Анастасия Янушевская
Мастер-класс для родителей «Растим вместе здорового ребенка»
▼ Скачать +Заказ
Мастер - класс для родителей
«Растим вместе здорового ребенка»
Цель: демонстрация родителям основных элементов системы работы с детьми по мотивированию на здоровый образ жизни.
Задачи:
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- способствовать укреплению внутрисемейных связей;
- создать психологический комфорт, вызвать желание и интерес к со-вместному сотрудничеству в вопросах оздоровления детей.
Место проведения – спортивный зал, переоборудованный под кварти-ру.
Материалы и оборудование:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Растим вместе здорового ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- материалы и оборудование для презентации;
- материалы и оборудование для проведения игр и упражнений;
В мастер-классе принимают участие родители детского сада со своими детьми.
Ход проведения
Слайд №1
Инструктор по ФК: Здравствуйте, уважаемые родители.
«Здоровьесберегающие технологии» - это система, включающая взаи-мосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направлен-ных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на готовность ребёнка легко адаптироваться к школь-ным нагрузкам
Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по при-общению ребенка к здоровому образу жизни – формировать разумное отно-шение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего дет-ства. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы фор-мирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здо-ровьесберегающими технологиями, проводимыми в детском саду.
Мы проведем сегодня с вами необычное мероприятие. Это мастер – класс и тема его : «Растим вместе здорового ребенка». Здоровый ребенок – это внутреннее благополучие семьи. Поэтому именно с раннего возраста не-обходимо приобщать ребенка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Ежедневные занятия физическими упражнениями в домашних усло-виях особенно важны для детей, имеющих слабое физическое развитие. Вы-полняя их систематически, дети приучаются к регулярным занятиям физиче-скими упражнениями, которые постепенно становятся повседневной потреб-ностью дошкольников.
Сегодня мы представим вашему вниманию разные формы физиче-ских упражнений, которые помогут вам укрепить здоровье малыша в до-машних условиях.
1. Комментарий:
Слайд №2
Утренняя зарядка представляет собой особый комплекс физических упражнений, которые выполняются сразу после пробуждения. Основной за-дачей утренней гимнастики является повышение общего жизненного тонуса и обеспечение тем самым незамедлительного включения в повседневную деятельность.
Главная цель утренней гимнастики – поддержка оптимального физи-ческого состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. Чтобы достичь всего этого, к утренней гимнастике приступают в спокойном распо-ложении духа, в не стесняющей движений одежде, в проветренном чистом помещении (зимой) или же на свежем воздухе (в теплую пору года). Очень важно соблюдать и правильный ритм дыхания: глубокий вдох делается через нос, а продолжительный выдох – через рот. Дыхание обязательно соизмеря-ется с выполняемым движением. Утренняя зарядка для ребенка способствует улучшению его самочувствия, повышению физической активности и тонуса всего организма. Зарядка для детей должна состоять из легких упражнений на все группы мышц.
(Инструктор приглашает одного из родителей со своим ребенком и проводит их в зону, имитирующую спальную комнату.)
Выполнение с родителями : Перед тем, как встать с постели, сделай-те упражнения для лица: рот, щеки, глаза. После этого ребенок с удоволь-ствием начнет выполнять упражнения. «Мимические» упражнения могут быть такими: поморгать глазами, изобразить гримасы, вдуть щёки и т. д. При этом можно говорить: «Сначала у нас просыпаются глазки, потом щечки, по-том ротик, уши….». Затем, в положении лежа, сделайте упражнения для рук.
1. Поднимите руки над головой и потрясите.
2. Кистями рук выполняйте круговые движения.
3. Поднимите руки вперед, потом разведите в сторону. Со-жмите в кулак и отведите руки вправо, потом влево.
Комментарий:
Чтобы ребенок постоянно хотел заниматься зарядкой по утрам, мож-но использовать веселую зарядку для детей. Например, «Зарядка в стихах». Пока мама с ребенком идет из спальни до ванной, чтобы умыться и почис-тить зубы, можно выполнить такие упражнения:
Выполнение с родителями :
(Текст стихотворения сопровождается движениями детей.)
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
(Ходьба на месте.)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать
(Ходьба.)
Руки ___поднимать
(Руки вверх.)
Приседать и вставать
(Приседание.)
Прыгать и скакать
(Прыжки).
Комментарий: Возможны и другие варианты: пока мама на кухне го-товит завтрак, ребенок с папой, не вставая с постели, могут выполнить уп-ражнение «Зверята» (дать возможность ребенку показать животных или птиц, цапля – стоять на одной ноге, лягушка – прыгать, птица – махать рука-ми и т. д.). Можете поэкспериментировать и дать возможность ребенку при-думать свои упражнения. Также ребенок может выступать в качестве настав-ника и придумать свои движения, которые вы должны будете повторить. Раз-влечь ребенка можно как угодно, главное проявить фантазию и смекалку.
2. Комментарий
Слайд №3
Хорошим способом повысить иммунитет ребёнка, восстановить ды-хательную систему после заболеваний, а также предотвратить частые про-студные заболевания является дыхательная гимнастика. А если ваш ребенок отличается гиперактивностью, то благодаря дыхательной гимнастике, он научится расслабляться и успокаиваться. Значение такой гимнастики для об-щего физического развития дошколят велико, ведь:
• упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислоро-дом каждой клеточке организма ребёнка;
• упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
• правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы орга-низма, укрепляет общее состояние здоровья;
• дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней ор-ганов дыхания.
Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхи-тами и бронхиальной астмой. Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в но-соглотке.
(Инструктор приглашает следующего родителя с ребенком)
Выполнение с родителями : Такие упражнения ребенок может делать с папой прямо на диване во время просмотра телевизора. Например,
Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на диване и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вме-сто живота воздушный шар. Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос, задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на жи-вот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимает-ся и опускается.
Упражнение «Водолаз». Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.
Также можно просто вместе с ребенком надувать воздушные шарики.
Комментарий: Мама тоже может во время уборки, приготовления пищи в игровой форме проделать некоторые дыхательные упражнения.
(Выполняется всеми присутствующими родителями)
Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аро-мат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воз-дух.
«Хомячок». Попросите малыша изобразить хомячка: надуть щёки и походить с таким видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при этом но-сом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.
Упражнение «Дракон». Предложите ребёнку представить себя дра-коном, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой — глубоко будет вдыхать и выдыхать воз-дух.
Комментарий: Все упражнения родители должны делать вместе с детьми. Также эти упражнения можно сопровождать веселыми стихами:
(Выполняется всеми присутствующими родителями)
Варежка (на кухонную прихватку или на рукавичку положить сне-жинку из салфетки, ватный диск) :
Я на варежку подую.
Все снежинки с неё сдую. (можно в форме соревнований – у кого снежинка улетит дальше).
Бабочка (яркая бумажная бабочка, привязанная на ниточке к палоч-ке) :
С цветка на цветок,
Я порхаю весь денёк.
Облака (ватный диск, привязанный на ниточке к палочке) :
Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Подуем на живот,
Как трубочка, наш рот,
Ну, а теперь - на облака
И отдохнём пока.
3. Комментарий
Слайд №4
Мелкая моторика рук оказывает большое влияние на развитие речи, воображения, памяти и координации в пространстве. Поэтому многие педа-гоги и психологи дают важный совет: родители должны с раннего детства развивать кисти рук ребенка. Для этого следует выполнять пальчиковую гимнастику для детей, а также играть в игры, способствующие развитию мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика для детей веселое и полезное занятие. Упражнения не только стимулируют развитие творческих способно-стей и фантазии, но и выполняют ряд других важных функций:
Развитие речи. В процессе игры малыш подражает взрослому, учит-ся понимать смысл отдельных слов.
Развитие памяти. Играя пальчиками, кроха запоминает последова-тельность движений и определенное положение рук. Стишки и потешки, подкрепленные действиями, запоминаются быстро и надолго. В своем созна-нии малыш связывает зрительные образы с текстом.
Подготовка кисти руки и пальцев к письму. При регулярном вы-полнении упражнений кисти и пальцы рук становятся более гибкими и под-вижными, что в будущем облегчит овладение навыком рисования и письма.
Развитие внимания, воображения и артистизма. Подражание врожденная способность и ведущий вид деятельности детей. Уровень разви-тия подражания зависит от способности малыша удерживать внимание. Ма-лыши, прошедшие «школу пальчиковых игр» более внимательны, коммуни-кабельны и раскованы.
Пальчиковая гимнастика — отличное занятие с ребёнком на каждый день. Педагоги и логопеды используют такую гимнастику как средство обу-чения, небольшой перерыв среди занятия и отдых для ребёнка. Пальчиковые игры станут чудесным моментом содержания детских праздников.
(инструктор по очереди приглашает родителей со своими детьми выполнить одно из заданий)
1. Пальчиковые игры. Сюда относятся пальчиковая гимна-стика, пальчиковый массаж и рисование с помощью пальцев. Например, сидя на диване можно сделать следующее:
Упражнение «Слон»
На прогулку вышел слон (имитация ходьбы слона,
Хоботом кивает он (поднятый средний палец кивает, как хобот).
Топ-топ-топ-топ – (имитация ходьбы,
Говорю слону я стоп.
Упражнение «Художник»
На спине по очереди друг другу рисовать что-либо. Стараться угадать изображение.
2. Игры с предметами мелкого размера. Такие игры можно выполнять с мамой прямо на кухне. Можно играть с крупами, макаро-нами и другим натуральным материалом. Хорошо развить руки помогают игры с мячиком и мелкими игрушками, а также занятия по выполнению узоров из мелких деталей (например, макарон).
3. Ручные тренажёры. Игрушки из магазина тоже могут быть полезны, если это специальные развивающие «тренажёры» : вклады-ши, шнуровки и т. д. Подобные тренажёры можно изготовить и самим.
4. «Рвём бумагу». Покажите ребенку несколько лист-ков цветной бумаги, салфетки. Пусть он возьмёт их, рассмотрит, попыта-ется смять или разорвать. Малышу интересны будут новые манипуляции. Он почувствует свойства своих рук и разных предметов. Из кусочков по-том можно будет выполнить аппликацию в виде мозаики, что также раз-вивает моторику рук.
5. «Листаем страницы». Перелистывание красочной детской книжки или журнала — не только увлекательное занятие, но и полезное для развития рук.
6. «Изучаем бусы». Детям очень нравится перебирать пред-меты мелкого размера. Это и очень полезно для ручек. Разрешите ребенку перебирать свои бусы. Можно предложить сделать свои бусы: из скрепок, пуговиц, макарон.
7. «Перебираем крупу». Наполните миску крупой и подо-двиньте её к ребенку. Пусть он окунёт ручки туда, потрогает, какие зёр-нышки на ощупь, пересыпает из ладошки в ладошку. Эта игра отлично развивает сенсомоторику.
8. «Узоры на песке». Песок (можно манную крупу) насыпьте на поднос. Покажите ребёнку, как можно делать узоры пальцем. Возьмите пальчик малыша и поводите по песку. Начинайте с простого — рисования линий, геометрических фигур, волн. Постепенно усложняйте задания.
9. «Крышки». Такая простая бытовая игра, как закручивание крышек на банки и бутылки, делает пальчики ловкими.
10. «Одеваемся и обуваемся сами». Это вовсе и не игра, а обычное включение ребёнка в самостоятельную деятельность. Пусть он учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Это не только поможет быстрее развить пальчики, но и приучит малыша самостоятельно обслуживать себя. В дополнение можно изготовить ди-дактический материал с пуговицами и шнурками, который станет отлич-ным тренажёром.
11. Занятия изобразительным искусством. Лепка, рисование, аппликация, работа с конструктором — традиционно считаются отличны-ми способами развития рук ребёнка.
12. Использование простого карандаша. Получив простой карандаш, малыш может тренировать руки, обводя предметы по точкам и рисуя по клеточкам, ища выход из лабиринтов, штрихуя силуэты.
4. Комментарий
Слайд №5
Применяя игровые самомассажи, как здоровьесберегающий фактор можно создавать необходимые условия для накопления детьми двигательно-го и практического опыта, формирования у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.
(Инструктор приглашает следующего родителя с ребенком для вы-полнения задания)
По утрам многие дети приходят в спальню к родителям. Прямо в кро-вати можно выполнить самый простой самомассаж для лица:
«Ушки – непослушки»
Есть у нас ушки, ушки - непослушки
Мы щипаем их и гладим
Наши ушки – непослушки
«Щечки – мягкие комочки»
А вот и щечки – мягкие комочки
Их похлопаем ладошкой
Вот так, вот так
А потом погладим
Наши щечки мягкие – комочки.
«Ручки – хватучки»
У нас есть ручки, ручки – хватучки
Все подряд они хватают, хватают, хватают –
ручки – хватучки.
В ванной комнате во время купания, как жёсткой мочалкой, так и без неё можно сделать мыльный самомассаж– руки до локтей массируются круговыми и растирающими движениями по густой мыльной пене.
Во время просмотра телевизора можно проделать бумажный мас-саж – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мя-той бумаги. Также можно сделать карандашный массаж – руки и ноги мас-сируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Исполь-зуется также в парном массаже спины.
5. Комментарий
Слайд №6
Современный мир насыщен новомодными телефонами, увлекатель-ными компьютерными играми, захватывающими мультфильмами. Неудиви-тельно, что зрение детей резко ухудшается, поэтому их глаза требуют отдыха и расслабления.
Проведение зарядки для глаз не требует больших затрат времени. Обычно один сеанс может занять от трех до пяти минут. Цель упражнений – дать отдых уставшим глазам.
(Выполняется всеми присутствующими родителями)
Когда вы смотрите телевизор, во время рекламы можно провести спе-циальную игру «Напиши носом». Суть ее в том, что ребенок с помощью но-са «рисует» в воздухе определенный объект или предмет, а окружающие уга-дывают, что же он имеет в виду.
o Вижу — не вижу. Самое простое закрывание-открывание век. Можно предложить поиграть в игру, закрывая веки говорить «темно», от-крывая – «светло». Посидеть 10 секунд с закрытыми глазками.
o Смена фокуса. Нарисуйте на окне большую красную точку. Предложите малышу последить за ней, чтобы она не убежала (5-10 секунд). Затем попросите перевести взгляд вдаль за окно, пусть сфокусируется на от-даленном предмете: дерево, дом, собака и др.
o Поморгаем. Частое моргание расслабляет зрительный нерв и снимает усталость. В течение нескольких секунд нужно часто-часто моргать.
o Круговорот. Покрутить глазками по кругу, вверх-вниз, вправо-влево. В качестве вспомогательного элемента можно использовать карандаш и проследить за его кончиком. В помощь родителями – любые яркие предме-ты и игрушки.
o Темнота. Глазные нервы хорошо расслабляются в темноте. Но иногда даже ночью может мешать свет фонарей или включенный ночник. Необходимо плотно прижать ладони к лицу, закрыв глаза. Расслабиться на 15-20 секунд.
КАК СДЕЛАТЬ ТРЕНИРОВКУ ИНТЕРЕСНОЙ?
Слайд №7
Чтобы ребенку было весело, и упражнения казались не скучными, их нужно подавать в игровой форме. С детишками тренироваться и во время прогулки. Предложить посчитать глазками собак, голубей, опавшие листоч-ки. Показать, как бабочка взмахивает крыльями, пусть попробует повторить ресничками.
Когда ребенок играет с игрушками, можно попросить внимательно рассмотреть их и запомнить. Затем закрыть глазки на несколько секунд. Ко-гда он откроет глаза, пусть посмотрит, что изменилось. Это не только качест-венная зрительная гимнастика, но и отличный способ развить память и вооб-ражение. Вы можете проводить такие упражнения в форме соревнований: кто больше запомнит игрушек.
Увлекательные упражнения обязательно понравятся любому шалу-нишке. Проследить за солнечным зайчиком, пострелять взглядом в разные стороны, издавая звук «паф» – фантазии нет предела. Каждая мама найдет что-то подходящее для ее чада.
6. Комментарий
Слайд №8
Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, посколь-ку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторон-не. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональ-ном уровне. Активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению рабо-ты всех внутренних органов и систем. Такие дети быстрее развиваются физи-чески, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллерги-ям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способно-стях.
(инструктор по очереди приглашает родителей со своими детьми выполнить одно из заданий)
"Ходим по кочкам"- такую игру можно устроить в любое время (пока мама готовит, дойти до нее, преодолев препятствие; утром дойти также из комнаты в ванную и т. д.)
Для игры разложите на полу комнаты "кочки" – книги, журналы, большие кольца от пирамиды и т. д. Предложите ребенку пройти через болото "по кочкам" к игрушке в другом конце комнаты. Он должен постараться "не замочить" ножки. Сначала "кочек" должно быть много и они должны распо-лагаться близко друг к другу. Постепенно увеличивайте расстояние между ними.
В эту игру ещё проще играть на улице – в этом случае "кочки" можно нарисовать на асфальте мелом или на песке – прутиком. Постепенно умень-шайте размеры "кочек", а интервалы между ними увеличивайте. Упражнение развивает двигательную активность, способствует совершенствованию коор-динации движений малыша.
"Пройди по линии"- (можно играть на прогулке, даже если мама идет с коляской)
Всем детям интересно ходить по бордюру или по бревну. В этой игре ребёнку предлагается пройти по "бордюру" – в нашем случае это нарисован-ная на полу линия или верёвка, разложенная в форме большого эллипса, – и пронести, не расплескав, стакан с водой.
Игры с мячиками – когда у папы есть дома свободное время, можно устроить прямо в комнате соревнования по хоккею с мячом:
Игры с мячиками всегда нравятся детям. Делаем "домик" для мячика (например, можно из табуретки, завесив её с трех сторон покрывалом). Ребе-нок с удовольствием вместе с вами будет пытаться закатить мяч в такие "во-рота". Предлагайте ему каждый раз отходить немного дальше от "ворот". В другой раз можно сделать туннель из нескольких стульев. Предложите ре-бенку прокатить мяч по туннелю так, чтобы он выкатился с другой стороны.
"Попади в цель" – во время просмотра телевизора.
Используйте для этого упражнения надувной круг для плаванья и мя-чики разных размеров. Удерживая круг в горизонтальной плоскости, пред-ложите ребенку попасть мячиком в дырку. Сначала малыш просто подходит к кругу и кладет мячик в дырку. Понемногу отодвигайте круг, и ребёнок бу-дет учиться бросать мячик. Пробуйте играть с мячиками разного размера и веса. Также можно играть, не вставая с дивана.
Игра «Дотронься до шара» - в эту игру ребенок может играть и один
Подвесьте воздушный шарик (или несколько шариков) над головой ребенка, но так, чтобы он не мог до него дотянуться руками. Ребенку нужно будет подпрыгивать, чтобы ударить по шарикам! Кстати, в воздушные шари-ки, прежде чем их надувать можно положить, например, кусочки пенопласта или другие легкие предметы.
Игра «Походи, как мишка» - такую игру можно устроить в любое время (пока мама готовит, дойти до нее, преодолев препятствие; утром дойти также из комнаты в ванную и т. д.)
Предложите малышу разные способы ходьбы: как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая но-ги; как солдат, маршируя. Ходите на носочках, бегайте, прыгайте, ходите ти-хо, на носочках, имитируете движение птичек, размахивая вытянутыми ру-ками.
Игра «Перепрыгни»
Положите на полу длинную веревку или обруч. Покажите ребенку, как можно перепрыгивать через веревочку или впрыгивать и выпрыгивать из обруча.
Игра «Проползи в ворота»
На небольшом расстоянии друг от друга расставляются стулья. Ребен-ку нужно проползать под ними, а мама будет пытаться поймать ребенка. Можно расставить кубики (или другие игрушки, разложить подушечки, ко-торые ребенку нужно будет обползать.
Игра «Ласточка и цапля» - мама в это время может заниматься при-готовлением пищи, а ребенок вместе с ней играть :
Для удержания равновесия предложите ребенку постоять на одной но-ге, как цапля, а потом, вытянуть ногу назад и немного нагнутся, чтобы полу-чилась «ласточка».
Инструктор: Вот на такой приятной ноте мы закончим наше занятие. Все упражнения, которые мы с вами выполняли сегодня, вы можете выпол-нять с детьми дома.
Для вас я приготовила памятку с упражнениями для пальчиков, уп-ражнения самомассажа, дыхательной гимнастикой.
Я благодарю вас за внимание, мне было очень приятно общаться с ва-ми.
Я уверенна, что наше общение, взаимопонимание продолжатся и дальше.
До свидания.