Валерия Фокина
Мастер-класс для родителей «Шустрые язычки»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1 Мастер-класс «Шустрые язычки»
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о речи, т. е. способности говорить, умении вести беседу. Как вы понимаете фразу «говорить красиво»?
СЛАЙД 2 Выслушиваются ответы родителей.
Итак, «говорить красиво» — это значит:
• четко произносить звуки, правильно ставить ударения;
• использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения.);
• оформлять предложения грамматически правильно;
• добиваться эмоциональной выразительности речи.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Шустрые язычки“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
У ваших детей нарушено звукопроизношение, они не умеют правильно ставить ударение, неточно используют в речи названия предметов, затрудняются правильно оформить свою мысль.
Чтобы научить детей говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.
СЛАЙД 3 Задачи:
1. познакомить с понятиями: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения;
2. проинформировать родителей о том, что постановка звуков у детей во многом зависит от правильного выполнения тех или иных комплексов артикуляционных гимнастик;
3. научить выполнять специальные упражнения для артикуляционного аппарата;
4. научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной вы-разительности речи.
Для появления у ребёнка отсутствующих звуков очень важно проводить артикуляционную гимнастику. Что же такое «артикуляционная гимнастика»?
СЛАЙД 4 Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированное движений органов, участвующих в речевом процессе.
СЛАЙД 5 Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Такой метод называется биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
СЛАЙД 6 Давайте с Вами попробуем выполнить динамические упражнения, которые нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
• упражнение "Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
• "Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
• "Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
• "Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
СЛАЙД 7 Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
• "Заборчик” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
Губки сильно мы растянем,
Зубки ровные покажем.
У нас заборчик получается,
Язычок за ним скрывается.
• СЛАЙД 8 "Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
• "Жало”, "Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
• "Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
• "Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение "чашечки”.
• "Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
• "Горка” - согнутая ладонь опущена.
Во время проведения артикуляционных упражнений необходимо проявлять терпение и выдержку и, конечно, творчество: когда ваш малыш научится выполнять то или иное упражнение перед зеркалом, попросите его выполнить то же самое без зеркала, используя любые, удобные для вас, отрезки времени, например: при умывании упражнение «Почистим зубки», сюжетноролевой игре упражнение «Лошадки цокают», выпечке печенья — «Замесим тесто».
Выполнение артикуляционных упражнений — трудная работа для ребенка, сделайте ее интересной! Похвала и поощрение придадут ему уверенность в своих силах.
СЛАЙД 9 Кинезиология – это система упражнений для крупной и мелкой моторики, способствующая развитию умственных способностей. Это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.
«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
• СЛАЙД 10 «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. (картошка, окрошка, гармошка) и др.
• «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз
• «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
• «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
• «Моя рука, твоя рука».Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку. Левое плечо и т. д.
• «Перекрёстные движения». Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой.
• «Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
СЛАЙД 11 Для автоматизации поставленных звуков необходимо целенаправленно научить слышать и различать звуки, т. е. развивать фонематический слух. Помогут в этом игры, приведенные ниже.
«Я знаю три слова со звуком [с] (или [л], [р] и др.)
Цель: развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове Описание: 1 участники мастер-класса выбирают из своих сумочек три предмета, в названии которых есть заданный звук. 2 определить место звука в слове.
«Запрещенный звук.»
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать заданный звук в слове.
Описание: логопед говорит слово, а ребенок (участник) произносит слово, заменяя определенный звук хлопком в ладоши. Например (хлопок)лючи – ключи.
«Выбери слово, где правильно поставлено ударение»
Наша речь бывает некрасивой из-за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.
Описание: нескольким родителям предлагается взять по две карточки с написанными словами и прочитать их с правильно поставленным ударением (выделены курсивом) : звОнит — звонИт; квАртал — квартАл; красивЕе — красИвее; килОметр — киломЕтр; тортЫ — тОрты; сантИметр — сантимЕтр; шприцЫ — шпрИцы; катАлог — каталОг; нет шарфА — нет шАрфа; мОзги — мозгИ. Логопед. Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова- сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание — придумать рассказ о враче. Как можно по-другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось? (Доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь.)
«Скажи правильно»
последний в очереди – крайний
класть - ложить
пара носков – пара носок
из школы- со школы
«Синквейн» (метод составления описательного рассказа, пятистрочная строфа). Цель: развивать связную речь.
Описание:1 строка-одно слово, обычно существительное (машина). 2 строка-два слова, прилагательные (быстрая, мощная,3 строка- три слова, описывающие действия в рамках темы (едет, обгоняет, тормозит, 4 строка – фраза из нескольких слов,показывающих отношение к теме (я люблю кататься, 5 строка- слова, связанные с первым, отражающие суть темы (транспорт).
Для формирования интонационной выразительности речи прослушайте чистоговорку, : «На суку сидит сова, видно, строгая она» и выполните задание — рассказать чистоговорку:
• медленно — быстро;
• громко — тихо;
• вопросительно — утвердительно;
• грустно — радостно.
СЛАЙД 12 При разучивании стихов
предварительно проанализируйте, какие строчки малыш будет читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно.
Итак, надеемся, что мастер-класс помог вам в обучении детей умению красиво говорить, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, вы будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.
СЛАЙД 13 Получить дополнительную информацию по этому вопросу вы можете самостоятельно, изучив соответствующую литературу, приведенную ниже.
1. Герасимова А. Малыш учится говорить. От «агу» до монолога. М., 2007.
2. Пожиленко ЕА. Артикуляционная гимнастика: Метод, рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошк. возраста. СПб., 2007.
3. Руденко В. И. Домашний логопед. Ростов н/Д., 2000.
В книге даны описания артикуляционных упражнений и упражнений на формирование воздушной струи; в доступной, понятной форме предлагаются способы постановки звуков ребенку родителями. Также здесь имеются стихи, чистоговорки на автоматизацию звуков.
3. Крупенчук О. И., Воробьева ТА. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. СПб., 2005.
Эта книга рекомендована родителям и педагогам. В ней указаны нормативы появления звуков у детей, какие артикуляционные упражнения следует использовать, если отсутствуют свистящие, шипящие и другие звуки. К каждому упражнению предложен рисунок с изображением артикуляционного движения.
4. Косинова Е. М. Уроки логопеда: Игры для развития речи. М., 2006.
Очень красочное яркое пособие. Материал расположен по разделам: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, игры на развитие силы голоса, тембра речи, чистоговорки, скороговорки в рисунках.
5. Косинова Е. М. Уроки логопеда: Игры для развития речи. М., 2006.
В этой книге речь пойдет о проблемах обучения, волнующих родителей очень многих школьников, о том, как рождаются эти проблемы и что с ними делать. А еще о законах и инструкциях, которые защищают наших детей. Однако с этими документами большинство из нас, к сожалению, знакомы плохо.
СЛАЙД 14 – спасибо за внимание!