Светлана Гончарова
Макет к проекту «Москва-столица нашей Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Москва-столица нашей Родины
Методическая разработка раздела
общеобразовательной программы
«Нравственно -патриотического воспитание»
Тема:" Москва- столица нашей Родины"
Работу выполнила:
Воспитатель МКДОУ д/с №4 «Рябинка»
Гончарова Светлана Александровна
Актуальность.
Вот волшебный сундучок!
Он не заперт на крючок,
Поскорей его открой,
Что увидим мы с тобой?
Доброту, любовь и верность,
И терпение и смелость,
Есть в нём честность,
Публикация «Макет к проекту „Москва-столица нашей Родины“» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Москва - столица России
- Москва. Конструирование
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Темочки
Дружба, честь…
Добрых качеств в нём не счесть!
Тот, кто ими обладает.
Тот счастливчиком бывает!
Как много слов посвящено любви – удивительному состоянию, когда в душе загорается негасим
светом яркий, тёплый огонёк. Справившись в словаре, читаем: «Любовь - чувство самоотверженности, глубокой привязанности, сердечной склонности к кому или чему либо. В первую очередь это любовь к родителям, родным и родственникам. Далее - это любовь к малой родине – тому уголку земли, где мы родились, и где прошло наше детство. А затем мы любим своё Отечество-Россию. Рядом со словами Родина и Россия всегда стоят слова «верность» и «смелость». «Верный», значит надёжный, преданный. Смелый – наделённый отвагой, преодолевающий любые препятствия.
В личности любого человека сплетены две стороны – рационально - логическая и эмоционально- душевная. Все вышеперечисленные качества относятся к эмоционально- душевной стороне личности. Эмоционально - душевная сторона личности первична, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Это значит, что при всей важности школьного возраста начинать необходимо всё- таки с детсадовского, так как исправлять всегда труднее, чем заложить сразу правильно. Да и многие потенции личности, прекрасно проявляемые у дошкольников, к школьному возрасту притупляются, утрачивается гибкость, обрастают ограничителями в виде вредных мировоззренческих и социальных стереотипов. Поэтому нравственно- патриотическое воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле, Родине-России. А «сердце» России – это её столица- Москва.
Если о «сердце» малой родины - её посёлке, дети более или менее имеют представления, знают о её достопримечательностях; то в Москве дети не были или были единицы. И, естественно, они мало что знают о ней.
Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории столицы, её достопримечательностях, культурных и исторических памятниках.
Цели и задачи:
Цель:
*Расширять кругозор детей. Стимулировать познавательный интерес детей к истории столицы. Уточнить и систематизировать знания детей о столице России.
* Формировать представление о Москве как о самом большом и главном городе нашей страны.
*Подвести детей к пониманию того, что такое главный город - столица.
*Побудить детей восхищаться красотой Москвы, воспитывать нравственно - патриотические чувства.
*Формировать потребность изучать историю Москвы, Кремля, своего народа, формировать уважение и бережное отношение к историческим ценностям, помочь осознать принадлежность к своему народу, государству.
*Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения Москвы. Рассказать о князе Юрии Долгоруком.
2. Расширить знания о быте москвичей. Дать почувствовать, что только сильные и выносливые люди могли пройти все испытания, которые выпали на их долю и построить такой город, как наша столица.
3. Познакомить с достопримечательностями Москвы.
4. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас исконно – русскими словами: град, терем, Москва белокаменная, купола, герб, купцы российские и иноземные, торг, ярмарка, гусли, златоглавая.
5. Активизировать детское воображение и творчество в изодеятельности.
6. Воспитывать у детей гордость за свою Родину, за свою столицу, одному из красивейших городов мира. Уметь видеть красоту и величие Москвы, хранить память о ее прошлом, воспевать эту красоту средствами музыки, театра, поэзии, народного творчества.
План работы.
Этапы темы средства Ожидаемый результат
1-й этап Заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность.
Москва
Воспитатель использует модель трё х влпросов: «Что мы знаем о Москве?, Что хотим узнать?, Что узнали?» с целью заинтересовать детей и вызвать у них желание активно участвовать в проекте.
Выяснить, кто из детей бывал в г. Москва.
В ходе обсуждения данной темы совместно с детьми поставить задачу:
Принять участие в сборе информации об истории Москвы,её памятниках, театрах, музеях.
Детям самостоятельно ознакомиться дома с родителями с историей Московского Кремля и особенностях его архитектуры.
Так же было предложено принять участие в создании совместного (детей и родителей) макета Московского кремля.
У детей сформируются представления о своих знаниях и возможностях. Они смогут оценить свои возможности в плане расширения кругозора.
Дети будут стремиться узнать больше.
2-й этап
На развитие у детей умения проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут.
Стимулировать умственную активность детей.
Помочь спланировать и организовать деятельность.
Рисование с детьми рисунков о Москве. Просмотр фильмов.
Оформление стенда "Москва -- столица нашей Родины" (вместе с родителями).
Конструирование дома с детьми отдельных сооружений к макету Московского Кремля.
Дети смогут определить то, что хотели бы знать о Москве и определить пути и способы, ведущие к этому.
3-й этап
Оказать помощь в решении индивидуальных задач развития.
Направлять и контролировать осуществление проекта.
Взаимодействие с социумом
Организовывалась работа с дошкольниками. Она раскрывались на занятиях, в беседах, творческих работах детей совместно с родителями, а также в ходе совместного чтения стихов о Москве с семьёй.
Рассматривание макета Московского кремля.
Рассказ об основании Москвы.
Обсуждение стихотворения Ф. Глинки "Москва".
Слушание песен о Москве.
Просмотр слайдов с рассказом о Москве в библиотеке.
Беседа» Театры и музеи Москвы».
Рассказ об улицах Москвы.
Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке".
•"Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям).
"Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям).
Создание презентации родителями
"Прогулка по Москве" (видеофильм под песни о Москве). • Организация мини - музея «Москва Златоглавая»
Осознание детьми своей роли в проекте.
4-й этап
Обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка. Викторина для детей и родителей :
«Что мы знаем о Москве». Дети получат удовлетворение от проделанной работы. Уточнят и систематизируют знания о столице России. Появится желание узнать ещё что – то новое.
Характеристика раздела:
«Нравственно -патриотического воспитание».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. … И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Семья Детский
сад Родная улица,
район Родной
город
Страна, ее столица,
символика
Права и обязанности
(Конституция)
Психолого-педагогическое обоснование.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - Д. С. Лихачёв.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только с социальным, но и духовно-нравственным, культурно-историческим и другими компонентами воспитания.
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно - патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с детьми. Проект «Москва- столица нашей Родины» является одним из таких подходов.
В программах задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Разработка данного проекта позволяет воспитателю совместно с детьми и родителями самостоятельно подобрать необходимый материал и пути решения поставленных задач.
Работа по проекту позволяет организовать пополнение знаний так, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Москве ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства.
Просмотр слайдов, презентаций, рассматривание иллюстраций обогащает детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют сюжеты о Москве.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но умственного, эстетического воспитания.
Итак, формирование у дошкольников любви к своей Родине формируется через малое – любовь к её столице и заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.
Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. А зачем детям - дошкольникам нужны знания о Родине и её столице? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления и вызвать интерес к её изучению в будущем.
Этапы работы по теме:
1 этап
Подбор материалов для изучения педагогом по теме: «Москва – столица нашей Родины» :
Худ. лит. :
1. Л. А. Кондрыкинская «Патриотическое воспитание дошкольников.» (Москва 1996 г.);
2. О. В. Кубасова «Жители Москвы» (Радуга, 2000 г.);
3. Л. М. Кузьмина «Сказания о Москве» (ОЛМА Медиа Групп,2007 г.);
4. Стихи о Москве :
Ф. Глинки «Город чудный, город древний…»
З. Александрова «Май в Москве»;
М. Тиханов «Кремль»
(Детская литература, 2008 г.);
5. И. Г. Сухин «Москва в стихах для детей» (Антиква, 1997 г.);
6. Рассказы:
Б. Житкова «Красная площадь»;
Э. Емельянова «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»;
И. Пивоварова «Мы пошли в театр»;
А. Абрамов «Рассказы о Москве»;
Подбор дидактического материала :
-Игра «Золотые ворота»;
- иллюстрации о Москве; календари с видами Кремля; флаг России, портрет президента, альбомы «Моя Москва», «Моя Родина – Россия»; фотографии художественных музеев г. Москва и репродукций с картин русских художников.
- слайды: «Красная площадь», «Царь-пушка», «Царь-колокол», «Кремль», «Герб и флаг России», «Древняя Русь».
- дидактические игры :«Собери флаг России»; «Подбери правильно»
Подбор музыкального репертуара:
«Кремлевские звезды»;
«Город – герой»;
СД -записи песен о Москве;
2 этап
- практический
3 этап
Итоговое мероприятие –викторина «Что мы знаем о Москве?»
Анализ работы.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения раздела «Москва- столица нашей Родины» детьми достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративные качества Ожидаемый результат
Физически развитый. Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
Любознательный, активный Проявляет интерес к рассказам о Москве;
- задаёт вопросы по теме для получения новой информации;
- участвует в разговорах о Москве во время рассматривания картин, иллюстраций; после просмотра слайдов ;
-активно участвует в непосредственной образовательной деятельности.
Эмоционально отзывчивый Слушая рассказы, стихи следит за развитием действия, сопереживает персонажам историй, рассказов, пытается с выражением читать наизусть пословицы и стихотворения, поёт песни о Москве.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями и сверстниками.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Имеет положительный настрой на правильное взаимодействие со сверстниками в ходе рассматривания иллюстраций, альбомов по теме;
-способен контролировать своё поведение во время посещений библиотеки.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту Творчески подходит к выполнению рисунков о Москве;
- проявляет желание участвовать в дид. играх.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире Знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о большой родине и её столице.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Проявляет способность к самостоятельному рассматриванию иллюстраций, книг.
Овладевший необходимыми умениями и навыками У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Работа с родителями
Развитие ребенка не может проходить без внимательного и заботливого участия со стороны мам и пап. Именно от его внимательного отношения зависит опыт ребенка, его адаптация в социуме, физического и психическое здоровье.
В работе с родителями большое значение имеет выработка единых подходов к воспитанию в семье и учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит, в большей степени, на основе положительного примера в повседневной жизни.
Родителям, принимающим участие в проектной деятельности дошкольного учреждения проектная деятельность помогает наладить тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы ;получить возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы ;смочь реализовать свои творческие способности.
Для того, чтобы родители превратились в активных участников образовательного процесса разработали следующие мероприятия:
-На стенд для родителей были вывешены кармашки с вопросами: «Что мы знаем о Москве?, Что хотим узнать?, Что узнали? с целью узнать знания детей по данной теме.
- Состоялось родительское собрание на тему : «Возможности проектного метода и участие в них родителей» на котором состоялось обсуждение данной темы и перед родителями была поставлена задача совместно с детьми принять участие в сборе информации о б истории Москвы,её памятниках, театрах, музеях.
- Было предложено самостоятельно ознакомить детей с историей Московского Кремля и особенностях его архитектуры. А так же было предложено принять участие в создании совместного с детьми макета Московского кремля.
-Индивидуальные консультации о том, какие беседы провести по данной теме с детьми дома.
- Просмотр рекомендованных фильмов,
Оформление стенда "Москва -- столица нашей Родины" (вместе с родителями).
Организация предметно - развивающей среды.
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой;
со столицей нашей Родины в группе постепенно накапливался материал, который был объединён в виде мини-музея «Москва-великий город». Так в музее были предоставлены рисунки, фотографии, стенгазеты - которые размещались на стенах; альбомы, макеты, книги – которые находились на полках.
Содержание и экспонаты
Экспонаты различаются по типу, но все они связаны со столицей. Здесь предоставлен макет Московского Кремля созданный совместными усилиями детей и родителей; книги с произведениями и иллюстрациями о Москве ; фотографии, рисунки детей, фотоальбрмы – изготовленные детьми и родителями, флаг города; диски с записями песен и фильмов о Москве, карта Москвы.
Использование
Знакомство с историей Москвы, её интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к главному городу страны, знакомство с памятными местами, составление рассказов о Москве, создание собственных рисунков.
Дети с воспитателем и желающими родителями посетили мини – музей, где был организован конкурс на чтение стихов о Москве.