Лариса Муллагулова
Автоматизация звуков: эффективные технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что логопедическая работа по автоматизации правильного произношения - одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, которая следует за постановкой звука.
Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью. Каждый педагог знает, как неинтересны детям бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации звуков. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретенные произносительные навыки. Конечно, хочется увлечь ребенка, удивить его, вызвать положительные эмоции. Как сделать занятия по автоматизации интересными, разнообразными, а значит продуктивными и эффективными? Что может стать помощником для нас в этом процессе?
Публикация «Автоматизация звуков: эффективные технологии» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Конечно – это игра, потому что игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Логопедический опыт показывает, что игра способствует более успешному овладению детьми знаниями, умениями и навыками. Игра включает внимание, развивает произвольную память, с ней всегда легче запоминается. Применение игровых приемов в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную и активизирует мыслительную деятельность. Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольников. Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материала и игровых приемов, чтобы превратить этот процесс в увлекательную игру. Ведь только положительная мотивация приведет к желаемому результату.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем, будучи просто Никитой, Машей, Артемом.
Опираясь на это, я стала придумывать сказочные, игровые сюжеты, в которых ребенок действовал бы за героя.
Для автоматизации звука Ш я придумала историю, которую назвала «Путешествие змейки Шуши».
«В одной сказочной стране жила-была змейка Шуша (ребенок надевает на голову маску змейки). Однажды Злой Волшебник похитил друзей Шуши шипящую семейку. Жители сказочной страны попросили Шушу освободить их друзей. Ты готов (готова) отправиться в путь и помочь освободить шипящую семейку? Волшебник отпустит друзей, только если ты справишься с его испытаниями. После каждого испытания, Злой Волшебник будет отдавать тебе часть картинки, того места где он прячет шипящую семейку».
«Первое испытание - «Тропинка Язычка» (артикуляционная гимнастика). Шуше нужно пройти по тропинке и выполнить упражнения.
«На пути Шуши появилась пустыня – это новое испытание. Нужно ее преодолеть» (закрепление изолированного звука).
«Злой волшебник не сдается. Он насылает своего верного помощника Тучку, что бы дождь задержал Шушу. Но если тебе удастся спеть песенку дождя, тогда Тучка пропустит нас, и ты получишь еще часть картинки» (произношение звука в слогах).
«Перед Шушей несколько дорожек, ей нужно выбрать: если по красной ползти, то нельзя ошибаться, по синей – один раз можно ошибиться, по желтой – можно ошибиться дважды, а по зеленой – прощается три ошибки». Ребенок сам выбирает дорожку, оценивая свои силы, этап автоматизации звука в словах.
«Тебе нужно проговорить чистоговорки по телефону. Говорить надо четко и красиво» (автоматизация звука в предложениях). Данное устройство используется на занятиях для развития фонематического слуха и самостоятельного контроля речи у ребенка. Во время занятий, ребенок держит его в руке, прижимая к уху как телефонную трубку. Весь эффект состоит в том, что ребенок сам себя слышит без искажений "внутренним слухом человека" и способен корректировать речь, в зависимости от услышанного. В устройстве используются только механические принципы передачи звука.
Когда все части домика собраны, ребенок складывает картинку и спасает шипящую семейку.
Так же я использую игровое поле от игры «Твистер» на подгрупповых занятиях. Каждый ребенок выбирает себе дорожку определенного цвета. Я предлагаю им выполнить те или иные задания, и если оно выполнено без ошибок, ребенок делает шаг, если нет, то остается на месте. Побеждает тот, кто первым доходит до конца.
К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
У меня имеются компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений (автор Л. Р. Лизунова); и программадля развития речи, формирования правильного произношения «Учимся говорить правильно» (авторы Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко).
Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь. Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.