Наталья Никулова
Малыш приходит в детский сад. Модель адаптационных мероприятий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Построение модели адаптационных мероприятий в детском саду
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №39»
Сергиево-Посадского
муниципального района
Никулова Наталья Викторовна.
Цель построения модели : создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
Публикация «Малыш приходит в детский сад, Модель адаптационных мероприятий в детском саду» размещена в разделах
• помочь детям раннего и младшего дошкольного возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;
• использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;
• обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период;
• познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;
• оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Не стоит рассматривать адаптацию как односторонний процесс, то есть привыкание малыша к детскому саду. Целесообразнее учитывать 3 стороны: родители, воспитатели, дети, так как адаптируется каждая из этих сторон.
Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение также подразумевает последовательность ее этапов. В образовательном учреждении, имеющего в штате педагога-психолога, организацию адаптационного периода ведёт специалист. Если педагог-психолог в детском саду отсутствует, эту работу выполняет старший воспитатель.
Первый этап - это прогноз адаптации. Он проводится на основании беседы педагога с родителями и анкетировании.
Прогноз адаптации - это первая встреча с мамой и малышом :
• осуществляется прямой контакт с ребенком, в процессе которого наблюдаются такие параметры, определяющие успешность адаптации, как общий эмоциональный фон малыша, взаимоотношения с незнакомым взрослым, а также уровень развития предметной деятельности;
• выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителя.
Данный этап помогает определить степень тяжести адаптации малыша и сориентировать воспитывающих взрослых на ожидаемый результат.
Второй этап - взаимодействие педагога с воспитателями групп и родителями детей раннего возраста в виде консультаций, проведения мероприятий с родителями по подготовке к детскому саду.
Педагоги обсуждают прогноз адаптации каждого конкретного ребёнка, намечают профилактические мероприятия. Родители получают практические советы по подготовке их малыша к посещению дошкольного учреждения.
Если воспитатели работали ранее с детьми другого возраста, с ними проводится лекция-консультация. После изложения теоретического материала, у воспитателей есть возможность задать интересующие их вопросы. Это позволяет отследить эффективность лекции, обнаружить проблемы воспитателей. Затем проводятся игровые упражнения в виде решения трудных ситуаций, с которыми столкнулись воспитатели в предыдущий адаптационный период. Практической части отводится половина общего времени лекции-консультации. Такая форма работы помогает воспитателям освежить свои знания по данной теме, получить новую информацию, найти ответы на возникающие вопросы, частично апробировать различные приемы.
Третий этап - дети вместе с родителями посещают дошкольное учреждение. Знакомство ребёнка с воспитателями, детьми, территорией и помещением детского сада.
Четвертый этап - малыши приходят в группу в соответствии с графиком, с разработанным нами алгоритмом постепенного вхождения в детский сад, щадящим режимом. Каждый шаг алгоритма индивидуально протекает в зависимости от степени тяжести адаптации ребенка. Сначала малыш находится в группе без родителей недолго, затем постепенно ребёнка приучают находиться в детском саду более продолжительное время, заинтересовывая его другими видами деятельности.
Пятый этап - проведение психологом и воспитателями занятий по адаптации с детским коллективом.
Цель этой программы: облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний.
Задачи:
• познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;
• формировать у детей положительные эмоциональные отношения с взрослыми и сверстниками;
• развивать у детей навыки совместной игры, предметного взаимодействия;
• формировать у родителей представление о значимых факторах облегчения периода адаптации.
Занятия с детьми проводятся совместно психологом, другими специалистами и воспитателями групп, чтобы малыши привыкали к своим педагогам. Проходят они в групповом помещении, куда зачислены будущие воспитанники. Когда почти все дети вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом по программе А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М., 2004). Занятия могут проводиться по необходимости на протяжении до трех месяцев.
Основные задачи занятий с детьми:
• помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду;
• создать положительный эмоциональный настрой в группе;
• снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;
• развивать игровые навыки, стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
В этот период проходит родительское собрание и групповая консультация. Во встречах с родителями используются: лекционный материал по факторам, влияющим на успешную адаптацию (режим дня, питание, одежда по сезонам, необходимые умения и навыки ребенка, поведение родителей в этот период и т. д., различные игровые упражнения, анкетирование.
Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.
Реализация этапов модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение
Этапы Содержание этапов Субъекты взаимодей-ствия
Прогноз
адаптации Определение степени тяжести адаптации малыша и ориентирование воспитывающих взрослых на ожидаемый результат, через наблюдение за параметрами, определяющими успешность адаптации, а также выявление умений и навыков ребенка, облегчающих адаптационный период в процессе анкетирования родителя Педагог (психолог)-Родитель-Ребенок
Консультации Помощь воспитателям в структурировании своих знаний по облегчению адаптационного периода, получении информации о детях, прогнозировании и планировании проведения адаптации, частичном апробировании различных приемов.
Создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний через организацию совместных встреч будущих воспи-танников и родителей с педагогами группы раннего возраста Педагог (психолог)-
Педагоги-Родитель
Знакомство с воспитателями и детским садом Психопрофилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений. Создание у ребёнка и родителя положительных установок на посещение детского сада. Психолог-
Педагог-
Ребенок
Алгоритм постепенного вхождения в детский сад Вход ребенка в группу с обычным режимом без резкого болезненного отрыва от семьи, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, степень тяжести адаптации Психолог-
Педагог-
Ребенок
Занятия по адаптации с детским коллективом Помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду; создание положительного эмоционального настроя в группе; снижение импульсивности, тревожности, агрессии; развитие игровых навыков, стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга Психолог-
Педагог-
Ребенок
МАЛЫШ ПРИХОДИТ В ДЕТСКИЙ САД.
Несколько правил поступления ребенка в детский садик.
Это поможет избежать серьезных проблем и психологических
нарушений у малыша.
Правило № 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность. Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки - несколько позже, в три с половиной. Это наиболее благоприятный момент для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.
Правило № 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием. Садик - это не тюрьма и не клетка, в которую помещают кроху от безвыходности ситуации. Это - радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны рассматривать детский сад и только на радость должны настраивать ребенка.
Правило № 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание (нежелание) посещать детский сад. Прежде чем отдать малыша в садик, поговорите с ним об этом. Для того чтобы сформировать у чада положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве его посещали. Постарайтесь сделать рассказ интересным - в этом случае ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а станет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни. Если же ваш собственный опыт был неудачным - не проецируйте его на вашего кроху.
Правило № 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада. Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ним возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на его детской площадке. На знакомой территории кроха будет чувствовать себя более уверенно.
В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и станет общаться в первые несколько дней - до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, с которым бы дружил ваш малыш, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.
Прежде, чем отвести малыша в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте его там на полный день, даже если, по мнению педагога, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.
Привило № 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму. Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то - поздно; в разное время разные малыши ложатся спать, садятся за стол. В детском коллективе - свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому лучше приучить кроху заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду. Его вы легко сможете узнать у воспитателя или на сайте детского сада.
Правило № 6. Приучайте ребенка к самостоятельности. В детском саду ребенку, конечно, помогут, но не будут соблюдать ритуал кормления и укладывания спать, принятый дома. Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке малышу будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы.
Самостоятельному ребенку будет проще, чем неприспособленному к самообслуживанию.
Правило № 7. Любя, не воспитывайте эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Малыш должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.
Правило № 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки. В первые несколько дней малыш чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации крохе просто необходимо «выпускать пар» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему нужно.
В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, имеет смысл проконсультироваться с психологом.
НАЛИЧИЕ ВОЗМОЖНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЁНКА В ДЕТСКИЙ САД (возраст от 2 лет 6месяцев до 3 лет)
Навыки самообслуживания
• ест довольно аккуратно, умеет пережевывать пищу, использует ложку и чашку (возможно небольшое докармливание);
• пытается одеваться самостоятельно (без застёгивания); надевает нижние бельё, носки, штаны, обувь, шапку и т. д. ;
• самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком;
• просится в туалет, используя слова; ходит на горшок или на унитаз.
• узнаёт свои вещи;
• с помощью взрослого убирает игрушки.
Индивидуальные особенности
• употребляет в речи местоимения «Я», «Мой»;
• понимает слова «нельзя», «надо», и выполняет их;
• любит, когда читают книжки;
• рассматривает картинки, может обозначить словом предмет, действие;
• любит слушать музыку;
• любит рисовать, так как умеет.
Развитие общения
• изображает поведение взрослого;
• «отыгрывает» на кукле, мишке знакомые действия: кормит, укладывает спать и т. д. ;
• любит играть с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
• по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку.
Развитие речи
• понимает обращённую к нему речь;
• повторяет за взрослым предложения из 3-4 слов;
• самостоятельно строит предложения из 3-4 слов (допустимо неграмотное построение фразы);
• может ответить на вопросы: «Где?», «Куда?».
Сенсорное развитие
• подбирает к образцу каждого из основных цветов (красный, желтый, синий, зелёный) предметы соответствующего цвета;
• ориентируется в контрастных формах предметов (мячик, кубик, кирпичик, крыша и т. д.);
•различает большой и маленький предмет.
Продуктивная деятельность
• самостоятельно делает постройки (дом, диван и т. д.);
• умеет рисовать замкнутую линию (клубочек, шарик);
• пытается лепить из теста булочки, лепёшки.
Всему этому малыша будут учить в детском саду. Закрепляйте эти навыки дома.