Екатерина Бондаренко
Мастер-класс для педагогов «Обучение финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность в младшей и средней группе ДОУ
Играем в магазин
Понадобятся игрушечные монеты и купюры, кассовый аппарат, корзинка для покупок, а в качестве товаров могут быть различные игрушки. Каждый ребёнок из группы может попробовать себя в роли продавца, пока остальные дети исполняют роль покупателей.
В процессе игры объясняйте детям значение действий и понятий:
1) Что такое товар?
2) Что такое деньги?
3) Почему нельзя получить что-то бесплатно?
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Обучение финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
4) Как происходит процесс покупки?
5) Каким образом взрослые зарабатывают деньги?
Подчеркните ценность труда.
Игра с копилкой стимулирует мелкую моторику, помогает научиться считать и знакомит с понятием денег. На занятии по творчеству можно предложить малышам сделать копилку своими руками. Для этого приготовьте каждому по одноразовому стаканчику из картона с крышечкой. В крышке сделайте отверстие по размеру монетки. Украсить стаканчики можно с помощью ярких верёвочек, лент, наклеек, пуговиц или красок. После того, как копилка будет готова, можно начинать играть: покажите, как бросать монетки в отверстие и как они достаются, повторите счёт, сравните разные монетки по размеру.
Играем в “Желаемое – Необходимое”
Раздайте каждому ребёнку в группе по две карточки – синей и красной. Синяя карточка будет отвечать за “желаемое”, а красная – за “необходимое”. Узнайте у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем попросите малышей внимательно слушать ваш вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара.
Воспитатель называет товар:
- “мыло” – дети должны поднять красную карточку,
- “хлеб” – красная карточка,
- “обувь” – красная карточка,
- “игрушечная машинка” – синяя карточка,
- “воздушный шарик” – синяя карточка и так далее.
Играем в “Платное-бесплатное”
Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам и подойдёт дошкольникам младших групп. Попросите детей встать в круг и бросать мяч друг другу по принципу игры в “Съедобное - несъедобное”.
1) Если ребёнок ловит мяч - называет бесплатное развлечение – например, “гулять в парке”, “устроить бой снежкам”, “слепить снеговика”, “поплавать в речке летом” и так далее.
2) Не ловит - тогда называется платное развлечение – например, “пойти в кино”, “пойти в кафе” и так далее.
Финансовая грамотность в старшей и подготовительной группе ДОУ
Играем в магазин
Детей старшего дошкольного возраста уже можно глубже знакомить с понятием стоимости и обучать финансовой грамотности. Перед тем, как “отправиться” за покупками, предложите детям составить список того, что они собираются приобрести, и запланировать сумму, которую они потратят. Используйте игрушечные купюры разной величины, вводите понятие сдачи, банковской карты, скидок, рекламы.
Поделите детей на группы: пусть кто-то будет кассиром, кто-то распределяет продукты на витринах, а кто-то назначает цену. Всем вместе можно придумать и нарисовать рекламный плакат.
Определяем цену
Чтобы дети лучше понимали, как формируется цена товара и почему вещи стоят по-разному, предложите им самим создать какой-то продукт и назначить цену. Ребята могут что-то слепить, нарисовать, построить, сочинить песню или придумать услугу. Они должны представить свой продукт, рассказать, что потребовалось для его создания, оценить затраченные усилия и материалы, затем назначить стоимость своему продукту. Обсудите вместе, согласны ли остальные с этой стоимостью и почему.
Играем в настольные игры
Захватывающие экономические настольные игры могут увлечь дошкольников старшей и подготовительной группы и помочь им отработать базовые финансовые навыки. Дети учатся пользоваться банкнотами, планировать бюджет и совершать покупки, лучше считать и принимать взвешенные решения.
Бросаем мяч - называем профессии
Предложите детям собраться в круг. Теперь каждый участник, бросая мяч друг другу по кругу, называет профессию. При этом нельзя повторять уже упоминавшиеся профессии и слишком долго держать мяч в руках. Побеждает тот, кто сможет назвать больше всего профессий.
Играем в банк
Давайте познакомим детей с работой банка – как происходит хранение и получение денег, как обсуживают клиентов. Для игры следует оборудовать в помещении специальный уголок, где будет располагаться банк. Поставим туда кассовый аппарат, банкомат, подготовим игровые банковские карточки, игрушечные купюры и монеты. Варианты сюжетов игры:
1) Учимся пользоваться банкоматом,
2) Заводим банковскую карту,
3) Осуществляем перевод денег,
4) Набираем пин-код,
5) Оплачиваем коммунальные услуги
Пусть ребята меняются ролями, пробуя себя в образе работника банка или его клиента.
Проводим викторину по финансовой грамотности
Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть реализовано в форме викторины. Заранее подготовьте вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Поделите детей подготовительной группы на несколько команд. Задавайте вопросы в чёткой и доступной форме. Например:
1. Для чего нужны деньги?
2. Что такое зарплата?
3. Что означает слово “бюджет”?
Чтобы викторина проходила живее, вопросы можно задавать в увлекательной форме:
Предложите детям карточки с изображением предметов и названий профессий (градусник – доктор, фартук – повар и так далее) – кто быстрее соединит карточки по парам? Какая команда сможет назвать больше пословиц на тему труда? Смогут ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит в коробке? Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости?
Финансовый уголок в ДОУ
Чтобы поддерживать интерес детей к получению экономических знаний, организуйте в детском саду финансовый уголок. В этом месте должны быть тематические игрушки: касса
банкноты и монеты, набор товаров (например, овощи, фрукты или другие продукты, тележка или корзинка.
Огромный интерес у детей вызывают ролевые игры, поэтому дополните уголок комплектами одежды и аксессуаров для различных профессий. Также подкрепите игровые занятия дидактическим материалом – книгами, пособиями, подходящими сказками, энциклопедиями.