Магомедова Марина Хаджимурадовна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Орнаменты Унцукуля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для совместной деятельности педагогов.
Задачи:
Дать представление об изделиях унцукульского декоративно-прикладного искусства.
Актуальность : Декоративно – прикладное искусство Дагестана является одним из факторов гармонического развития личности, одним из важнейших средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Оно развивает творческие способности у детей. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Ковроткачество является одним из древних и самых распространенных видов народных художественных промыслов на территории Дагестана. Ручным ткачеством занимались исключительно женщины: с малых лет матери передавали свой опыт дочерям. Основные элементы и мотивы коврового орнамента зародились еще с глубокой древности и отражали окружающую природу: небесные светила и стилизованные изображения животных, птиц, человека и т. д. Основой украшения ковра является геометризированный орнамент. Дагестанские ковры по технологии и декоративному решению подразделяются на следующие виды: безворсовые (паласы, сумахи, ворсовые и войлочные. Композиционное построение ворсовых, безворсовых (сумахи) и войлочных ковров обычно имеет центральную и каймовую части. Самым сложным по композиционному решению является ворсовые и безворсовые ковры. Традиционно узоры ворсовых и безворсовых ковров имели свои названия: «Ахты», «Гасан - кала», «Дербент», «Кабир», «Табасаран», «Хорасан», «Зульфия» и др.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Орнаменты Унцукуля“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Орнамент и узоры
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В старинных дагестанских коврах мастерицы использовали до 24 цветов и оттенков. Несущим элементом композиционного решения ворсовых и безворсовых ковров является медальон, который располагается на центральном поле ковра. Фон вокруг медальонов, как правило, заполняется мелкими узорами. Центральная часть ковровой композиции традиционно завершается каймой из нескольких орнаментированных полос, одна из которых является ведущей. На ней обычно располагается более крупный узор. А сейчас мы попробуем последовательно построить несложную композицию по мотивам дагестанского коврового орнамента в технике аппликации.
Оборудование:
Столы и стулья по количеству участников; элементы унцукульских узоров приготовленные на картоне, трафареты с унцукульским орнаментом, крашеная соль разных цветов, кисти № 1, заготовки полосок для составления узора,шерстяные нитки разных цветов, клей ПВА салфетки.
Ход мастер-класса :
Унцукуль
Вершина далекая кажется близкою,
С подножья посмотришь – рукою подать,
Но снегом глубоким, тропой каменистою
Идешь и идешь, а конца не видать.
Ход выполнения:
1. Перед вами лежат трафареты унцукульского орнамента.
2. Выберите наиболее понравившийся вам. Расположите его в центре полдоски и закрасьте краской красного цвета с помощью тычков.
3. Теперь детально проработаем наш орнамент. Концом кисти обведем контуры узора. Для этого нам понадобится ПВА клей.
4. Далее украсим низ доски. Снова возьмем трафареты и перенесем узор на нижнюю часть доски. Красным или любым другим цветом прорабатываем детали узора.
5. Возьмем кисть №1. Клеем обводим контуры, выполняем роспись геометрических узоров и украшаем шерстяной нитью.
6. Для дополнительной расцветки вводим коричневый цвет или любой другой цвет.
7. Таким же образом украшаем верхнюю часть доски.
8. Завершаем обводкой контуров, используя черную крашенную соль.
III. Подведение итогов.
—Какие чудесные работы у вас получились. Вы настоящие мастера!
— Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа».
При подведении итогов проводится блиц — опрос. Участники отмечают творческое отношение, вносят свои предложения по корректировке ошибок, отмечают успешные результаты, оценивают уровень выполнения практической работы.
Выводы : Таким образом, в ходе данного мастер класса, с выполнением творческих заданий у педагогов расширятся и систематизируются знания о народном прикладном искусстве Дагестана. В процессе мастер – класса улучшатся дружеские взаимоотношения в коллективе среди педагогов. Надеюсь, что полученные знания пригодятся в их дальнейшей работе.
Спасибо за внимание!