Елена Басова
Мандала-терапия для педагогов, чтобы предупредить эмоциональное выгорание
▼ Скачать + Заказать документы
Провела: Педагог-психолог МБДОУ детский сад №8 г. Нижний Ломов, Басова Е. А.
Участники: педагоги.
Цель: провести профилактику эмоционального выгорания педагогов с помощью метода арт-терапии.
Задачи:
- познакомить педагогов с новым методом арт-терапии;
- создать благоприятный климат в коллективе;
- создать атмосферу, способствующую расслаблению, гармонизации душевного равновесия;
Публикация «Мандала-терапия для педагогов, чтобы предупредить эмоциональное выгорание» размещена в разделах
- Мандала, мандалатерапия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- создать условия для развития личностны ресурсов.
Оборудование: проектор, ноутбук, аудиопроигрыватель, заготовки шаблонов мандал, цветные карандаши, фломастеры (также можно клей ПВА, цветной песок, кисти).
Время проведения: 40 минут.
Этап 1. Теоретическая часть
Упражнение приветствие.
Педагог-психолог : Добрый день, уважаемые коллеги! Я предлагаю вам поприветствовать друг друга вот таким способом - каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут. Я люблю себя за то, что …» Первая начну я. …
Сегодня я хочу вас познакомить с мандалой. Это метод, который поможет вам расслабиться, погрузиться в себя и раскрыть свой внутренний потенциал. Главное в создании мандалы – раскрыть свой творческий потенциал и получить удовольствие от процесса. Создание мандал приносит пользу. Созерцая их, учитесь слушать свои собственные чувства, внутренние ресурсы.
Что такое мандала. (презентация)
2 слайд. Мандала- это форма проекции бессознательного, с помощью которой можно больше узнать о самом себе. Мандала, которую нарисовали на бумаге или создали собственноручно, отражает состояние ее создателя. Мандала в переводе с санскрита означает «круг» или «центр», «то что содержит сущность», рисунок в котором есть важное содержание, послание, идея, душа, суть.
3,4,5 слайд. Мандалы могут быть произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире.
6 слайд. Примером объемной мандалы является самый большой памятник на земле – буддийский храм БОРОБУДУР, на острове Ява в Индонезии, который сделан из камня. Также круги на полях, которые находят по всему миру, также можно назвать трехмерными мандалами.
7 слайд. Как выглядит мандала.
Мандала – это круг с выраженным центром. Внутри круга обозначены основные направления-ориентиры, число которых может варьироваться. В мандале есть геометрические элементы: квадраты овалы, кривые линии, треугольники.
Мандалы бывают :
- двухмерные – нарисованные на бумаге;
- объемные (рельефные) :
- вышитые на ткани;
- из лепестков цветов и разных цветных зерен;
- из песка и цветного порошка;
- из метала;
- из дерева;
- из драгоценных камней и минералов;
- сделанных с помощью компьютерных программ;
- выполненные на тарелках ит. д.
8слайд. Открыл тайну мандалы австрийский психолог 20 века Карл Юнг.
9 слайд. Как создавать мандалу.
Педагог-психолог : Главное условие, которое нужно соблюдать, - не торопиться. Погружайтесь в то, что вы делаете. Прислушивайтесь к собственным ощущениям. Во время работы не разговаривайте друг с другом. Для лучшего эффекта необходимо создать тишину. Постарайтесь максимально расслабиться. Дайте возможность руке самой двигаться по кругу и выбирать цвета. Не стремитесь создать искусственный шедевр. Важно сделать искренний рисунок, который отражает ваш внутренний мир.
Этап 2. Практическая часть.
Релаксация «Волшебное место».
Педагог-психолог : Сядьте так, чтобы вам было удобно, и закройте глаза. Представьте, что вы – в необычном месте. Оно будет таким, каким вы захотите его сделать, потому что оно – только ваше: вы здесь самый главный. Сделайте глубокий вдох-выдох, вдох-выдох, посидите еще немного так расслаблено. Какое оно ваше волшебное место? Постарайтесь запомнить, какие образы, какие цвета или картины у вас возникают. Запомните, что вы видите перед собой. А когда вы будете готовы, откройте глаза и приступайте к работе с вашей мандалой. Начинаем работать от центра (включается релаксационная музыка).
Этап 3. Заключительная часть. Рефлексия.
Упражнение «Свеча»
Педагог-психолог : Для того чтобы нам вернуться из нашего путешествия, я предлагаю встать в круг и поделиться частичкой своего тепла со всеми присутствующими. Скажите добрые слова и поделитесь в двух словах о терапии.
Какие ощущения были в начале занятия?
Какими ощущениями вы можете поделиться сейчас?
Надеюсь, данная терапия подарил вам приятные впечатления. Помните: забота о себе – это главная защита от негативных эмоций. Живите в гармонии с собой, и ваш организм скажет вам спасибо. Благодарю за встречу!