Татьяна Хадыка
Конспект занятия в старшей группе. Мастер-класс для детей и родителей «Птица счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение родителей и детей к совместному творчеству.
Задачи: - Познакомить с историей празднования на Руси «Дня птиц»;
- Развитие трудовых навыков, умения распределять обязанности, договариваться;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Воспитание семейных ценностей, уважительного отношения к чужому труду;
Материалы и оборудование: - Носовые платочки по количеству участников,
- Вата (синтепон, цветные нитки, ножницы,
Публикация «Конспект занятия в старшей группе, Мастер-класс для детей и родителей „Птица счастья“» размещена в разделах
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
- Презентация «Птица - счастья»,
- Технологическая карта по изготовлению птицы,
- Русские народные песни в записи,
- Поднос с птицами с секретом.
(В зале выставлены стулья, на которых сидят родители и дети. Недалеко стоят столы для работы, на которых находятся инструменты и материалы для изготовления птиц. Звучит в записи «Ой, полным – полна моя коробушка», входит воспитатель в русском сарафане, платке и с большой корзиной.)
1. Вступление.
Открываю мастер-класс,
Приглашаю в гости вас,
Будем многому учиться,
Будем делать чудо-птицу.
Давайте сядем рядком,
Да поговорим ладком,
О том, какой обычай на Руси,
Связан с чудо-платком
Милости прошу,
К нашему столу.
Поудобнее садитесь,
Слушайте, да учитесь.
2. Работа с презентацией. Беседа.
Очень много традиций русского народа связанны с весельем и гуляньями. Одной из них является ярмарка. (Слайд 1.) На ярмарку шел и стар, и млад. Каждый готовился к ней заранее. Молодые девушки надевали свои самые красивые наряды. На голову повязывали цветастые платки. (Слайд 2.) Они шли на гулянье, чтобы на других посмотреть, и себя показать.
- Вот я накинула свой платок на плечи, чтобы он согревал меня в холод, и дарил прохладу в зной. А как бы вы использовали платок?
(ответы участников мастер-класса).
- Хорошо! А еще можно надеть платочек на голову (Слайд 3.) или повязать его как юбку. А можно повязать его как фартук, или запеленать в него ребенка.
(Показ действия воспитателем.)
- На Руси было принято носить ребенка на груди, положив его на импровизированные слинги, сделанные из платка. Но и это еще не все. Платок можно расстелить на столе, как скатерть-самобранку, или играть с ним, как с ковром-самолетом. (Слайды 4, 5.)
- Какие русские сказки вы знаете, где присутствует скатерть-самобранка?
- А ковер-самолет?
(ответы детей (взрослых)
А еще можно было сложить в него все свои пожитки, завязать его в узелок, нацепить на длинную палку и отправиться в путь-дорожку.
- Вот как важен был платок у русского человека. А я расскажу вам сегодня, как еще можно использовать платочек.
- 22 марта, в день весеннего равноденствия, праздновался День Жаворонка. Это был старый славянский праздник прихода весны и прилета птиц. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки и других птиц за собой ведут. С этого дня крестьянин мог начинать пахать землю, да хлеб сеять.
Полет жаворонка своеобразен. То он в небо синее взлетает, то стремительно падает вниз.
В старину говорили : «Жаворонок крылом небо пашет!» (Слайд 6.)
В этот день, с раннего утра, хозяйки пекли птиц из теста, делали колобки и пряники. Еще они мастерили гнездышко из соломы, клали туда колобки и ставили в курятник. Считалось, что куры будут лучше нестись. А малые ребятишки насаживали таких жаворонков на шесток, бежали в поле и песнями и закличками (маленькими стихами) зазывали весну.
А еще делали птиц счастья, которых было принято дарить соседям и знакомым. Вот и мы с вами сейчас сделаем таких птичек из обыкновенного платка. Я научу вас, а вы научите своих родных и близких, Я научу взрослых, а вы научите и взрослых, и детей. Хотите?
3. Практическая работа. (За столами сидят по 2 взрослых и по 2 ребенка. Звучит русская народная песня).
Милости прошу, собирайтесь,
Поудобнее размещайтесь,
Слушайте внимательно,
Да делайте старательно.
(Работа по технологическим картам. Слайды 7-11.)
- Ну вот у нас получились замечательные птички. Их можно повесить в комнате на светильники или разместить на улице на ветках деревьев И они будут радовать нас своим видом. Весна - красна обязательно увидит таких прекрасных птиц и придет к нам.
А чтобы это случилось наверняка, мы с вами сейчас позовем весну в гости.
Чудо-птичка - невеличка,
Есть у нас одна закличка…
- Давайте выйдем и встанем в кружок. Не забудьте своих птичек. Мы хором позовем весну.
(Слайд 12 – хоровое чтение заклички. Взрослые читают, дети выучили заранее).
- Как все хорошо у нас получилось. А вы знаете, в старину под крылышко таким птицам еще прятали разные вещички, чтобы по ним предсказывать, что ждет в будущем. Кому колечко попадется – тому замужем быть, кому копеечка – тот хорошо заработает, а кому тряпочка, узелком завязанная - у того ребеночек родится…
- Мы с вами сегодня тоже погадаем и узнаем, чего ожидать этой весной. У меня на подносе лежат птички-невелички с секретами под крылом. Каждый из вас выберет себе чудо-птицу и узнает, что ему предстоит.
(Участники выбирают себе птицу и читают значение секрета на слайде 13).
- Спасибо вам большое за внимание, спасибо вам за старание. Пусть эти чудо - птицы принесут вам счастье не только этой весной, но и в течение всего года.
***