Ирина Тимошенко
Мастер-класс для родителей «Сказка спешит на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 г. Тары» Омской области
Мастер-класс для родителей на тему :
Разработала: воспитатель
Тимошенко И. В.
Цель: раскрытие потенциальных возможностей использования сказочного героя для развития ребенка в семье.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Сказка спешит на помощь“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
1. Познакомить родителей с воспитательными функциями сказки как хранительницы народной мудрости;
2. Формировать у родителей умение взаимодействовать со сказочным образом;
3. Обучить изготовлению сказочного героя (конусный театр).
Материалы: аудиозапись песни «В гостях у сказки», цветная бумага, «волшебный клубочек», ножницы, клей, салфетки, шаблоны.
Ход:
Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки».
1. Ввод в тему.
«Моя любимая сказка»
Детство нельзя представить без сказки. Мы все были детьми и у каждого из нас, наверняка, была любимая сказка. Вспомните вашу любимую сказку или сказочного героя, почему они вам привлекательны? Поделитесь с нами. Нам в этом поможет волшебный клубок - мы будем передавать его по кругу, говорит тот, у кого он в руках.
Обобщение.
2. Смысловая часть.
Да, у нас у всех разные любимые сказки и сказочные герои, но они чем-то нам дороги.
А как вы думаете, какое место занимает сказка в жизни ребенка? Почему?
Сказка – это способ передачи знаний об окружающем мире, о системе взаимоотношений в социуме, о нормах и правилах поведения. Причем эти знания преподносятся в доступной для детей форме, «имеют привлекательную обертку», носят ненавязчивый и увлекательный характер.
Благодаря сказке ребенок осмысляет процесс взросления взрослого человека. В начале есть кто-то незначительный, маленький и слабый, проходя через серию испытаний, трудностей, обретает помощников и к концу сказки становится сильным, красивым, мудрым, уважаемым. Сказка способна вселить веру во взросление.
Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
1) Окружающий нас мир – живой. В любой момент его элемент может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Такое отношение нужно воспитывать у детей и к людям, и к растениями, и к рукотворным вещам.
2) Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
3) Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важно для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4) Самое ценное достается человеку через испытание, а тоя, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5) Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
Чем поможет сказка?
В сказках ребенок находит «подсказки», как вести себя в различных жизненных ситуациях, как справляться с трудностями, как достичь цели. Напри мер, сказочные герои зачастую попадают в безвыходное, на первый взгляд, положение, но в конечном счете выбираются из него с помощью друзей или благодаря собственным достоинствам (ум, благородство и т. д.).
Сказка выступает своего рода безопасным «тренажером эмоций», позволяет расширить эмоциональный мир ребенка. На примере других, а не своем собственном ребенок переживает целый букет эмоций — страх, гордость, разочарование, обиду, радость, восторг…
Ребенок получает возможность в сказке представить себя любым из персонажей, почувствовать, какая из «ролей» ему ближе, в какой он ощущает себя некомфортно и как в выбранной роли ему лучше действовать. А иногда обнаружить, что в нем живут несколько персонажей и таким образом получить первые сведения о многоликости своего внутреннего «я». Кроме того, идентифицируя себя с персонажами, ребенок получает уникальную возможность превращаться: из слабого — в сильного, из неудачника — в победителя, из вредины и забияки — в доброго защитника.
Сказка рисует сценарии взаимоотношений людей, выпукло представляет их «роли» в жизни. Нарочитая «одномерность» сказочных персонажей позволяет ребенку в дальнейшем уже в реальном мире различать эти «роли» у людей.
Сказка является первым сводом морально-нравственных правил и жизненных ценностей, поданных в такой форме, что их не надо заучивать и с ними не приходится спорить. Из сказок ребенок узнает, например, о том, что в жизни есть предательство и преданность, ненависть и любовь, добро и зло, о том, что, преодолев трудности, можно победит. Как правило, ребенок слушает любимые сказки как завороженный, по собственной воле поддаваясь сказочному внушению и принимая свод правил как данность.
Нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача.
В сказке «Кот в сапогах» нравственный урок с помощью поговорки
«Чужими руками хорошо жар загребать»;
«Сам погибай. А товарища выручай»
Почему? Объясните. Первая, прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения своей цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?
В сказке «Рукавичка» нравственный урок с помощью поговорки :
«В тесноте, да не в обиде»
«Вместе тесно, а врозь скучно»
Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут то и начинаются противоречия.
Ведя беседу с ребенком в таком русле важно научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции, понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия. Что же за противоречия в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо проходят взрослые.
Все внимание приковано к чему? (к рукавичке и ее гостям) Все забыли про кого? Про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).. Мы вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.
Сказка вам приготовила загадки.
Что это за герои – узнаете в отгадках.
В домике жили Лягушка и Мышка.
К ним поселился пушистый Зайчишка.
В домик пустили Лисицу и Волка.
Видели это Березка и Ёлка.
Вот косолапый Медведь появился,
Домик под лапой его развалился.
Сказка закончилась в несколько строк,
А называлась она …«Теремок»
Бабку с Дедом он оставил,
Волноваться их заставил.
Мишку встретил он в лесу,
Волка, Зайца и Лису.
Столько тропок исходил,
Ото всех он уходил.
От Лисы уйти не смог.
Это сказка…«Колобок»
У Медведя за спиной
Едет девочка домой.
Тихо в коробе сидит
И за Мишкою глядит.
Не дает ему поесть,
Не велит ему присесть.
Скоро с Бабушкой она,
Скоро с Дедушкой
Будет снова песни петь,
Будет слушаться их впредь.
Это было всё, заметь,
В сказке «Маша и Медведь»
Петеньку, братца украла Лиса.
Тащит за горы, несёт за леса.
Кот за пропажей бежит, догоняет.
Петю спасает. Лису прогоняет!
Та убегает, от страха дрожа,
Вновь Петя и Котик живут не тужа.
А если для снов наступила пора,
Уставшие глазки закрой до утра.
И пусть приснятся густые леса,
Как в сказке …«Кот, Петух и Лиса»
А Иван – младший сын – на Лягушке женился,
Но спалить ее кожу он поторопился.
У Кощея Царевна томилась в плену –
Но Иванушка спас от злодея жену.
И в песок превратился кощеев дворец.
А Елена – прекрасна, Иван – молодец.
Знает малышка и знает старушка
Добрую сказку …«Царевна-Лягушка»
Серый и зубастый зверь
К малышам ворвался в дверь.
Мамы не было в дому,
Всех он съел по одному.
Спасся только лишь один
Самый младший крошка-сын.
Мама Волка обманула,
Малышей себе вернула.
Взрослые знают, и знают ребята
Русскую сказку …«Волк и Козлята»
Был такой однажды случай.
Дом стоял в лесу дремучем.
В дом хозяева зашли –
Безобразие нашли.
На трех стульях кто сидел!
Кто похлебку всю доел!
Кто помчался без оглядки
Из мишуткиной кроватки!
Кто шмыгнул в окно, как ветер,
На вопросы не ответил.
Это все случилось, дети,
В старой сказке …«Три медведя»
Дед растил его с душой
Вырос овощ пребольшой.
Долго он его тащил,
Не хватало Дедке сил.
Прибежала Бабка, Внучка,
Помогала Кошка, Жучка.
Мышка к ним пришла на помощь –
Дружно вытащили овощ.
Да, сидел в земле он крепко.
Вот какая сказка …«Репка».
Сказочный герой может стать хорошим другом и помощником для ребенка в повседневной жизни. Родителю, желающему ненавязчиво, в игровой форме развивать воображение, мышление, познавательные и творческие способности, на помощь может прийти сказочный герой. Ребенку младшего возраста увлекательнее выполнять действия вместе с кем-то. Герой будет активизировать потребность в общении, стимулировать развитие внутреннего потенциала ребенка.
Особенно дорог тот сказочный герой, «оживший» благодаря совместному творению родителя и ребенка.
3. Практическая часть.
Сейчас мы вам предлагаем создать своими руками героя из сказки «Теремок». Вы освежили в памяти героев сказки, а в их создании нам помогут цветная бумага, ножницы, клей.
Шаг первый: вырезаем из цв. бумаги тело, голову сказочного героя.
Шаг второй: из оставшихся кусочков делаем руки, ноги или лапки выбранного героя.
Шаг третий: «оживляем героя»- делаем мордочку.
(Родителям предлагается выбрать необходимые материалы для создания образа сказочного героя. Далее творческая работа родителей.)
4. Драматизация сказки «Теремок».
Родители по желанию разыгрывают сказку «Теремок».
5. Релаксация.
У нас сегодня произошло маленькое волшебство. К нам пришли герои сказки «Теремок». Такие несложные поделки можно сделать совместно с детьми и обыграть их.