МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Мезенская роспись» (1 фото)

Елена Мантрова
Мастер-класс для педагогов «Мезенская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс для педагогов

«Мезенская роспись»

Выполнил: Мантрова Елена Анатольевна,

воспитатель, высшая квалификационная категория

Знакомство с мезенской росписью.

Цель: познакомить коллег-педагогов с росписью мезенских мастеров; создать условия для освоения элементов Мезенской росписи;

формирование интереса к народным художественным промыслам России

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Мезенская роспись“» размещена в разделах

Познакомить с Мезенской росписью; научить некоторым приемам росписи.

Развивать творческие способности, получать радость от сделанной работы.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, богатую старинными обычаями

Техническое оснащение:

гуашевые краски (красная и черная,

кисти синтетика №4,

стаканчики с водой,

карандаши простые

Продолжительность: 30-40 минут

Количество участников: 10-15 человек

Возрастной адресат: педагоги

Материалы:

Иллюстрации с изображениями народных промыслов Архангельской области, изображения отдельных элементов Мезенской росписи, альбомные листы, тонкие кисточки, подставки под кисточки, акварельные краски, баночки с водой, подложки под альбомные листы.

Ход мастер-класса :

История возникновения промысла

История происхождения мезенской росписи : Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Происхождение Мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Хотя промысел в с. Палащелье Лешуконского района возник довольно поздно, древность сюжетов и самой техники росписи на прялках и других деревянных изделиях несомненна. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки Мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В. С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями.

На берегах Белого моря и Онежского озера найдены наскальные изображения, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции

Техника росписи

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно увидеть на прялках лодки и корабли. Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся. Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с семеричным строением мира. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем - птицы

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы.

Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше, а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающего традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской, пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересное небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”, которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней

Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога.

Практическая часть.

Итак, мы сейчас с Вами немного потренируемся в кистевой росписи и выполним упражнения, состоящие из элементов в Мезенском стиле.

Мезенская роспись, одна из самых древних и загадочных. В далекие времена ей украшали разные предметы быта, они были призваны оберегать, приносить мир и лад, достаток в семью. Предлагаю нарисовать тарелочку, которая будет оберегать достаток в доме и приносить удачу.

Для работы нам понадобятся:

Бумажная тарелочка диаметром 15см;

гуашь черного и красного цветов,

кисти №3, №1, № 0/3 синтетические;

карандаш простой;

линейка;

широкая кисть для нанесения фона и хорошее настроение.

-Берем тарелочку, делаем отступ от края 1,5-2 см и карандашом обозначим круг, к которому проведем красным цветом линии. Линии соединим между собой. Получилось что-то похожее на солнышко, а солнце во все времена считалось оберегающим символом, пусть этот знак сожжёт весь негатив.

-Делит окаемку на 19 одинаковых прямоугольников. Нарисуем защитную рамочку, она будет оберегать наш мир, наш внутренний покой.

-В каждом треугольном сегменте нарисуем по зернышку, это будет пожелание благополучия, достатка.

-Начинаем рисовать самую большую деталь - тело оленя. Он символизирует богатство семейного очага, символ большой и дружной семьи, семейного счастья. Рисовать будем красной краской. Начнем с четырехугольника, это будет тело нашего оленя. Одним движением кисти выполним голову и горло: начнем рисовать сверху вниз, сначала ухо, затем чуть вправо нижнюю часть морды, создавая вогнутую часть горла. Зальем контур краской.

-Дугой отделим «нижний мир» от «верхнего», это будет то прочное основание, на котором держится наш мир, внутри дуги нарисуем еще зерна. Пусть благополучие нас окружает вокруг и будет совсем рядом.

-Черной краской из зерен нарисуем ростки, пусть наше богатство приумножается. На фото хорошо видно порядок выполнения ростков.

-Снизу черточками и маленькими кружочками нарисуем живительную влагу для наших росток, чтобы никогда не засыхали, а это значит, чтобы наше богатство «не усыхало».

- По кругу наши зернышки также обеспечим «живительной» влагой черточками и точками, на фото видно, как это сделать.

-Красной краской нарисуем летящих птиц, черной нарисуем голову и клюв, хвосты и крылья.

-Черным цветом обводим контуры. Рисуем ноги и рога оленя, крылья и хвост птиц, добавляем декоративные элементы.

- -На небе черной краской дорисуем птиц, заполним пустое пространство красными и черными стихийками, штрихами, звездочками. Жизнь не стоит на месте, постоянно все крутится, вертится.

-Завершающим этапом обведем основной рисунок черной краской. Наша тарелочка-оберег готова!

Мастер-класс для педагогов «Мезенская роспись»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Городецкая роспись на разделочной доске»Мастер-класс для педагогов «Городецкая роспись на разделочной доске» На этой неделе наш детский сад "Росинка" принимал участие в городском методическом объединении "Город мастеров", Знакомство дошколят.

Консультация для родителей и педагогов «Роспись на камнях или ожившие камушки»Консультация для родителей и педагогов «Роспись на камнях или ожившие камушки» Камни – это натуральный природный материал. Они могут быть различной формы и размера. Роспись камня очень древний вид искусства. Например,.

Мастер-класс для педагогов «Роспись юбки дымковской куклы»Мастер-класс для педагогов «Роспись юбки дымковской куклы» Мастер - класс по декоративному рисованию на тему:«Роспись юбки дымковской куклы» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на мастер - класс, который.

Мастер-класс «Городецкая роспись»Мастер-класс «Городецкая роспись» Наши доски расписные, Посмотрите вот какие. Все хотим вам показать И подробно описать. Уважаемые коллеги, спешу поделиться с Вами мастером-классом.

Мастер-класс «Городецкая роспись»Мастер-класс «Городецкая роспись» Цель: продолжать знакомство детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Задачи: учить расписывать предмет по.

Мастер-класс «Мезенская роспись»Мастер-класс «Мезенская роспись» Мезенсокй роспись зовется, В каждом рисунке добро. В сердце твоем отзовется, Нежною сказкой оно. (Светлана Ледкова) Для этой росписи.

Мастер-класс «Роспись деревянных яиц»Мастер-класс «Роспись деревянных яиц» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с Вами мастером-классом "Роспись деревянных яиц". Пополняя свою коллекцию "Народными промыслами".

Мастер-класс «Роспись на камнях»Мастер-класс «Роспись на камнях» Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Роспись на камнях» Лучше.

Мезенская роспись «Девушки». ФотоотчетМезенская роспись «Девушки». Фотоотчет Цель и задачи: знакомство с Мезенской росписью. Историей, традициями, художественными приемами; ознакомить с технологией выполнения элементов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Мезенская роспись»
Опубликовано: 1 марта 2024 в 12:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Мезенская роспись»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мантрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД