юлия гончарова
Мастер-класс для педагогов «Картинка без запинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение педагогов конкретным навыкам в работе с детьми по составлению рассказа по картине.
Материалы: бумага, карандаши, альбом Н. В. Нищевой «Круглый год»
Ход мастер-класса
1. Теоретическая часть: выступление в форме презентации.
Методика «Картинка без запинки» разработана учителями практиками И. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Картинка без запинки“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Рассказ по картинке - кажется, что может быть проще. На деле же учитель зачастую становится свидетелем сцены: «раскрывает ребенок рот, да не слышно, что поет». Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если их не преодолеть, то потом возникнут трудности с составлением рассказа, написанием сочинений. Между тем, для курса русского языка общеобразовательными стандартами выдвинута цель - научить учащихся «сознательно выражать свои мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям и читателям, которые побуждают к деятельности их ум, чувства или желания». Как все-таки добиться, чтобы начальный элемент курса - рассказ по картинке - слетал бы с уст каждого ученика без запинки?
Обратимся за ответом на этот вопрос к методическим пособиям учителя начальных классов. Итак:
- надо «учить образности речи, пониманию наиболее важных смысловых оттенков. Изобразительные средства и помогают в решении этих задач»;
- работа над связной устной речью включает в себя «рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих».
В основу методики положен инструментарий для формирования системы диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ: описать картинку без запинки.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Целостность за счет полноты методических шагов;
Инструментальность каждого шага и методики в целом;
Мотивированность каждого шага с точки зрения детей;
Стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком;
Результативность, достижение целей курса;
МЕТОДИЧЕСКИЕ ШАГИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
СОСТАВ КАРТИНКИ
Шаг 1: «Дели» (определение состава). Наводим глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем все объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске
СВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Шаг 2: «Давай» (нахождение связей) Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ ДЕЙСТВИЙ
Шаг 3: усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картину. Активно исследуем картину с помощью каждого органа чувств поочередно.
КОПИЛКА ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Шаг 4: копилка образных характеристик (делается не для рассказа, а параллельно ему). Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках.
СОБЫТИЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ
Шаг 5: «Отставай – забегай».
Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом.
РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Шаг 6: переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем этого же героя в другое время и в другом состоянии.
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА
ЧТО ДАЕТ РАБОТА ПО ЭТОЙ МЕТОДИКЕ?
Появилась большая активность детей, дети хотят отвечать, им интересно.
Теперь рассказывать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто почти всегда молчал.
Гораздо легче готовиться к занятию самому педагогу. Не надо придумывать множество вопросов к картинке. Вместо этого планируем состав, связи, характеристики, точки зрения и передвижения по времени.
2. Практическая часть. Составление описательных рассказов педагогами по представленной модели
(Педагоги самостоятельно используют методику «Картинка без запинки» при составлении рассказа по картине «Осенний натюрморт»)
3. Рефлексия
-Что вам понравилось больше всего в сегодняшнем мастер-классе?
-Что вызвало затруднения?