Инна Дерезуцкая
Мастер-класс «О методах и приемах обучения на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс»
Дерезуцкой Инны Артуровны,
Музыкального руководителя МКДОУ
Павловский центр развития ребёнка д/с №10
Цель: развитие чувства ритма, творческого воображения, способность к игре-импровизации на ДМИ, создание навыков ансамблевого музицирования.
Задачи: познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемых на музыкальных занятиях по принципам К. Орфа и Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование».
Публикация «Мастер-класс „О методах и приемах обучения на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга (коммуникативная игра-приветствие «Здравствуйте»).
Элементарное музицирование по принципам К. Орфа – это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности (для ребёнка, с ребёнком, исходя из ребёнка). С целью активизации музыкального развития создана технология «Звучащие жесты» немецкого композитора К. Орфа, которую я использую на музыкальных занятиях. Ценность тематических занятий по обучению элементарным музицированием заключается в возможности детям играть своим телом – первым инструментом, передающим творческую активность. Предлагаю выполнить игровое упражнение на становление звучащих жестов (игра «Ипподром»).
Играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра-импровизация – могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и творить. На одном из своих занятий я провожу музыкальную игру-импровизацию «Спутник нам сигнал даёт», в которую мы сыграем сейчас с вами. («Слушаем внимательно сигнал. По моей команде играет тот инструмент, который я называю. Ошибки быть не должно, ведь может разбиться космический корабль при неправильно поданном сигнале»).
Создать на занятии нетрадиционный игровой момент позволяет метод моделирования, широко предлагаемый на страницах программы «Элементарное музицирование». Для воплощения этого метода в своих занятиях изготовила ритмическую модель гусеницы, которая используется в подготовительной к школе группе. Дети с помощью этой модели изучают ритм и создают свои ритмические формулы. Предлагаю вам самим прочитать ритмические формулы и создать свои.
- Что вы видите на одной части брюшка гусеницы? («Кружочки»).
- Какого они размера? («Большие и маленькие»).
- Большой назовём «Та», маленький – «Ти». Прочитайте на одной части музыкальный ритм.
(На второй части то же самое действие.)
- А сейчас из больших и маленьких кружочков мы создадим свой ритм.
Ещё один оригинальный метод по программе Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» способствует развитию музыкальной памяти, умственной способности, воображению – это метод ниткописи (графическая запись).
- На нашем панно появились разноцветные линии. А вы знаете, что их можно прочитать голосом. На что же похож первый рисунок («горки»). Попробуем произвести голосом, как мы идём на горку.
- Вот идём мы вверх. Вот идём мы вниз. (Показываю рукой вверх и вниз). А теперь пропоём вместе. (пропели)
- А что вы видите на этом рисунке. (Линии, отрезки»)
- Какие линии? («Длинные, короткие».)
- Также и звуки бывают – длинными и короткими. Прочитаем на слог «Ля».
- Что же вы видите на последнем рисунке? («Видим линию вверху и внизу»)
- Также и звуки бывают высокими и низкими.
Идёт сопоставление размеров и высот в доступной для детей форме.
Но на каждом занятии нужно давать не только понятия о музыке, но и дать возможность услышать музыкальные произведения во время упражнений релаксации, отдыха детей, что мы и сделаем сейчас – расслабимся, закроем глаза. Мы лежим на зелёной поляне. Вокруг нас много белых воздушных роз. Их аромат кружит и дурманит голову. Мы ровно вдыхаем его вновь и вновь. Вдох - выдох, вдох – выдох… Над нами огромное ночное небо, в котором сияют звёзды, а одна из них больше других. Мы должны открыть глаза, чтобы получше разглядеть её.
Дети любят сами играть на инструментах, особенно им очень интересно озвучивать сказки. Одну из таких музыкальных сказок я и придумала для них.
- Звезда – это колокольчики, гора – металлофоны (глиссандо, добрый волшебник – бутылочки, люди – все нестандартные шумовые инструменты. Давайте с помощью этих музыкальных инструментов озвучим сказку о рождении звезды.
В давние – давние времена небо по ночам было совершенно темным, и жила там одна единственная крошечная звездочка (звучит колокольчик). Звездочке очень хотелось иметь сестер, чтобы ловить их лучи и предавать им собственный свет. И тогда она решила обратиться к доброму волшебнику (звучание мелодии на бутылках, жившему на высокой- высокой горе (звучит металлофон по восходящей). Опустилась звездочка (треугольник) и спросила: «Можешь ли ты добрый волшебник помочь мне?». Волшебник был мудрым он хорошо знал, что такое одиночество. Это когда не поются радостные песни, совсем не хочется играть, еда становится невкусной. Он решил помочь звездочке. Зашел волшебник на гору (звучит металлофон по восходящей, достал свой волшебный мешок, открыл его, взмахнул рукой… И тот час на небе вспыхнули тысячи разноцветных звезд. (Зажигается гирлянда, звучит арфа). Звезды кружились, их радостное сияние освятило всю землю. И тут волшебник увидел много людей, больших и маленьких, они смотрели на звезды и любовались их красотой. Волшебник сказал: «Пусть же отныне у каждого человека на небе будет своя звезда». С тех пор люди полюбили смотреть на ночное звездное небо, а еще верят, что с рождением малыша во Вселенной появляется еще одна звездочка.
Вершина творчества – это ансамбль детей, радость общения, развитие чувства ритма, музыкальной памяти. Дети выдают творческий продукт в форме ансамбля, что соответствует целевым установками задачам образовательной области «Музыка», обозначенных федеральными государственными требованиями.
Сейчас я для вас – дирижёр, а вы – исполнители (исполняется нестандартным оборудованием шумовых инструментов И. Штраус «Марш Радецкого»).
Есть на земле одна страна,
Зовётся музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?
Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И детям красоту дарить!
На память я хочу подарить вам эти звёздочки. Пока они маленькие, но растёт человек и делает добрые дела, от которых звёздочки радуются и становятся большими, а потом становятся большими и живут вечно. Если человек забывает творить красоту, дарить добро и тепло людям, его звезда начинает гаснуть…
Благодарю Вас за внимание!
Использованная литература:
1. Алексеева Л. Н., Тютюнникова Т. Э. Музыка : Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М. : ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998.
2. Дейнс Эмма Первая энциклопедия музыки. Перевод на русский язык. М. : Издательство «Махаон», 1999.
3. Жилин В. А. Речевые упражнения. Авторское пособие, 1999.
4. Зимина А. Н. Народные игры с пением. М. : 2000.
5. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие. М. : «ТЦ Сфера», 2000.
6. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах из опыта работы. М. : Просвещение. 1990.
7. Лопухина И. С. Логопедия - речь, темп, движение. СПб., 1997.
8. Лункявичус К. А. Содержание обучения и методы приобщения дошкольников (4-7лет) к игре на детских музыкальных инструментах. М. : 1983.
9. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Перунова Н. Н., Музыкальная азбука для дошкольников. Л. : «Советский композитор», 1990.
11. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты и игрушки. М. : «Гном и Д», 2000.
12. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. : Издательский центр «Академия», 2000.
13. СиницынаЕ. И. Умные пальчики. М., 1999.
14. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Избр. труды: В 2 т. - М. : 1985. Т. -1.
15. Тютюнникова Т. Э. Звуковые музыкальные пособия. Звуки окружающего мира или из чего родилась музыка. (Приложение к книге и методическому пособию «Музыка. 6-7 лет», «Издательство АСТ», 1997, М. : Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», 1997.
16. Хитц Клара. В стране музыкальных инструментов. М. : «Адонис», 1995.
17. Публикации Тютюнниковой Т. Э.
18. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998.- №2, с. 141 -144.
19. Что такое Шульверк К. Орфа?//Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4, с. 129-134.
20. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119.
21. Движение и музыка // Дошкольное воспитание. -1999, № 4. В соавторстве с Боровик Т.
22. Дождинкины осенины. Урок по принципам К. Орфа // Дошкольное воспитание. -1997. - № 10, с. 87-102.
23. Потешные посиделки. Урок по принципам К. Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 119-128.
24. Шульверк - музыкально-педагогическая концепция Карла Орфа. - М. : «Искусство».
25. Приложение к газете «Первое сентября». - Сентябрь 1998, № 34. С. 14.