МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Экология вокруг нас»

Скунова Татьяна
Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Экология вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Экология вокруг нас»

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;

повышение профессионального мастерства педагогов в экологическом воспитании дошкольников;

Публикация «Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений „Экология вокруг нас“» размещена в разделах

развивать познавательный интерес, активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

способствовать углублению знаний и умений в использовании полученной информации о природе родного края в разных видах деятельности;

воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

Оборудование: мольберт,4 листа А-4, фломастеры, цветок «А знаете ли Вы»,2 шаблона итоговых вопросов по теме, карточки с надписями для конкурсов.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему «Экология вокруг нас».

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек (Ирина Трофимова)

Ведущий: В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди, в ближайшем будущем, не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, обыгрывание экологических сценок, эксперименты и опыты способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. Поэтому, перед педагогами, встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.

2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами. 3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом, а свои знания применим в конкурсах, так как наш семинар сегодня проводится в форме конкурса. За каждый оригинальный и правильный ответ жюри вручает балл. В конце подводится общий итог.

I. Представляем вам членов жюри:___

II. Образование и представление команд.

Для того, чтобы нам с вами было удобно общаться, предлагаю разделиться на две команды, посовещаться, придумать название команды и представить ее. Каждая команда выбирает, какое животное, птица, рыба или растение будет названием команды. Капитан выбирает участника команды, который попытается изобразить его с помощью жестов, мимики, движений. Остальные участники угадывают, какое животное было изображено. (Звучит музыка, педагоги выполняют задание). Итак, в нашем семинаре участвуют команды: ___

III. Конкурс: 1. «Разминка». Вопросы поочерёдно каждой команде, правильный ответ – 1 балл. 1. Как называется активная оболочка Земли, которая населена живыми организмами? (Биосфера). 2. Почему Медуницу называют «живым светофором»? (Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Розовый цвет сообщает насекомым о том, что сладкое угощение, нектар, закончилось.). 3. Сколько литров кислорода необходимо одному человеку каждый день для полноценного дыхания? (350-700л). 4. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды). 5. Какое дерево называют символом России? (Берёза).

6. Первая изданная Международная Красная книга в мире появилась в … 1966 году (Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.).

7. Какое растение считалось священным у славян и отвечало за силу и достаток? (Дуб).

8. В каком году произошла Чернобыльская катастрофа( 26 апреля 1986 года). 9. Что значит, если на пути вам все чаще стал попадаться подорожник (Значит, где-то рядом тропа).

10. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе).

11. Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы и другие хитрые птицы садятся на муравейник? (Муравьиная кислота обладает специфическим запахом, который убивает насекомых-паразитов на теле птиц. Принимая муравьиные ванны, умные птицы соблюдают правила птичьей гигиены.). 12. Уникальное озеро нашей страны. (Это - озеро Байкал. Его возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров.).

2. «Методический турнир»

1. Что же такое экология? (ответы педагогов, правильный ответ -1 балл)

Экология — наука, раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек, то в природе возникают серьёзные проблемы.

2. В чем основная сущность экологического воспитания детей? (В развитии познавательных процессов, формировании у детей ценностной картины мира, бережное отношение к окружающему миру природы.)

3. Почему экологическим воспитанем надо заниматься с дошкольного возраста? (Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

4. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? (1. Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. 2. Безразличие и невнимание к поведению детей. 3. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.)

5. Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников? (Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности ребёнка.)

6. Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?

Ознакомление с природой: Мы ведём детей на экскурсию для знакомства с деревьями, показываем им дерево - берёзу и рассказываем, как оно называется. Чем отличается от кустарников? А берёза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?

Экологическое занятие: Необходимо обратить внимание ребят на условие, без которых берёза не может прожить, на её связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: берёзе нужна почва – она держит её корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух – листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т. п.

7. Формы работы с семьями воспитанников по экологическому воспитанию. Мы с родителями можем проводить:

собрания, консультации, семинары;

Дни открытых дверей;

праздники и досуги (“День Земли” “Весенние посиделки”,“День птиц” и др.);

оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки и др.);

составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе)

беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца)

совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т. д.

8. Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится

наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

9. В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически

способствовать охране природы?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд

в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность,

экологическое воспитание в повседневной жизни)

10. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Главным условием экологического развития- является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения)

3. Ведущий: - Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

1. Как аукнется, так и откликнется.

2. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

4. «Интеллектуальный»

«Составь вопросник»

Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов.

Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно

предложить детям следующий перечень вопросов:

а) какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

б) назови и покажи части деревьев;

в) для каких обитателей живого мира дерево является их домом?

г) как и откуда дерево получает питательные вещества?

д) зачем дереву ствол, ветки, листья?

е) чем дерево отличается от кустарника?

ж) назови и покажи деревья и кустарники, растущие на участке или на улице;

з) как человек помогает деревьям и кустарникам?

и) назови и покажи хвойные и лиственные деревья. Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам: «Дикие животные», «Времена года». Каждой команде раздается бланк с заданием по теме. После выполнения капитан выбирает, кто отвечает. Совместное обсуждение и дополнение.

5. «Покажи мимикой и жестами» Что- то мы засиделись! Давайте немного отвлечёмся и покажем свои театральные способности. Каждая команда получает по 3 задания, Одна команда показывает, вторая угадывает, у Вас есть 1 минута, чтобы подготовиться:

1. Встревоженного кота. Грустного пингвина. Разгневанного поросенка. 2. Восторженного кролика. Намокшую ворону. Злого быка. Ведущий: На этой позитивной ноте продолжим. Следующий конкурс:

6. «Решение педагогических ситуаций по экологическому воспитанию дошкольников.»

1. Дети 6-7 лет играют на площадке детского сада во время вечерней прогулки. За девочкой Олей пришел папа. Они пошли домой. На выходе с территории детского сада, у самой калитки, растет куст декоративной рябины. Он очень красивый. Среди зеленой листвы красуются красноватые ягодки. Подойдя к кусту, девочка на глазах у папы, видимо, с его разрешения стала срывать ягодки с куста и растаптывать на асфальте. Чем можно объяснить такой поступок девочки? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!» Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

7. «Новая жизнь мусора» Следующее задание позволит проявить свою фантазию, креативность. Каждая из команд постарается вдохнуть новую жизнь ненужным вещам. Каждая команда получает название трех предметов и за 3 минуты должна придумать как можно больше способов использования этого материала (1— растянутая трикотажная майка; крышки от пластиковых бутылок; стекляная тара, картонные ящики. 2-- дырявые джинсы; корковая пробка от бутылки; бутылка из пластика, картонные коробки).

8. Блиц – конкурс «Дай правильный ответ».

Как назывался раньше наш город?

(Первоначальное название города - Дебрянск - связывают с окружающими город "дебрями" - дремучими и труднопроходимыми лесами. Впервые Брянск упоминается в Ипатьевской летописи в 1147-м году).

Назовите реки, протекающие по территории Брянской области.

(Десна, Ипуть, Судость, Снов, Нерусса, Унеча, Болва, Ветьма, Снежеть, Вороница, Ревна, Усожа, Навля, Надва, Сев, Воронуса, Вабля, Габья, Рожок, Беседь).

Назовите зверей, обитающих в наших лесах.

(Лоси, кабаны, косули, кабаны, бурые медведи, волки, лисицы, енотовидные собаки, рыси, куницы, горностаи, ласки, черные хори, норки европейские, выдры речные, барсуки, белки среднерусские, суслики, хомяки, бобры речные, зайцы-русаки, зайцы-беляки, кроты, волки, лисицы, бобры).

Назовите птиц, обитающих в наших лесах.

(Глухари, рябчики, вальдшнепы, тетерев-косач.).

Какие полезные ископаемые добываются на территории области.

(Торф, сапропеля, фосфорит, мел, кварцевый песок, тугоплавкая глина, титан, цирконий, керамзитовое сырьё).

В каком году был открыт парк «Поколений» (2015г).

Ведущий: На этом наши конкурсы закончены, пока жюри подводит итоги, предлагаю немного расслабиться.

Шуточная игра «Концовки обманки»

Ведущий: - Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

Иглы колкие торчат прямо с детства у …. (ежат). Через горы и леса в край родной летит …. … (птица). Устают, наверно, скулы грызть орехи у … (белки). Звонко цокают подковы на копытах у … (коня). Кукарекает спросонок милый, добрый …. (петух). Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это …. (белка). Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный …. (бабочка). Нарушая утром тишь, распевает в роще … (соловей). В речке я люблю резвиться, в стайке плавать, ведь я …. (рыба). Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, Что быть может веселей? А поет вам? … (лягушка).

Для оглашения результатов конкурса слово предоставляется жюри___ IV. Заключение Ведущий: Перед тем, как закончить наше мероприятие, предлагаю, вам, собрать сказочный цветок с интересным название «А знаете ли вы». На столах перед вами лежат лепестки от цветка с познавательной информацией. Каждый из вас должен взять по одному лепестку, зачитать информацию вслух и прикрепить лепесток к цветку.

1) Бумага, брошенная нами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

3) Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)

6) Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

8) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.

10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

Ведущий: - На этом наш мастер-класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.

Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Благодарю всех за участие!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений»Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений» 18 октября 2016 годаВ спортивном зале МКЦ состоялись ежегодные соревнования среди детских дошкольных учреждений города «Осенняя пора».

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учрежденийФотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учреждений Незабываемым событием стали для нашего города прошедшие соревнования по плаванию среди воспитанников дошкольных учреждений, имеющих плавательные.

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении»Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении» Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую.

Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик»Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик» Осенняя пора всегда ассоциируется сбором урожая. Последний овощ, который мы снимаем с грядки это красавица тыква. Тыква — удивительный.

Мастер-класс «Новогодние тарелочки в технике декупаж» для педагогов средних групп дошкольных учрежденийМастер-класс «Новогодние тарелочки в технике декупаж» для педагогов средних групп дошкольных учреждений Уважаемые педагоги! В этом году к Новому году мы украсили окна пейзажами зимнего леса. А так же решили сделать в этом стиле подарки для.

Открытый городской мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Детская спартакиада по плаванию» Открытый городской мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений: «Детская спартакиада по плаванию»Программные задачи: • Показать уровень.

Памятка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по самообразованию Самообразование-это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических данных, совершенствованию имеющихся.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий проведения педагогической игры КВН для педагогов дошкольных учрежденийСценарий проведения педагогической игры КВН для педагогов дошкольных учреждений Педагогический КВН (для педагогов дошкольных учреждений) Цель: создание условий для активизации деятельности педагогов и самореализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Экология вокруг нас»
Опубликовано: 28 июля 2023 в 10:57
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Экология вокруг нас»» (включая файлы) размещена пользователем Скунова Татьяна (УИ 3168694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД