянск упоминается в Ипатьевской летописи в 1147-м году).
Назовите реки, протекающие по территории Брянской области.
(Десна, Ипуть, Судость, Снов, Нерусса, Унеча, Болва, Ветьма, Снежеть, Вороница, Ревна, Усожа, Навля, Надва, Сев, Воронуса, Вабля, Габья, Рожок, Беседь).
Назовите зверей, обитающих в наших лесах.
(Лоси, кабаны, косули, кабаны, бурые медведи, волки, лисицы, енотовидные собаки, рыси, куницы, горностаи, ласки, черные хори, норки европейские, выдры речные, барсуки, белки среднерусские, суслики, хомяки, бобры речные, зайцы-русаки, зайцы-беляки, кроты, волки, лисицы, бобры).
Назовите птиц, обитающих в наших лесах.
(Глухари, рябчики, вальдшнепы, тетерев-косач.).
Какие полезные ископаемые добываются на территории области.
(Торф, сапропеля, фосфорит, мел, кварцевый песок, тугоплавкая глина, титан, цирконий, керамзитовое сырьё).
В каком году был открыт парк «Поколений» (2015г).
Ведущий: На этом наши конкурсы закончены, пока жюри подводит итоги, предлагаю немного расслабиться.
Шуточная игра «Концовки обманки»
Ведущий: - Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
Иглы колкие торчат прямо с детства у …. (ежат). Через горы и леса в край родной летит …. … (птица). Устают, наверно, скулы грызть орехи у … (белки). Звонко цокают подковы на копытах у … (коня). Кукарекает спросонок милый, добрый …. (петух). Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это …. (белка). Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный …. (бабочка). Нарушая утром тишь, распевает в роще … (соловей). В речке я люблю резвиться, в стайке плавать, ведь я …. (рыба). Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, Что быть может веселей? А поет вам? … (лягушка).
Для оглашения результатов конкурса слово предоставляется жюри___ IV. Заключение Ведущий: Перед тем, как закончить наше мероприятие, предлагаю, вам, собрать сказочный цветок с интересным название «А знаете ли вы». На столах перед вами лежат лепестки от цветка с познавательной информацией. Каждый из вас должен взять по одному лепестку, зачитать информацию вслух и прикрепить лепесток к цветку.
1) Бумага, брошенная нами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.
2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3) Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)
6) Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.
7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
8) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.
10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.
Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
Ведущий: - На этом наш мастер-класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.
Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
Благодарю всех за участие!