Татьяна Щукина
Конспект мастер-класса для педагогов «Рисование нетрадиционным способом «Полянка из одуванчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать знания педагогов об использовании нетрадиционных видов техник рисования для развития речи детей раннего возраста.
Задачи:
1. Формировать у педагогов умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми второй группы раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
2. Привлечь внимание педагогов к ценности изобразительного творчества в развитии речи детей раннего возраста.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Рисование нетрадиционным способом „Полянка из одуванчиков“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчики. Рисование
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
3. Познакомить педагогов с некоторыми нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста, научить использовать свои знания и умения в развитии речи детей, через нетрадиционные методы рисования.
Подготовительная работа:
1. Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.
2. Организация педагогов на практическое занятие «Мастер-класс».
Оборудование:
- рабочее место для каждого педагога;
- альбомные листы,
- гуашь в тарелочках на каждый стол;
- влажные и бумажные салфетки на каждого;
- листочки бумаги,
- поролон.
Содержание мероприятия:
Уважаемые коллеги, я очень рада встрече с вами!
Как сказал известный педагог В. А. Сухомлинский:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи являются нетрадиционные виды изобразительной деятельности.
Например, в процессе рисования, манипуляций с материалом идет естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. А пальчиковая гимнастика очень нравится детям. Они с удовольствием будут повторять за вами все слова и движения.
В процессе рисования развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:
1. Обогащение словаря.
2. Происходит становление речи как средства общения.
3. Идет подготовка к связной речи.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей любого возраста.
Сегодня мы с вами побываем в стране нетрадиционного творчества, познакомимся с ее традициями и ее особенностями.
Я предлагаю вам сегодня на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственным участником мастер класса и покажу несколько способов использования нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста.
Учитывая возрастные особенности наших детей, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особые техники и приемы. Так, для детей раннего возраста при рисовании уместно использовать технику:
• рисование пальчиками
• рисование ватными палочками
• рисование ладошками
• рисование с использованием поролона.
Каждая из нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Основная цель - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее.
А теперь, мои уважаемые коллеги, я хочу вам предложить мастер класс «Полянка из одуванчиков». Работу будем выполнять, используя различные виды техник нетрадиционного рисования вполне доступных для детей раннего возраста. Желтую головку мы будем рисовать мятой бумагой. Скомкование бумаги это очень занимательный процесс для детей, кроме того развивающий мелкую моторику. Ничего проще, чем нарисовать таким способом воздушный цветок- нет. Стебелек можно нарисовать кисточкой, а можно и пальчиком. Солнышко, которое будет греть нашу полянку, мы нарисуем поролоном.
И я предлагаю вам на какой- то миг вернуться в удивительный мир детства. Представьте, что я настоящая волшебница, В руках у меня волшебная палочка. С ее размахом я превращаю вас в маленьких детей.
- Раз, два, три волшебная палочка, моих коллег в малых деток преврати.
Игровая ситуация:
В игровую комнату к детям залетает бабочка (ребенок со старшей группы в костюме бабочки).
Б: Здравствуйте, ребята.
Д: Здравствуй, бабочка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела к нам в гости.
А давайте мы полетаем вместе с бабочкой.
Бабочка, красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала
Села на цветок, устала.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Бабочка, а почему ты такая грустная?
Б. Потому, что у вас нет ни полянки, ни цветочков. А я очень люблю летать над цветочной полянкой, где растут желтые одуванчики.
Воспитатель: Не расстраивайся, бабочка, наши ребята тебе обязательно помогут.
- Ребята, скажите, как можно помочь нашей Бабочке? Правильно, нам нужно нарисовать полянку с одуванчиками.
- Я приглашаю вас сесть за стол. Полянку я уже вам нарисовала, а одуванчики будете рисовать вы, ребята.
Давайте мы с вами приготовим наши пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика:
Наши желтые цветочки
Распускают лепесточки (сжатые пальцы в кулак расправляют)
Ветерок на них чуть дышит (дуют на пальчики)
Лепестки наши колышет (пальцы плавно наклоняются вправо- влево)
Наши желтые листочки
Закрывают лепесточки (пальцы медленно складывают в кулак)
Головками качают,
Тихо засыпают (кулачки медленно и плавно покачиваются из стороны в сторону).
Наши пальчики готовы к работе, но сегодня я вам открою один маленький секрет рисования. Стебельки для наших цветочков мы нарисуем с помощью пальчика. Давайте мы с вами вспомним, какого цвета стебельки у одуванчиков? Правильно зеленого. А теперь покажите мне ваш пальчик, опустите его в зеленую краску и нарисуйте стебелек. Молодцы. А теперь еще один и еще один по всей полянке. Стебельки для наших одуванчиков готовы. Теперь вытрите ваши пальчики влажной салфеткой грязную салфетку положите на подносик.
Ребята, посмотрите внимательно, у каждого из вас на столе лежит кусочек бумаги, давайте мы возьмем и скомкаем ее нашими ручками.
Пальчиковая гимнастика:
Листок бумаги мы сминаем- сминаем бумагу
И в шарик дружно превращаем - скатываем шарик.
Мятой бумаги комочек на ежика похожий очень.
Не дадим ему скучать, мы им будем рисовать - имитация тычкования шариком на ладони.
Вот какой круглый шарик у нас получился. А теперь с помощью этого шарика мы будем рисовать шапочки для наших одуванчиков. Но с начало вспомним, какого они цвета? Правильно- желтого, как солнышко. Мы обмакиваем наш бумажный шарик в желтую краску, а затем прикладываем к стебельку. Получились милые цветочки.
А чтобы на нашей полянке было тепло и светло мы нарисуем солнышко. Солнышко будем рисовать с помощью поролона. Берем в руки поролон и обмакиваем в желтую краску. Затем прикладываем на верхний угол нашего листочка. Наша полянка с чудесными одуванчиками готова.
В. Бабочка, тебе понравились наши одуванчики и наша цветочная полянка?
Б. Спасибо, ребята, мне очень понравились ваши цветочки, но мне уже пора улетать, до свидания.
А теперь моя волшебная палочка, раз, два, три малых деток в моих коллег назад преврати.
Уважаемые коллеги, сегодня я вам показала несколько приемов рисования нетрадиционным методом, которые развивают мелкую моторику, а соответственно и речь ребенка. Я буду очень рада тому, что мой мастер – класс будет толчком для ваших новых идей и открытий. Удачи и успехов в работе! Спасибо за внимание.
Используемая литература
Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник рисования»
[Электронный ресурс] :https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа». М., Мозаика-Синтез, 2015-10-08 Н. Ф.
Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
Комарова Т. Детское художественное творчество. - М., 2005.