Лена Ханафина
Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мастер-класса:
Хочу вам рассказать о здоровье сберегающих технологиях, которые я применяю в своей работе, как учитель-логопед.
Виды гимнастик, используемые мною в работе:
• дыхательная
• артикуляционная
• пальчиковая
Теперь мы с вами поговорим о каждом виде гимнастики отдельно.
Дыхательная гимнастика.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох. Так как дыхание влияет на звукопроизношение, я провожу различные дыхательные упражнения, которые помогают выработать речевое дыхание.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровье. Работа с родителями
- ЗОЖ, здоровье. Родительские собрания
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Речевое дыхание существенно отличается от физиологического, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
• воздух набирать через нос
• плечи не поднимать
• выдох должен быть длительным и плавным
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Ребенка обучаем сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенные ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажный предмет, снежинку, перышко)
Игра «Медведь ревет» - спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “Ы –Ы –Ы – Ы- Ы”. по аналогии игры «Жук жужжит», «Комар летит», «Девочка плачет»
На выдохе произнести три- четыре слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып).
Очень полезная для развития лёгких игрушка.
Увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата.
Также можно дуть в бутылочку с мелкими предметами. Детям нравится, когда при движении воздуха двигаются предметы.
Детям постарше можно надувать воздушные шарики.
Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
! Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Также очень полезно делать упражнение «Фокус»
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами.
Очень хорошо в такое время использовать попеременное дыхание: вдох носом, а выдох одной ноздрей и т. д. Повторять 5-6 раз
Артикуляционная гимнастика направлены на развитие подвижности всех органов речи: языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек.
Есть несложные упражнения, которые вы можете делать сами с детьмим.
Щеки- надувать, втягивать
Челюсти – движения вправо-влево,вперед-назад
Губы – фыркать (губы вибрируют-расслабляются, улыбка – трубочка
Язык- движения вправо-влево, по кругу, вверх-вниз, спрятать-высунуть
Ну а мы частенько эти упражнения выполняем под стих, сказку.
Давайте вместе с вами выполним одну из таких гимнастик.
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь — это губы. («Улыбка»). Давай её откроем
Вторая дверь- это зубы. («Заборчик», заборчик открывается). Откроем и её
Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка («Лопаточка»).
Наконец он проснулся, высунулся на улицу («Иголочка»).
Посмотрел направо, потом налево («Часики»).
Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться («Качели»).
Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься («Лошадка»).
Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь — зубы («Заборчик», а затем первую — губы («Улыбка» с сомкнутыми губами).
Еще одной из форм работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка (на каждую задачу загнуть палец одной руки- символично: пять задач-пять пальцев- пальчиковая гимнастика):
1. помогает развивать речь;
2. повышает работоспособность головного мозга;
3. развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
4. развивает тактильную чувствительность;(мелкую моторику)
5. снимает тревожность.
Пальчиковые игры условно разделяют на две группы.
1-я группа - пальчиковые игры без предметов;
Для этого нужны только любые стишки и ваши пальчики
Попробуем и мы с вами поиграть в такую игру.
«Компот»
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком»)
Фруктов много нужно. Вот: (правой имитируют помешивание в нем)
Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на обеих руках)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот – (опять «варят» и «помешивают»)
Угостим честной народ.
При выполнении пальчиковых упражнений делаются различные движения пальцами, кулаками, любые движения руками.
2-я группа – пальчиковые игры с предметами
Пальчиковые игры с предметами (с элементами самомассажа)
ИГРА С КАРАНДАШОМ
(лучше использовать карандаш - шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
МАССАЖ СУ-ДЖОК ШАРАМИ.
Точечный массаж самых важных биологических зон для регуляции всех процессов жизнедеятельности нашего организма.
Ну а есть наш российский аналог – шишки. Это прекрасная альтернатива су-джок шарикам
САМОМАССАЖ ШИШКАМИ
Раз, два, три, четыре, пять! Загибать пальчики на обеих руках
Будем с шишкой мы играть! Разгибать пальчики на обеих руках
Будем с шишкой мы играть! Прокатывание шишки между ладонями
Между ручками катать!
В руку правую возьмем сильно сжимаем шишку в правой ладони
И сильней её сожмем!
Руку быстро разжимаем,
И в ладонях покатаем.
В руку левую возьмем сильно сжимаем шишку в левой ладони
И сильней её сожмем!
Руку быстро разжимаем,
И в ладонях покатаем.
Мы закончили катать, убираем шишку
Будем пальчики считать!
Раз, два, три, четыре, пять! Соединяем поочередно пальцы обеих рук
Мы закончили играть.
Раз, два, три, четыре, пять! Разъединяем пальцы
Пальцы мы не потеряли,
Очень весело играли! Хлопаем в ладоши на каждое слово
Выводы: использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении логопедических занятий, а также создание разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, способствует решению задачи по речевому развитию дошкольника более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.