Ольга Васичева
Мастер-класс для педагогов детских садов на тему «Воспитание любви к Родине средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального уровня и обмен опытом музыкальных руководителей и воспитателей.
Задачи:
1. Познакомить с методами и приёмами работы в разных видах музыкальной деятельности, используя личный опыт и наработки.
Публикация «Мастер-класс для педагогов детских садов на тему „Воспитание любви к Родине средствами музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Что за край? Откройте атлас синий:
Вот лежит в короне нефтяной
Чёрная жемчужина России
Область, со страну величиной.
Оттого в названии Тюмени
Проступает ярче с каждым днём
Древнее заветное значенье
Ведь «Тю - мянь» - сокровище моё.
В этом году исполняется 70 лет Тюменской области. И наше мероприятие посвящено этой дате. Материал, представленный на мастер классе можно использовать для детей старшего возраста, как итоговое занятие.
Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.
Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир.
Я уверена, что дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю.
Эта кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, родному городу, к своей стране. Можно использовать разнообразные формы и методы работы по патриотическому воспитанию :
• Целевые прогулки и экскурсии в музей, в парки
• Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города и т. д.)
• Рассматривание иллюстраций с изображением города
• Беседа о растительном и животном мире
• Беседы о символиках государства и малой родины
• Беседы о родном городе
• Разучивание песен, стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений
• Ознакомление с произведениями народного творчества
• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду
• Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
«Только тот, кто любит, ценит
и уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Теперь, уважаемые коллеги, мы переходим непосредственно к практической части нашего мероприятия «Мастер-классу», в котором вам предстоит принять активное участие. По ходу я буду делать некоторые пояснения.
Цель: Формировать интерес к природе родного края, желание беречь и охранять её. Воспитывать чувство любви к родине, к родному краю, к семье, к друзьям.
Задачи:
1. Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своем городе.
2. Вызвать интерес к своему городу, области, стране.
3. Приучать к нравственным нормам и самодисциплине.
4. Воспитывать любовь к родному городу, желание лучше узнать его историю.
Звучит песня Г. Струве «Моя Россия» (аудиозапись)
Педагог. Дети, понравилась вам эта песня? А музыка? Какая она? (нежная, спокойная).
Верно, такую красивую песню можно услышать только о любви – любви к родному краю, к самым близким людям. И сегодня мы с вами поговорим о любимом своем крае — Тюменской области.
Отгадайте загадку.
Моря есть — плавать нельзя,
Дороги есть — ездить нельзя,
Земля есть — пахать нельзя.
(Глобус)
Работа с глобусом. Нахождение там огромной страны Россия, Тюменской области, города.
Педагог : Дети, в какой стране мы живем?
Дети: Россия.
Педагог : Подумайте и ответьте, в какой области мы живем?
Дети: Тюменской.
Педагог : А в каком городе мы живем?
Дети: Заводоуковск.
Педагог : А сколько вам лет?
Дети: 6-7
Педагог : А как вы думаете, есть ли возраст у городов? Или им всем одинаковое количество лет? А кто знает, сколько лет исполняется Тюменской области? (70 лет)
А вы любите свой город? (да). Вы его еще больше полюбите, когда узнаете о нем много интересного. Садитесь поудобнее, я расскажу вам немного об истории Тюменской области.
По просторам широкой нашей земли много раскинуто разных городов, городишек, мест и местечек и между ними стоит и наша Тюмень, столица Тюменской области.
Более 100 лет назад (1856) на высоком берегу реки Тура, решили построить город Тюмень. Началось строительство жилых домов, амбаров, церквей – все постройки были деревянные. Тюмень стали называть Тюмень деревянная. Это в дальнейшем в жизни Тюмени сыграло роковую роль. При пожаре почти весь город выгорел. Новые постройки стали возводить из камня (кирпича). Сегодня Тюменская область – богатый край, который по своей территории занимает 3 место.
У нашей Тюменской области есть свой герб (СЛАЙД) и флаг (СЛАЙД). Губернатором Тюменской области является Якушев Владимир (СЛАЙД).
На территории Тюменской области проживают представители 125 национальностей (русские, украинцы, татары, белорусы, башкиры, чуваши и др.) СЛАЙДЫ
Большая часть Тюменской области покрыта лесами. А какие деревья растут в этих лесах? (ответы детей). СЛАЙДЫ А какое дерево - символ нашей страны? Берёза (СЛАЙД)
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Берёзку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы. Эти два слова как бы слиты воедино.
Кого берёзкой удивишь? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его.
Выгляни из окна в городе ли, в деревне – всюду берё зу увидишь: белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. Давайте посмотрим в окно.
Нет дерева в России, которому так повезло. Его воспели и в фольклоре, и в живописи, и в музыке. А какую песню про берёзу вы знаете?
ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА (пение, хоровод)
В наших лесах водится много зверей и птиц. Посмотрите на экран. Что это за звери? Назовите их. СЛАЙДЫ (дети называют зверей). Мы назвали диких животных, а сейчас мы превратимся в домашних животных, которые живут у нас, и покажем, кто как ходит.
Ритмопластический этюд «Кто как ходит?»
Педагог :
Кошка ходит по-кошачьи,
Ходит крадучись она.
(Пружинящий шаг)
А собака по-собачьи
Ходит гордости полна.
(Руки согнуты в локтях перед грудью, ходьба с высоким подниманием колен)
По-козлиному козлёнок
Скачет рожками вперёд.
(Поскоки)
По-утиному утёнок
Чуть вразвалочку идёт.
(Шаги с лёгким покачиванием из стороны в сторону)
По-слоновьи ходит слон,
Тяжело ступает он.
(Шаг в сторону, приседание)
По-гусиному гусята
Важно шествуют шажком.
(Ходьба в полуприсяде, ровная спина)
А по улице ребята—
Кто вприпрыжку, кто пешком.
(Импровизация по желанию детей)
В каких животных мы превращались? Скажите, а какое животное было лишнее? (слон) Почему? (ответы детей)
Дети очень любят движения под музыку, и выполняя различные задания педагога, направленные на развитие двигательных качеств и умений, развития творческого воображения и импровизации, решаются многие программные задачи музыкального воспитания.
А ещё на территории Тюменской области обитает много птиц. Отгадайте загадки, о каких птицах идёт речь?
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей) СЛАЙД
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку. (Синица) СЛАЙД
Плавать в речке ей не лень,
Нырять и крякать целый день:
- Ну, отдохни хотя б минутку!
Кто без воды не может? (Утка) СЛАЙД
Эта птица – символ мира
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны
Ищет крошки постоянно! (Голубь) СЛАЙД
Сегодня к нам тоже залетели птицы.
«Дыхание под музыку».
(Упражнение выполняется под звучание любого вальса. На усиление дыхания дети делают вдох носом, на затихание—выдох ртом. В повторном варианте можно дышать наоборот: вдох—ртом, выдох—носом.)
Упражнение можно выполнять, используя предметы: к вырезанным из бумаги снежинкам, листочкам, бабочкам привязать нитку с петлёй. Затем надеть на указательный палец и под звучащую музыку на сильную долю дуть на предмет, наблюдая за его движением. Такие упражнения можно проводить воспитателям и в группе. Они нормализуют и укрепляют работу дыхательной системы.
Ещё в нашей большой Тюменской области были и есть мастера, которые изготавливают музыкальные инструменты. Давайте с ними поиграем. (На столе лежат разные инструменты. Дети берут по желанию). Возьмите инструмент и встаньте в круг.
Музыкальная игра «Оркестр».
Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и поют, выполняя движения по тексту.
Шли мы, шли, потом устали, (маршируют)
Инструменты в руки взяли.
Инструменты в руки взяли,
На них марш мы заиграли. (поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение к маршу)
Побежали, побежали, (кладут инструменты на пол и бегут по кругу)
И немножко мы устали,
Инструменты в руки взяли,
На них полечку сыграли (поднимают инструменты и играют польку)
По дорожке мы пошли, (кладут инструменты и ходят на всей ступне)
Инструменты мы нашли.
Инструменты в руки взяли,
Нежно вальс на них сыграли. (поднимают инструменты и играют сопровождение к вальсу)
По дорожке поскакали, (кладут инструменты и идут поскоками по кругу)
Ножки вновь у нас устали.
Инструменты в руки взяли,
Пляску русскую сыграли. (поднимают инструменты и играют русскую пляс вую)
Эта музыкальная игра на координацию речи с движениями под музыку. Развивается слуховое внимание, умение различать музыкальные жанры, чувство темпа и ритма.
Мы сегодня с вами говорили о нашем крае – Тюменской области. Об окружающей нас природе. О растительном, животном мире.
Как вы понимаете смысл пословицы «Тот свой край не любит, кто его природу губит»?
- Что вы, маленькие дети, можете сделать, чтобы наш город был чистым, опрятным, красивым? (Ответы детей)
Рефлексия.
Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.
На столах имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается отобразить настроение, чтобы оно отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.
Я вижу у всех хорошее настроение.
Я приглашаю всех выйти в зал и исполнить весёлый общий танец (по показу).
ФЛЕШМОБ под песню «Шар голубой».