Олеся Владимировна Погорелова
«Маленькие шаги к большим открытиям». Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №204»
Маленькие шаги к большим открытиям
для детей дошкольного возраста
Автор:
Погорелова Олеся Владимировна,
воспитатель
Новокузнецкий городской округ
2013
Содержание
Паспорт проекта
Актуальность проекта…. 5
Новизна материала…6
Заключение….7
Список литературы…8
Публикация «„Маленькие шаги к большим открытиям“, Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Приложения
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Маленькие шаги к большим открытиям»
мини -проект для детей дошкольного возраста.
Автор
Погорелова Олеся Владимировна,
воспитатель 1 квалификационной категории.
Цель и задачи проекта Целью данного проекта является создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Задачи:
• Разработать систему мероприятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с элементарными физическими явлениями;
• Расширять начальные представления детей о физических свойствах окружающего мира (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);
• Развивать у ребенка познавательный интерес и способность к самостоятельной поисково-познавательной деятельности.
Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный этап (февраль) :
• Анализ научно-методической литературы;
• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
• Привлечение родителей средней группы к участию в проекте «Маленькие шаги к большим открытиям»;
• Создание мини – лаборатории для экспериментально-исследовательской деятельности;
Практически - ориентированный этап:
(март)
• Проведение цикла мероприятий.
• Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью, помощь в подготовке детей к выступлению на конференции.
Заключительный этап
(март).
• Презентация проекта в форме детской научно-физической конференции «Маленькие шаги к большим открытиям» (для родителей и воспитанников).
Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатели, воспитанники и родители средней группы.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В рамках реализации проекта дети научатся :
• осознавать сущность самых простых физических законов и принципов, по которым устроен наш мир.
• самостоятельно или с помощью родителей, выполнять простые и увлекательные опыты, смогут делать свои первые шаги в физике;
• понимать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно.
Актуальность проекта
Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать. Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены, школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать ими и т. п.
Современные дети живут в эпоху информатики, компьютеризации и роботостроении и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.
С младенчества человек познает окружающую его действительность исключительно в непосредственном с ней взаимодействии. Опыты по физике – это возможность для человека более основательно разобраться в устройстве его мира. Физика (в переводе с греческого - наука о природе) - наука об общих свойствах и законах движения вещества и поля. (Малая советская энциклопедия).
И мы постоянно в своей жизни сталкиваемся с физическими явлениями, только может быть, задумываемся об этом. Почему происходит то или иное явление дети могут понять уже в ДОУ. Благодаря опытам, дети на простых и доступных примерах поймут такие сложные понятия как, плотность (физическая характеристика материи, жидкость, раствор, поверхностное натяжение, электричество, звук и т. д.
Не важно, кем станет ребёнок в дальнейшем, главное, что занятия различными видами познавательной, практической, исследовательской деятельностью, очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую, активную личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности.
Вообще, исследовательская работа, как форма образовательной деятельности воспитанников, является высокоэффективной в условиях ДОУ, так как в её процессе дети принимают непосредственное участие и тем самым, познают картину мира в целом, и особенности некоторых физических явлений в частности.
Новизна проекта
По доминирующей деятельности проект носит познавательно-исследовательский характер.
Проектно – исследовательская деятельность интегрируется со всеми видами деятельности и составляет с ними единое целое. Используются нетрадиционные формы работы с детьми и родителями, а именно, детские научные конференции.
Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная, подготавливает к предшествующей учебе.
Заключение
Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют детям взглянуть на окружающий мир по-иному. Ребенок сможет увидеть новое в известном, поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. А в итоговом мероприятии дети имеют возможность выступить перед своими родителями, показать, чему они научились в детском саду, что позволяет им почувствовать уверенность в своих знаниях и умениях, повысить значимость своей деятельности перед родителями.
В дальнейшем работа может расширяться, опыты могут предлагаться не только взрослыми, но и детьми дошкольного возраста.
Список литературы
1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству /Методические рекомендации. О. А. Белобрыкина. [Текст]. Новосибирск: издательство НГПИ, 1993 – 62с.
2. Большая книга экспериментов для дошкольников/ Под ред. Мейяни А. [Текст]. М. : РОСМЭН – ПРЕСС, 2006 – 264с.
3. Интернет-ресурсы:
https://www.menobr.ru/materials/727/38000/;
https://class-fizika.spb.ru/index.php/opit/619-op-nat4;
https://www.lmagic.info/plavayusie_yaisa.html.
А. Кузнецов. Физика вокруг нас. / Разговоры по утрам или физика для малышей. А. Кузнецов – сайт:https://physics03.narod.ru