Анна Петрова
Мастер-класс для педагогов. «Предметы-заместители в детской игре»
▼ Скачать + Заказать документы
План конспект мастер – класса
Тема «Предметы-заместители в детской игре»
Педагог-мастер :
Цель мастер класса : Привлечение интереса к использованию предметов-заместителей в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему их применению.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов, „Предметы-заместители в детской игре“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2021
- Повышение педагогической компетенции в организации и проведении сюжетно-ролевых игр с использованием предметов-заместителей;
- повышение значимости организации игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический
Оборудование: видео-ролик, альбом «Предметы-заместители»
Раздаточный материал: альбомные листы, маркеры, фломастеры,
Ход мастер-класса :
1. Вводная часть.
Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
-Уважаемые коллеги! Дети детского сада прислали Вам видео-письмо, послушайте и подумайте, а было ли с вами такое?
Воспитатели и мама не хотят нас понимать.
покупают нам игрушки, чтобы с ними нам играть.
Очень яркие, цветные
Словно радуга – дуга.
День мы с ними поиграем,
Ну, от силы может два. А потом…
В дом, а также детский садик
я тащу большие палки,
Кусочки красных кирпичей.
В карманах всякие железки
И камень тоже был ничей.
Воспитатели и мама каждый раз ругают,
Что я всякий мусор в карманы собираю.
Но нас никто не понимает
Нас очень это – обижает
Знакомо это вам?
2. Основная часть.
Мир вещей очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые быстро становятся ненужными. Это разнообразные бутылочки, коробочки, стаканчики и многое другое, от чего мы взрослые, чаще всего стараемся избавиться и выбросить в мусорное ведро. Такой материал называется бросовым.
-Я хочу спросить у Вас коллеги: А можно ли это все применить при организации сюжетно-ролевой игры? Как?
Еще эти предметы называют предметами-заместителями.
Предметы-заместители — это игровой материал, замещающий недостающие в игре предметы. Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребёнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением.
Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает усваивать смысл действий «понарошку».
Средний дошкольный возраст называют временем расцвета сюжетно-ролевой игры. В группе необходим запас дополнительного материала: коробок, катушек, палочек, трубок и т. п. Как это предложить детям?
Можно использовать такой прием - Дети хорошо знакомы с куклой Сашей В руках у куклы красивая коробка и большим бантом.
- Куклы постоянно наблюдают за вашими играми. Они решили вам сделать подарок. (Открываю коробку, рассматривают содержимое). Достаю из коробки вещи, показываю детям, а дети определяют, что это такое и как это можно использовать в игре. Поясок – может быть шарфиком, галстуком, ремнём, ленточкой на голову; палочка градусник, ложка, ручка; стульчик машина, конь; зонтик гриб; ленточка дорожка, ручеек и т. д.
В группе целесообразно завести коробку с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки… Коробка должна располагаться неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил много времени на их поиски и не отвлекался от игры.
Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие - они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.
Можно оформить альбом, в котором были бы помещены «подсказки» для детей- чем может быть палочка, мозаика, кирпичик
И сейчас мы с вами попробуем выполнить такое задание- создать «подсказку» по использованию различных предметов для игр.
Педагоги делятся на подгруппы. Им раздаются альбомные листы фломастеры и картинки с изображением какого- либо предмета-заместителя. Дается время на работу.
Результаты обсуждаются.
Можно привлечь к оформлению игровых мест самих детей: сделать продукты для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора. Конечно многое, что предлагается - идет от воспитателя. Однако, уже к концу среднего возраста многие дети уже самостоятельно пробуют свои силы в преобразовании среды группы.
3. Заключительная часть.
Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов- заместителей разными приёмами.
Хочется сказать всем большое спасибо за активное участие в нашем мастер-классе и выразить надежду, что данное мероприятие помогло нам сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию с нашими детьми в совместной творческой деятельности.