Елена Полякова
Мастер-класс для родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС для родителей на тему
«Создание интеллектуальных карт с ребенком»
Здравствуйте уважаемые родители! Спасибо, что пришли на мастер-класс. Сегодня вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.
Темочки:
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие.
В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Метод интеллект-карт основывается на нагляднообразном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта.
В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
- развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;
- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать преемственность между детским садом и школой;
Использовать данную карту можно во всех видах детской деятельности. Карта помогает детям выстраивать последовательность отдельных элементов в рамках одной темы, запомнить, провести логические цепочки между событиями явлениями природы или предметами и людьми. Главное систематизировать знания. Взрослый человек при обсуждении и создании карты легко определяет багаж знаний детей по выбранной теме. И если на первом этапе карта отражает только то, что дети знают, то на последнем этапе четко видно, что дети еще узнали, какой материал освоили в рамках выбранной темы. Создание карты легкий и достаточно динамичный процесс. Он не требует предварительной подготовки от детей, в работе используется не большое количество материала (иногда достаточно карандашей и листа бумаги). Интеллектуальные карты дети составляют и заполняют, как сотрудничая со взрослым, с детьми своей группы так и самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как и где нарисовать, творчески подходят к созданию карты выбираю как обозначат направления (рисунок, аппликация, коллаж и т. п.). В результате использования данной технологии формируется привычка соблюдать правила группы, умение работать в команде, договариваться. Первые занятия по созданию интеллектуальных карт знакомят детей с понятием «план», а также формируют у детей способность планировать свою деятельность при достижении поставленной цели.
«Карта помогатор», так дети называют интеллектуальную карту, которая представляет собой лист ватмана в центре картинка обозначающая тему карты. От нее в разные стороны расходятся стрелки дорожки обозначающие подтемы, которые наполняются информацией. Взрослым важно рассуждать вместе с ребенком, увлекать его деятельностью по созданию карты, помогать выбрать направления интересные дошкольнику. Карта помогает мотивировать ребенка к организации познавательно– исследовательской деятельности: созданию фотографий, поиску картинок, собственному изображению различных предметов и явлений с помощью знаков и символов. Начинать использовать интеллектуальные карты можно в работе с детьми четырех лет и во всех видах деятельности. Например, в коммуникативной деятельности для составления рассказов, пересказов и для построения речевых высказываний в ситуации общения. В познавательно-исследовательской деятельности для систематизации знаний в области естествознания, математики, природы и формирования познавательной мотивации. В изобразительной деятельности - творческое изображение реальных предметов и явлений с помощью рисунков, знаков и символов
Что она из себя представляет?
Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части.
Это могут быть ментальные карты или мнемотаблицы (презентация)
Их можно использовать практически везде, в разных областях жизни,
а в образовательной деятельности: для сбора информации; для запоминания и обобщения изученного материала; для развития связной речи при составлении рассказов.
Как составить интеллект-карту?
Алгоритм создания интеллектуальных карт
- Постановка цели – рождение идеи создания карты – плана по теме проекта. - «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с темой.
- Создание карты – структурирование имеющейся у детей информации.
- Определение «Главной Темы» и «Подтем», прорисовка линий и обозначение темы каждого направления своим цветом и символом или картинкой.
- обсуждение и продумывание направлений исследований по данной теме, обогащение содержания каждой подтемы разными понятиями.
- Оформление интеллектуальной карты в течение некоторого времени (неделя, месяц) активное участие в этом принимают не только дети, но и их родители. Они совместно с детьми находят необходимую информацию и дополняют карту.
- Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры, картинки. В процессе моделирования добавляются символы, фотографии и иллюстрации.
Давайте рассмотрим виды интеллектуальных карт (презентация)
Так как цель нашего мастер-класса не только показать и рассказать, но, еще и научить вас, родители, использовать в своей творческой деятельности интеллектуальные карты с детьми.
Сейчас мы создадим ментальную карту на тему : «Зима». Разделимся на 4 группы, ответственные за подтемы: «погода», «одежда», «развлечения», «праздник». Ваша задача раскрыть эти подтемы. (Родители выполняют задание).
Попробуйте сделать несколько простых интеллект-карт для тренировки. Вы почувствуете, насколько качественнее усваивается любой материал. Уверена, когда Вы поймете всю красоту и практичность этого инструмента, Вам откроются новые возможности во всех сферах жизни.
Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью интеллектуальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты. Или например после поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.
Рефлексия.
Упражнение «Мишень». Уважаемые родители, я предлагаю вам оценить насколько была полезна для вас эта информация и прикрепить к мишени фишки (магниты).
Спасибо за внимание!