Ольга Кузовова
Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования в средней группе «Весна в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи:
1. Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.
2. Помочь родителям освоить нетрадиционные техники изобразительного творчества.
3. Развивать творческое мышление, воображение.
4. Вызвать эмоциональный отклик на новые способы рисования.
5. Способствовать эстетическому восприятию мира.
Предварительная работа:
• Организация пространства для проведения «Мастер — класса»
Публикация «Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования в средней группе „Весна в лесу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Рисование
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Мастер-классы для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2018
• Подготовка образцов, изобразительного, бросового, природного материалов.
• Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.
• Приготовление памяток, рекомендаций для каждого родителя.
• Организация родителей на практические занятия «Мастер — класс»
Оборудование и материал: проектор, интерактивная доска, покрывало (ковер – самолет, цветок с посланием весны, столы и стулья по количеству участников, тонированная бумага формата А4, бумажные комочки, 2 тарелочки под чистые и использованные комочки, 2 полоски картона, 2-3 ватные палочки, влажные салфетки для рук, разведенная гуашь (синего, голубого, желтого, розового, коричневого. Гуашь черного, белого, зеленого цвета можно поставить в баночках.
Ход мастер - класса :
1. Значение рисования для всестороннего развития ребенка.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада, что вы нашли время и пришли на наш «мастер-класс», надеюсь, что вы узнаете много интересного и полезного для себя. Сегодня мы продолжим, говорить о нетрадиционных техниках рисования, о его значении для развития детей, а также применим на практике наши с вами знания и умения.
(Сл. 2) В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев». Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».
(Сл. 3) Рисование - язык внутреннего мира маленького ребенка. Дети любят рисовать, потому что рисование доступно - поводил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок. Оно выразительно - можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Рисование познавательно - помогает узнать, разглядеть, показать свои знания и продуктивно - рисуешь и обязательно, что-то получается. К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. А нетрадиционные техники рисования - это путь к свободе и творчеству».
Нетрадиционными техниками рисования я с нашими детьми занимаюсь вот уже, как два года, как во время кружка, так и в свободной деятельности. А еще у нас ведется работа над проектами. В данный момент мы с ребятками заканчиваем работу над краткосрочным проектом «Красавица Весна» и я предоставляю вашему вниманию выставку детских работ по итогам проекта. (Сл. 4) Посмотрите, какими техниками мы рисовали во время проекта и я кратко, вам познакомлю с ними.
(Сл. 5) Первый рисунок «Приход весны» мы рисовали, используя сразу две техники : «Рисование по мокрому листу, рисование солью». Дети сначала намочили бумагу водой голубого цвета с помощью губки, а затем по мокрому листу акварелью нарисовали рисунок - весну. На влажный рисунок насыпали крупную соль. После высыхания краски соль стряхнули.
(Слайд 6) «Рисование пальчиками или скатывание бумажных салфеток». Детям были розданы листы с изображением «Веточки мимозы» без цветов. Дети по желанию, на выбор рисовали одной из этих техник цветы на веточке, кто пальчиками, а кто скатанными бумажными салфетками.
(Сл. 7) «Пластилинография». В этой технике мы рисовали «Подснежник». Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
(Сл. 8) «Рисование крупами». На готовый рисунок, узор наносится клей и посыпается любой крупой, мы посыпали цветной манной крупой. При высыхании клея, лишняя манная крупа стряхивается. В результате у детей вышел такой оригинальный рисунок, как: «Бабочка – красавица».
(Сл. 9) «Ниткография». Используя эту технику, мы рисовали «Цветочную полянку для бабочек». Для этого рисунка нужно было, сделать отрезки из ниток (2-3 шт.) длиной 10 - 15 см. и лист сложить пополам. На одну половину листа по очереди выкладываем нити круговыми движениями от центра по спирали, заранее обмакнув их в нужную краску. Концы нитей оставляем не закрашенными и направляем их вниз листа, а левой рукой кладем на нитки сверху вторую половину листа и придавливаем ладошкой, затем правой рукой, медленно вытягиваем нити. Раскрываем лист, происходит волшебство, настоящая цветочная полянка, приклеиваем на нее бабочку.
Вот такие интересные рисунки с применением нетрадиционных техник мы выполнили во время работы над проектом «Красавица Весна».
(Сл. 10) На прошлом мастер – классе, я уже знакомила Вас с разными техниками нетрадиционного рисования.
2. Практическая часть.
- Сегодня мне хотелось бы, чтобы вы на практике познакомились еще с некоторыми нетрадиционными техниками рисования для дошкольников.
-А теперь давайте все немного разомнемся, вставайте все в круг и давайте поиграем. (Входят дети и встают в круг вместе с родителями)
(Воспитатель берет в руку волшебную палочку)
- Вмиг я палочкой взмахну –
Загадаю чудо!
Всем я вам помогу
Доброй феей буду!
Поскорей встаньте в круг, (Ходьба по кругу)
За руки возьмитесь.
А теперь начнём вращаться, (Вращаются вокруг себя)
В ребятишек превращаться. (Звучит музыка)
-Какие замечательные ребята сегодня собрались….
-Вы любите путешествовать? Сейчас мы отправимся с вами в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Эта страна называется Весна. Попасть в эту страну мы можем на ковре-самолете. Вставайте на ковер, и все вместе произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять
Отправляемся в полет
(Сл. 11) Под музыку импровизируем полет на ковре-самолете.
Наш ковер – самолет набрал высоту, и пока мы будем лететь, я расскажу вам об этой стране. В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, распускается красавица - верба, щебечут и поют птички, зеленая трава шелестит под ногами. И еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами: желтыми одуванчиками, белоснежными подснежниками, нежной мимозой.
- Ну вот, ребята, мы прилетели из села, в страну чудесную - Весна! Идемте за мной. (Приходят на ковер, на котором разложены тонированные листы)
Смотрите, ребята, перед нами весенняя полянка. А, что же здесь происходит? Все белым-бело. Ребятки, здесь что-то случилось, где деревья, где цветы? Смотрите, кажется один цветок остался.
(Воспитатель поднимает цветок и на обороте читает послание)
- «Я последний, все деревья и цветы заколдовала злая Слякоть и они стали невидимы, а Весну она спрятала в своем дворце. Помогите!»
-Ребята, что же нам делать, как помочь Весне?
(Ответы детей)
-Я предлагаю стать волшебниками и нарисовать весенний лес.
-А что можно увидеть в лесу весной?
(Набухают почки на деревьях, появляются молодые листочки, зеленеет трава, прилетают птицы, распускаются цветы)
Закрывайте глаза, начинаем превращения: Раз, два, три волшебство произойди!
Теперь вы превратились в волшебников, открывайте глазки, возьмите листы и проходите к столам.
Сегодня для рисования нам с вами понадобиться скомканная бумага. Прежде чем мы приступим к рисованию, нам нужно изготовить с вами бумажные комочки. В изготовлении бумажных комочков нам поможет пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки растираем,
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.
Посмотрите и послушайте, в какой последовательности и чем мы будем рисовать. Скажите, а если мы посмотрим на небо, что же мы там увидим?
(Облака, тучи) Правильно, сначала мы нарисуем облака сжатыми комочками бумаги.
(Сопровождаю объяснение показом)
Возьмем бумажный комочек, опустим его в краску и потренируемся на дополнительном листке, чтобы лишняя краска осталась на нем, а затем прикладываем к листу. (Сл. 12) Таким образом, у нас получились облака.
Дальше, мы нарисуем дерево. Я предлагаю изобразить дерево картонной полоской или спичечным коробком. Если вы будите рисовать спичечным коробком, то ствол дерева рисуем боковой стороной, а ветки, краем коробка. Сейчас я покажу вам, как это можно выполнить картонной полоской.
(Сл. 13) Наносим коричневый цвет на полоску и примакиванием к листу рисуем ствол дерева.
(Сл. 14) Краем картонной полоски рисуем ветки дерева.
(Сл. 15) Теперь, по желанию, кто хочет, рисует на веточках почки с помощью ватной палочки, а кто – то зеленые листочки. У меня на рисунке зеленые листочки, только начали появляться, их еще очень мало.
(Сл. 16) На этом пока мы остановимся. Нарисуем облака, дерево, почки или листочки.
- А теперь сели все правильно, спинки выпрямили, ножки поставили вместе, берем в руки сжатый бумажный комочек и приступаем к рисованию облаков. Стараемся, рисуем аккуратно, при необходимости пользуемся влажными салфетками.
Самостоятельная работа (звучит спокойная музыка)
теперь, давайте немного отдохнем, приглашаю вас на весеннюю полянку.
Физкультминутка:
Если речка голубая, (Отводим правую руку в сторону)
Пробудилась ото сна (Руки через стороны вверх, потянулись.)
И бежит в полях, сверкая, (Прыжки на месте.)
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна, (Приседания.)
И поет пичужек стая –
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.)
Если солнце разрумянит, (Гладим щечки)
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет – (Наклоны головы к левому-правому плечам.)
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.)
(Дети рассаживаются на свои места)
- Ребятки, а чего не хватает на нашем весеннем пейзаже?
(Солнышка, цветов, птичек)
(Сл. 17) Смотрим, бумажный комочек обмакиваем в желтый цвет, и в уголке рисунка у нас засияло восходящее солнышко, его лучики разливаются по всей полянке.
(Сл. 18) Дальше, чистой картонной полоской я рисую проталинки возле дерева, а вы по желанию можете нарисовать зеленую травку. Берете бумажный комочек, обмакиваете в зеленый цвет и прикладывайте к листу.
- А какие цветы можно увидеть весной?
(Подснежники, тюльпаны, нарциссы, гиацинты, фиалки)
(Сл. 19) Цветы рисуйте, какие вам нравятся и любой техникой на выбор. Я рисую подснежники ватными палочками, а вы можете нарисовать цветы с помощью печаток вырезанных из картофеля, пробок или колпачками от фломастеров. Потренируйтесь на дополнительном листочке и выберите технику, какая вам больше понравиться.
(Сл. 20) Птичек можно нарисовать обратной стороной кисточки, как это сделала я. А можно с помощью ватных палочек или печатками из картофеля.
(Сл. 21) Вот такая «Весна в лесу» у меня получилась. (Образец готового рисунка)
- Теперь вы дорисовывайте свои весенние пейзажи.
(Дети выполняют работу под спокойную музыку)
- Возьмите аккуратно свои работы и положите на лесную полянку.
(Включить аудиозапись «Звуки леса»)
Мы с вами настоящие волшебники, вы слышите, как разговаривает лес? Значит, у нас получилось прогнать злую Слякоть и помочь Весне. Она вернулась к нам. Вот теперь на полянке наступила настоящая весна. Молодцы! Мы с вами очень постарались, и помогли весне вернуться.
Игра «Веснянка»
А, сейчас, ребятки, давайте поиграем, беремся все за руки:
«Солнышко - солнышко, золотое донышко… (дети идут по кругу, все держатся за руки)
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в лесу ручей… (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей …. (дети бегут по кругу, имитируют полет птиц)
А сугробы тают, тают…. (дети медленно приседают)
А цветочки подрастают…. (дети медленно встают)
Раз, два, три, выросли цветы. (Дети встают на цыпочки и все тянутся руками вверх)
К солнцу потянулись высоко, (На носочках подтягивание)
Стало им приятно и тепло! (Качание руками в стороны)
Пусть они цветут, растут. (Кружение)
Радость всем несут». (Хлопки в ладоши)
- Ребятки, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Все проходим на "ковер самолет" и произносим волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Отправляемся в полет,
Детский сад уже нас ждет!
Под музыку импровизируем полет на "ковре-самолете" и возвращаемся в группу.
- Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие на весеннюю полянку? Интересно вам было помогать весне? Было ли вам трудно? Что вам понравилось больше всего?
- Ребята, посмотрите, корзинка! Давайте посмотрим, что там? Угощение! Это Весна отблагодарила вас за помощь, приготовила вам подарок! (Дети получают угощение)
3. Заключение.
Уважаемые родители и дети! Наш мастер-класс подошел к концу. У вас получились замечательные работы в необычной технике. А сейчас, я предлагаю вам взять свои работы и всем вместе сфотографироваться на память о сегодняшней встрече. Спасибо всем за внимание!