Алена Распономарева
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное рисование в жанре «пуантилизм»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм»
Добрый день, уважаемые коллеги! Начать своё выступление хочу со слов Василия Александровича Сухомлинского
«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нетрадиционное рисование в жанре „пуантилизм“» размещена в разделах
- Ватные палочки. Рисование ватными палочками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
Давайте поговорим о нетрадиционных техниках рисования. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей, развивают пространственное мышление, учит детей работать с разнообразным материалом.
Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Развивается мелкая моторика и тактильное восприятие; тренируется память.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Вашему вниманию представлю нетрадиционную технику рисования – пуантилизм.
Итак, что же такое пуантилизм? Пуантилизм (от фр. Pointillisme) – переводится «писать точками». Это направление в живописи, зародилось оно во Франции. Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.
Придумал технику рисунка мелкими точечными мазками точечной или прямоугольной формы, с использованием контрастных цветов, предполагая их слияние на сетчатке глаза при рассматривании картины. Французский художник Жорж-Пьер Сёра
Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста.
Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность)
Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.
В жанре пуантилизм рисуем ватной палочкой или тонким концом кисти, маркером, гелиевыми ручками, фломастерами, пальчиками, спонжами, ластиком простого карандаша.
Картины пуантилистов легко определить с первого взгляда. Они состоят из отдельных точечных или прямоугольной формы мазков. Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя и им это удавалось. В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с жёлтым, красный – рядом с зелёным, жёлтый – возле синего.
Для детей дошкольного возраста, точечная живопись очень удобна.
Малышей, в возрасте от одного года до трех, можно учить рисовать ватными палочками, тем более, что для них пока еще трудно рисовать кистью.
Детям постарше даются задания сложнее. Можно более подробно рассмотреть работы художников-пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные – пейзажи, рисование домашних питомцев, даже портрет. Увеличивается количество цветов и усложняется картинка. Это позволит юным художникам проявить воображение.
Старшие дошкольники могут попробовать себя в роли художников, создавая целые картины в технике пуантилизма.
Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек.
В работе с дошкольниками стоит уделить внимание и рассказу о самой технике пуантилизм. Необходимо дать минимальную информацию о том, что рисунок создают при помощи отдельных мазков или точек разных цветов. Желательно подготовить несколько картин, созданных в технике пуантилизм, показать их ребенку, чтобы вызвать более глубокий интерес. Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.
Чем можно рисовать : Фломастеры Простой карандаш с ластиком на конце Ватные палочки. Цветные маркеры, с разной толщиной стержня Цветные гелиевые ручки.
За основу взять шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей. Точками дополнять уже готовые рисунки и шаблоны (раскраски). Этот вариант особенно удобен для совсем юных художников. Способы рисования в технике «пуантилизм»
И я предлагаю Вам сейчас попробовать поработать в данной технике с использованием ватных палочек.
Всё необходимое есть у вас на столах