Юлия Филатова
Мастер-класс для родителей «Развиваем речь через мелкую моторику или чем занять ребёнка дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с занимательными играми, направленными на развитие мелкой моторики пальцев рук, а соответственно и речевого развития детей, с помощью изготовленных пособий из бросового материала в домашних условиях.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развиваем речь через мелкую моторику или чем занять ребёнка дома“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Чем занять ребенка. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Предварительная работа: изготовление игр-пособий и составление презентации с красочными картинками-примерами пособий и фото детей, действующими с данными играми-пособиями.
Ход мастер-класса :
Добрый вечер, уважаемые родители!
Всем известно, что речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.
В век технического прогресса и компьютеризации всех сфер жизни человечества возникает одна из важнейших проблем, грозящая превратиться в беду – задержка речевого развития у детей.
Если 20 лет назад 2х летний ребёнок, читающий стихи А. Барто, ни у кого не вызывал особого умиления – таких было немало. То сейчас из 10 – 15 детей только 1 – 2 ребёнка могут назвать знакомое животное, а многие 2х-летние дети используют в своей речи всего 5 – 10 слов (МАМА, ПАПА, БАБА, ДАЙ, ПИТЬ, АМ-АМ) которые являются нормой годовалых детей для поколения нынешних родителей.
Возникает вопрос: почему так происходит?
А ответ очевиден:
Родители очень заняты, им некогда играть и разговаривать с ребёнком;
Часто на улице или в автобусе можно увидеть сцену, когда ребёнок закатывает скандал родителям, требуя телефон, что свидетельствует о том, что дома происходит тоже самое.
Мы на собственном опыте убедились в том, что современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Так как, к сожалению, мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребенка больше работать руками. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками : стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры и т. д. Сейчас же куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить.
В современном мире не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках, либо одеть ребёнка самостоятельно. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.
Дома мы боимся давать в руки ребёнку пластилин – он всё испачкает, карандаши или краски – он изрисует стены, ножницы – он всё изрежет. А ведь играя в телефоне или планшете, натягивая на себя водолазку или захлопывая липучку, ребёнок на развивает мелкую моторику пальцев рук, а лишь вредит всем процессам развития. Ещё великий педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский, родившийся в 1918 году, говорил «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Давно доказано, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Недаром, играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая…» и другие пальчиковые игры.
Я думаю, что мы убедили Вас в том, что развитие мелкой моторики пальцев рук необходимо для полноценного развития детей.
Чтобы повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратим их в занимательную игру.
Играем с пробками. Можно изготовить заранее картинки на коробках с узорами из срезанных бутылок, чтобы дети раскрасили его пробками и увидали, что получилось. Или нарисовать простые рисунки и попросить ребёнка выложить его пробками.
По этому же принципу можно поиграть стеклянными или обычными морскими камушками. А если их покрасить, то восторгу детей не будет предела – ведь ими можно играть на улице, и если потеряется, не очень жалко.
Играем с прищепками. Можно найти и распечатать готовые заготовки из интернета, а можно использовать подручный материал: салфетки, стаканчики, линейку.
Играем с ленточками. Предложите детям составить узор разноцветными ленточками на сетке для раковин.
Играем с резинками. Есть готовые картинки в Интернете, а можно нарисовать различные варианты нанизывания резиночек на руку самостоятельно. Если в семье несколько детей, то можно играть в игру «Сделай как я». Можно вырезать какие-либо предметы из картона и предложить нанизывать резиночки на них.
Можно самостоятельно изготовить Математический планшет. Вбить декоративные гвоздики в доску и натягивать резиночки на гвоздики.
Самые занимательные игры для детей дома – это игры с крупами. В крупах можно прятать различные мелкие предметы. Наиболее безопасной для этой игры является фасоль. Можно усложнить процесс поиска и добавить к фасоли макароны. Кроме круп можно использовать камушки, керамзит, косточки от вишен или слив. Чем тяжелее и бесформеннее материал, тем сложнее отыскать клад.
Крупы можно разбирать, расфасовывать по разным баночкам. Или как игра в песок, заполнить разные баночки. Пересыпать крупу через воронку.
Из макарон можно сделать бусы и разукрасить их. Их можно нанизывать на карандаши, по принципу пирамидки. Можно заранее раскрасить макароны и дети будут играть уже цветными макаронами. Можно выложить из макарон различные картинки, а потом их раскрасить.
Макароны можно заменить колпачками от фломастеров, предварительно обрезав их с одной стороны. И проделывать с ними то же самое.
Насыпанная мука или манка на подносе – и малыш превращается в художника.
Ребёнку понравится делать коллажи из журналов на выбранную тему (мода, транспорт, животные, т. д.). Только дайте ему ножницы, клей и журналы.
Бизиборд дома. Бизиборд – это развивающая доска со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами. Можно изготовить дома из различных «отходных, бросовых» материалов.
Так же можно изготовить на улице. Играть с песком, водой, опилками не беспокоясь, что будет много грязи.
Импровизируйте, включайте свою фантазию по полной, получайте удовольствие, играя с вашими детьми!
Спасибо всем участникам мастер-класса! До новых встреч!