Екатерина Труханова
Мастер-класс для педагогов «Дыхательная гимнастика в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство воспитателей с особенностями проведения дыхатель-ной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приё-мам проведения дыхательной гимнастики.
Задачи:
- использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дыхательная гимнастика в ДОУ“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств про-филактики заболеваний и правильного дыхания.
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи ор-ганизм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Любые физические упражнения в той или иной мере связаны с дыханием.
Но одним из средств физической культуры, ЛФК являют-ся дыхательные упражнения, основная задача которых – улучшение и акти-визация внешнего дыхания.
Выделяют общие и специальные дыхательные упражнения.
Специальные дыхательные упражнения – активное средство профилак-тики и борьбы с легочными осложнениями (пневмония, общая гипония, па-резы и параличи дыхательных путей).
Задачей общих дыхательных упражнений является улучшение венти-ляции и укрепление основных дыхательных мышц. Это достигается динами-ческими и статическими упражнениями.
Статические дыхательные упражнения не сочетаются с движениями конечностей и туловища, выполняются они, в положении стоя, сидя, лежа.
Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Выполняют их в различных исходных положениях с целью из-бирательного увеличения вентиляции легких, подвижности диафрагмы и ре-бер.
Вдох следует делать одновременно с движением, способствующим уве-личению размеров грудной клетки, а выдох – уменьшению.
Дыхательные упражнения необходимо применять в чередовании с об-щеразвивающими упражнениями, так как дыхательная гимнастика в чистом виде вызывает гипревентиляцию.
Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При наруше-нии дыхания : Нарушается частота и ритм дыхания, оно становит-ся «Тяжелым» и затруднительным. Нарушается газообмен в организме че-ловека, страдает сердечно-сосудистая система и др. органы, снижаются за-щитная функции организма.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, укрепляет защит-ные силы организма, улучшает пищеварение.
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очи-щать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кисло-рода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от ча-стых насморков, гриппа, ангины и т. п.
Дыхание бывает брюшным, или диафрагмальным, и грудным, или ре-берным. Грудное дыхание, в свою очередь, делится на верхнее и нижнее ре-берное. Наша задача научит ребенка диафрагмальному дыханию.
Диафрагмальное дыхание известно под именем «брюшного», «глубо-кого», «диафрагмального» дыхания.
При таком дыхании легкие имеют больше свободы действия. Сообраз-но с этим и воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании.
По классификации Овсянникова, диафрагмальное дыхание осуществля-ется за счет движения диафрагмы и является наиболее оптимальным, наибо-лее эффективным типом дыхания для человека. Это дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При таком типе дыхания вдыхается больше всего воздуха, в дыхательном процессе участвует наибольшее количество альвеол, а также наполняются воздухом нижние отделы легких.
Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.
Вариант глубокого дыхания — нижнереберное дыхание, когда к рабо-те диафрагмы подключаются нижние межреберные мышцы. Это дыхание наиболее экономично и надежно при повышенных и продолжительных нагрузках.
При диафрагмальном дыхании : вдох спокойный, без усилия, осу-ществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществ-ляется преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом. Грудь при этом не должна подниматься.
Начинать тренировку (особенно в детском саду) лучше всего с выра-ботки статического дыхания, т. е. дыхательных упражнений в положении «лежа», затем «сидя», «стоя» и в движении. Вначале дыхательные упражне-ния направлены только на координацию ротового и носового вдоха и выдо-ха.
Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном поло-жении. Первые упражнения лучше проводить лежа на спине: одну руку – под поясницу, другую (для контроля) – на область диафрагмы, вдох – но-сом, выдох – ртом.
Вначале это беззвучные дыхательные упражнения. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на вы-дохе дети произносят звуки, слоги. Например, вдох носом, после чего спо-койно произнести: а___х, выпуская воздух через рот. Затем упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звук с остановкой и без: с_с_с_с. Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: ф__с___ш.
Игра «Игрушки сели на качели». Дети лежат на спине на ковре, на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 5 минут, не раньше чем через 1 час после приема пи-щи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утрен-ней гимнастикой или отдельным комплексом. Очень полезно в теплое время года выполнять упражнения на улице, на свежем воздухе. Если заня-тия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить посто-янно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.
Занятия для детей проводят в игровой форме. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Повторим параметры правильного ротового выдоха.
• Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набира-ем полную грудь воздуха.
• Выдох происходит очень плавно.
• Во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжи-мать губы или сильно надувать щеки.
• Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребе-нок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощу-тил, как должен выходить воздух через рот.
• Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.
• Во время пения или разговора нельзя добирать воздух с помо-щью частых коротких вдохов.
Дыхательные упражнения быстро утомляют малышей, иногда могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо контролировать по времени и обязательно чередовать с другими играми и занятиями.
Хочу вас познакомить и не только, хочу вас обучить некоторым игро-вым приёмам дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких де-тей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкаль-ным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
«ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны-(вдох, а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая про-износить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.
Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особен-ностях их выполнения.
Я предлагаю вам самим выполнить упражнения. Для вас я подготовила не которое оборудование, на которое нам нужно для упражнений. Пробуйте дуть, задавайте вопросы, я готова вам помочь в освоении этого нелёгкого дела.
(Воспитатели пробуют всевозможные упражнения).
«КОРАБЛИК»
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ре-бёнок медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», под-гоняя его к другому «берегу». А мы попробуем выполнить тоже, но без во-ды.
«СНЕГОПАД»
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.
«ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Поло-жите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
«ПУЗЫРЬКИ»
Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не раз-решают детям в неё играть. На самом деле, она являет-ся дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, что-бы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«ФЕЙЕРВЕРК»
Та же игра, только вместо стаканчика пластиковая бутылка с конфетти, в пробке проделывается дырочка и вставляется трубочка для коктейля. Ребе-нок дуя в трубочку приводит в движение конфетти.
«ДУДОЧКА»
Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные ин-струменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.
«ФОКУС»
Это упражнение с кусочками ваты. Вата кладётся на кончик носа, ре-бёнку предлагается вытянуть губу вперед и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.
«БАБОЧКА»
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела».
«РИСУЕМ НА ПЕСКЕ»
Ребёнку предлагается дуть в трубочку-соломинку на сухой песок, ко-торый мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие ни будь предме-ты или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккурат-но.
Так же можно налить воду, желательно цветную, на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой –ни будь предмет.
«ФУТБОЛ»
Из кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».
«ГРЕЕМ РУКИ»
Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая. При теплом «ветерке», «летний», воздушная струя широ-кая, ладошки греются.
«КТО СПРЯТАЛСЯ?»
На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу (нитки, ленточки, изрезан-ную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полоска-ми бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку. (Тоже героя спрятать в окошке домика и поверх него наклеить ленточки. Ребенок должен узнать кто живет в домике)
Развиваем воображение у детей, например, упражнение «Остуди горя-чий чай». Давайте вместе подумаем, как же изобразить без предметов горя-чий чай? (задание для педагогов). Предложить детям обыграть упражнение. Сжать руку в кулачок «Стаканчик», налить с воображаемого чайника чай в стаканчик, попробовать на вкус. Подуть на стаканчик, остужая чай. Или к примеру вы на утренней гимнастике с предметами (флажки, султанчики, кольца, платочки и др.) Если с султанчиками, платочками понятно, что на них мы будем дуть, они будут двигаться. А что же с кольцами? Давайте по размышляем. (кольцо для надувания мыльных пузырей, быстрый выдох- маленькие пузырьки, медленный выдох большой мыльный пузырь)
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в раз-личных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музы-кальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после днев-ного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Для нас еще важ-на дыхательная гимнастика, для освоения воды, для погружения, задержки дыхания. Упражнения являются подготовительной частью в плавание.
И в заключении, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими карта-ми. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при вы-соком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при не-которых других заболевания
Источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-provedenie-dyhatelnoi-gimnastiki-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html.
https://www.maam.ru/detskijsad/dyhatelnye-uprazhnenija-53881.html.
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/08/16/prezentatsiya-metodika-dyhatelnoy-gimnastiki.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/12/16/ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologiy-v-rabote.