МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Обучение финансовой грамотности старших дошкольников в ДОУ»

Симонова Елена Александровна
Мастер-класс для педагогов «Обучение финансовой грамотности старших дошкольников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса : повышение психoлогo-педагoгической компетентности участников семинара в oбласти использования различных методов работы с детьми старшего дошкoльного возраста по финансoвой грамoтности в условиях ДOУ.

Аудитория слушателей: воспитатели ДОУ

Ход мастер-класса

Воспитатель. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.

Актуальность.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Обучение финансовой грамотности старших дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах

Обучение финансовой грамотности дошкольников на современном этапе развития общества является необходимостью, поскольку в нынешних условиях рыночной экономики любому человеку, чтобы быть успешным, необходимо экономическое воспитание. В таком возрасте дети, в совместной работе с воспитателем и родителями, приобретают первичный опыт в элементарных финансовых отношениях, они приобретают доступные знания и начинают уважать труд взрослых, понимают, какое место деньги занимают в окружающей действительности. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности, способствуя финансовому благополучию в будущем.

Формирование финансовой грамотности дошкольников необходимо начинать в игровой форме с детьми дошкольного возраста. Тесное взаимодействие с игрой насыщает жизнь детей основными экономическими сведениями, способствует развитию предпосылок формирования грамотного финансового мышления.

В своей профессиональной деятельности педагог должен руководствоваться специально разработанными методами, которые будут формировать первичные навыки в экономической составляющей:

- беседы, загадки, пословицы, сказки, экономические задачи, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, занятия.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Воспитатель. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?». Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики. Для этого проведем финансовую разминку.

Игра «Кто больше знает финансовых терминов.

По очереди называем финансово - экономические термины.

(Труд, работа, профессия, товар, услуга, деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата, личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство, сбережения, копилка, кошелёк, покупка, цена, продажа, экономия, потребность, желание и т. д).

Воспитатель: А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. За правильный ответ получаем жетоны.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги).

4. Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без (рекламы).

5. Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в … (банке).

6. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

7. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке (проценты)

8. Все, что в жизни продается, одинаково зовется: и крупа и самовар называется … (товар)

9. Приносить доходы стал. В банке папин … (капитал)

10. И врачу и акробату. Выдают за труд… (зарплату).

11. Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно… (часы)

12. В фирме прибыль он считает, всем зарплату начисляет. И считать ему не лень все налоги целый день (бухгалтер).

Воспитатель: Следующая форма, которую можно использовать – пословицы.

1. Какая монета рубль бережет?

Копейка

2. Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

3. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя хвалит»

4. Какой аллюр иногда бывает у инфляции?

Галоп (Галопирующая инфляция – стремительный рост цен от 20 до 200% в год.)

5. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

Двигатель

6. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха.

Да. Молодцы. Все ответы верны.

Воспитатель: Уважаемые коллеги! А вы знаете, что вопросы по сказкам и проблемные ситуации развивают у детей умение подмечать простейшие экономические явления. Давайте в этом убедимся?

Русская народная сказка «Курочка ряба».

1. Почему расстроились дед и баба?

2. Что они хотели получить взамен золотого яичка? Почему?

Русская народная сказка «Колобок».

1. Почему дед попросил испечь колобок?

2. Можно ли назвать побег колобка удовлетворением потребности? Какой?

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».

1. Какую избушку выгодно построить: ледяную или лубяную?

2. В чьей собственности лубяной дом?

Русская народная сказка «Три медведя».

1. Кем является Машенька, которая зашла в дом к медведям: хозяином, гостем, собственником?

2. Какой убыток нанесла Маша медведям?

С. В. Михалков «Как старик корову продавал».

1. Где старик продавал свою корову?

2. Почему старик не смог продать её?

Э. Н. Успенский «Лето в Простоквашино».

1. Кот Матроскин и Шарик истратили деньги на покупку коровы, как можно назвать эту трату?

2. Является ли кот собственником «Гаврюши» - телёнка?

Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развивать в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономичность.

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка «Лимонада» - в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг, а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

6. Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый из них?

7. На берёзе три толстые ветки. На каждой ветке по два яблочка. Сколько всего яблок?

8. Лошадь темнее коровы, корова темнее собаки. Кто темнее всех?

Физкультминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Воспитатель. Уважаемые коллеги! Вы знаете, что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.

«Река времени» (история денег)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения денег, упорядочение временных отношений (представление об истории возникновения денег).

«Сигнальщики» (товар или услуга)

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. (парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).

«Что дороже?»

Цель игры: формировать у детей представление о том, что любой товар имеет свою цену; понятия «дорого» и «дешево», «дороже» - «дешевле»

Правила игры: на столе лежат карточки, предлагается выбрать из двух карточек ту, на которой изображен более дорогой товар. (Кукла в зимней одежде и в обычном платье; летняя и зимняя обувь; машинка простая и на пульте управления; конфеты в подарочной коробке и на развес; воздушный шарик и футбольный мяч).

«Какие бывают доходы?» ( деньги: и их назначение)

Цель. Уточнить знания об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).

Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др, и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др)., дающих дополнительный доход.

Правила игры: Рассмотреть карточки, назвать деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

Воспитатель: Следующая игра – решение кроссворда.

Цель. Способствует тренировки памяти, развивают сообразительность, умение анализировать.

По горизонтали:

1. Кто трудился целый год, будет кругленький …2. Из какого аппарата выдаётся всем зарплата? 3. Денежная единица любой страны. 4. Денежная единица России. 5. Затрата на необходимые покупки или услуги. 6. Единая валюта Европейского Союза.

По вертикале:

1. Денежная единица США.

По горизонтали: 1. Доход. 2. Банкомат. 3. Валюта. 4. Рубль. 5. Расход. 6. Евро.

По горизонтали:1. Доллар.

1

2

3

4

5

6

Воспитатель: Коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

(«Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Детский ресторан», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход». «Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Торговый центр», «Рекламное-

агенство», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии», «Супермаркет», «В банке», «Ярмарка»).

Спасибо. Все ответы верны.

Воспитатель: Уважаемые коллеги! На этом наш мастер – класс подошёл к концу, надеюсь, что он был для вас интересным. Вы сегодня были активными, инициативными собеседниками. Надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя. Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.

Если вам было интересно – похлопайте, а если нет - потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1. Азбука бережливости для дошкольников / авт. -сост. И. П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.

2. Глазырина. Л. Д. Экономическое воспитание дошкольника : справочные и методические материалы / Л. Д. Глазырина, Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.

3. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой 53 грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.— с. 28 ил.

4. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.

5. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный

и диагностический материал. Занятия и игры / авт. -сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселёва. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 186 с.

6. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников / Н. А. Крючкова. Калининград, 2013. 126 с.

Интернет источники: https://www.youtube.com/embed/tDao3J0ctlE?autoplay=1&rel=0

Публикации по теме:

Дидактическая игра по финансовой грамотности «Банкомат» для детей старших и подготовительных группДидактическая игра по финансовой грамотности «Банкомат» для детей старших и подготовительных групп Дидактическая игра «Банкомат» по финансовой грамотности для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) Цель: формирование знаний.

Дидактическая игра по финансовой грамотности «Касса» для старших дошкольниковДидактическая игра по финансовой грамотности «Касса» для старших дошкольников Данная игра создана для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Предполагается, что ребёнок.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги»Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги» Конспект НОД "Деньги" Цель: уточнение и расширение знаний детей о деньгах и их роли в жизни человека. Ход НОД: Воспитатель: Колокольчик.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Мастер-класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи»Мастер-класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи» Мастер класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности» Доходы и расходы семьи» для детей 5-7 лет. 1. для изготовления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Обучение финансовой грамотности старших дошкольников в ДОУ»
Опубликовано: 5 июня 2024 в 09:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Обучение финансовой грамотности старших дошкольников в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Симонова Елена Александровна (УИ 1631548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД