Лилия Довгаль
Лэпбук «Севастополь и Россия-вместе навсегда»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Публикация «Лэпбук „Севастополь и Россия-вместе навсегда“» размещена в разделах
- Лэпбук на патриотическую тему «Моя Родина»
- Лэпбук «Моя Россия»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Севастополь. Детям о городе
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» апрель 2022
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства
патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь
к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют
огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональные особенности территории. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Приобщение дошкольников к истории и традициям севастопольской земли даёт уникальные возможности для воспитания истинных патриотов России.
Севастополь, основанный как военный форпост Российской империи на Чёрном море, стал не только военной базой, но и своеобразной южной столицей государства, культурным и научным центром. Ярчайшие политики, военные, ученые, деятели культуры России обустраивали, защищали, воспевали Севастополь. Прикипая всем сердцем к его строгой красоте, не могли и помыслить, что город и флот могут достаться врагу. Феномен двух оборон Севастополя – в несгибаемом духе его защитников. А также в том, что земля эта вобрала в себя историю, обычаи и традиции многих народов и цивилизаций, живших здесь на протяжении последних трех тысяч лет.
Крым в целом и юго-западный Крым в частности, являются своеобразным «черноморским перекрёстком», межцивилизационным пространством, где встречались народы, игравшие определяющую роль в мировой истории.
Наша земля пропитана молитвой и подвижническими трудами Андрея Первозванного, Климента Римского, Кирилла и Мефодия. В Херсонесе – Херсоне – Корсуне крестился Владимир, отсюда православная вера пришла на Киевскую Русь.
Особое предназначение Севастополя прослеживается в веках, прорастает в сегодняшнем дне, подтверждается политическими событиями 2014 года, итогом которых стало воссоединение Севастополя и Крыма с Российской Федерацией.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков
на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – сформировать это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
В настоящее время произошли существенные изменения в развитии
системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В связи с модернизацией образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи для инноваций в педагогической деятельности. Вот и я начала использовать в своей работе с дошкольниками совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap –колени, book-книга). В ней собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в мини-книжках, кармашках, окошках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т. п.
Новизна данной методики заключается в том, что для дошкольников лэпбук, это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии.
Актуальность данной методики в том, что лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен.
Цель использования лэпбука: получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на занятии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.
Этот интересный творческий процесс невероятно захватывает, позволяет педагогу, детям, родителям проявить креативность и творческое начало. Ещё бы, ведь они создают настоящее учебное пособие!
Лэпбук можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом обучении.
В своей работе с дошкольниками я использую лэпбук «Севастополь и Россия -вместе навсегда!», который включает страницы по следующим темам: «Наш любимый город-Севастополь»,
«Россия - знаем, любим, гордимся», «Русская изба и русский быт», «Русские традиции и культура».
Методическое пособие (лэпбук) «Севастополь и Россия - вместе навсегда!» предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма и чувства сопричастности к культурно-историческому наследию города Севастополя.
Задачи:
1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его символике (герб, флаг, гимн, культурно-историческим достопримечательностям).
2. Расширять представления детей об архитектурном облике своей малой родины, как отражении исторических событий прошлого и настоящего.
3. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культурное наследие.
Лэпбук можно рассматривать как часть РППС в ДОУ, так как он отвечает требованиям ФГОС ДО: информативный, прочный, эстетичный, вариативный и доступный.
Благодаря этой форме работы дошкольники узнали много нового и интересного о России, о своей малой родине-Севастополе, знают и с удовольствием читают наизусть стихи, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, знают достопримечательности Севастополя. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
1/«Наш любимый город – Севастополь»
Содержание:
1.Государственные символы Севастополя (герб, флаг и гимн)
Цель: формирование и закрепление знаний о гербе, флаге и гимне родного города.
2.Фотография Екатерины II (Описание визита Екатерины II на юг России,
в Севастополь)
3.Мини альбом «Путешествие в прошлое» (старые фотографии Севастополя)
Цель: знакомство детей с историей возникновения Севастополя, ее создателями, императрицей Екатериной ІІ и Григорием Потемкиным, их вкладом в историю города, фотографии города после ВОВ и т. д.
4. Карманы: «Они сражались за Родину», «День Победы»
(Фотографии «Юные защитники города», «Их именами названы улицы Севастополя»)
Цель: получение и закрепление информации о защитниках Севастополя, участвовавших в ВОВ.
5. Конверт «Письма с фронта» Цель: дополнение знаний о защитниках нашего города в годы Великой Отечественной войны через ознакомление с фронтовыми письмами; обучение детей складыванию оригами «солдатского треугольника».
6. Карман в виде корабля «Защитники Севастополя»
Цель: знакомство детей с героическими страницами истории Первой обороны Севастополя и его защитниками.
7. Карман «Карта Севастополя и его районы»
Цель: определение района города по эмблеме и его местонахождение на карте Севастополя.
8. Мешочек «Интересные факты»
Интересные факты о Севастополе – это чудесная возможность получить больше сведений об истории и традициях города.
Цель: получение новых и интересных фактов о нашем прекрасном городе.
9. Дидактическая игра «Угадай и назови»
Цель: определение по черно-белому контуру памятников и достопримечательностей города, развитие зрительного внимания.
Эта игра направлена на расширение и активизацию словаря дошкольника.
Игру можно проводить как индивидуально, так и коллективно. Она дает возможность изучить или повторить изученный материал.
Главная задача педагога в словесной игре — это, следить за связной и грамотной речью детей и соблюдением правил игры.
Оборудование для игры: карточки с силуэтами памятников и достопримечательностей города.
Задача детей: угадать и назвать памятник, изображенный на карточке.
10. Карман «Кто живет в Черном море?»
Цель: систематизация и закрепление знаний детей об обитателях Чёрного моря.
11. Мини-книжка «Стихотворения о Севастополе»
Цель: развитие внимания, памяти, умения внимательно слушать литературные произведения о родном городе.
12. Альбом «Памятники и достопримечательности Севастополя»
Цель: знакомство детей с достопримечательностями (памятники, архитектурные здания) родного города, формирование и закрепление знаний о достопримечательностях.
13. Карман «Эмблемы районов Севастополя»
Цель: знакомство и формирование знаний детей с символами города, районов и картой Севастополя, их значения, история возникновения. Развитие мышления, речи, воображения.
Мини-кейс (дополнение к лэпбуку)
14. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать предметы по существенному признаку.
Дидактический материал: набор карточек, на которых изображены четыре памятника, три памятника связаны общим признаком, а четвертый -лишний.
15. Дидактическая игра «Ассоциации»
Цель: развитие умения находить логические цепочки между различными объектами. В этой игре ребенку нужно уметь находить логические цепочки между различными объектами - ассоциации. То есть, к каждому предмету, объекту или явлению нужно подобрать картинку, которая каким-то образом может быть с ним связана. Но по какому признаку картинки связаны между собой - это должен определить сам ребенок.
Дидактический материал: карточки и фишки.
(Памятник затопленным кораблям (карточка)-двуглавый орел (фишка) и т. д.)
16. Раскраски
Цель: закрепление и повторение пройденного материала. Развитие мелкой моторики, внимания, памяти.
17. Дидактическая игра «Сложи картинку»
Цель: формирование умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Задачи: соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость и целеустремленность.
18. Дидактическая игра «Лото»
Цели: закрепление символов, памятников, флоры и фауны Севастополя, распределение карточек на тематические группы.
Задачи: корригировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы. Развивать внимание и мышление. Оборудование: лото.
20. Дидактическая игра «Сложи картинку»
Цель: формирование умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. Игра состоит из игровых карт и разрезных картинок с изображением памятников, достопримечательностей Севастополя, символикой города и т. д.
19. Альбом «Птицы Крыма (хищные, горные, лесные, морские, степные)
20. Альбом «Растения Крыма»
21. Альбом «Животные Крыма»
Цель: расширение знаний детей о растительном и животном мире полуострова Крым, о родном крае.
2/ «РОССИЯ-ЗНАЕМ, ЛЮБИМ, ГОРДИМСЯ»
Содержание:
Портрет президента России и премьер-министра
(ПутинВ. В. ,Мишустин М. В)
Цель: формирование и закрепление знания о президенте страны.
1. Символика России (герб, гимн, флаг)
Герб, флаг России
Цель: формирование и закрепление знаний о государственной символике РФ
Гимн России
Цель: развитие слухового восприятия, внимания и патриотизма.
2. Праздники России
Цель: формирование системных знаний и представлений дошкольников о государственных праздниках России; формирование патриотического отношения к Родине.
Задачи: содействовать расширению и углублению знаний детей о родной стране, о государственных праздниках: «День защитника Отечества», «День Победы»; «День народного единства», «8 марта», «Новый год», «Праздник весны и труда», «День России».
3.«Стихотворения о флаге, гербе России»
Цель: развитие внимания, памяти, умения внимательно слушать литературные произведения.
4. Мини – кармашек «Пословицы и поговорки о Родине»
Цель: развитие внимания, памяти, умения внимательно слушать.
Знакомство с устным народным творчеством.
5.«Народные промыслы»
Цель: формирование, закрепление знаний о народных промыслах.
Задачи: прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
6. Карман «Народы России»
Цель: формирование, закрепление знаний о многонациональности нашей страны. Знакомство с национальной одеждой.
Задачи: прививать интерес к национальной культуре, развивать цветовое восприятие через национальные костюмы народов. Воспитывать уважение к другим нациям.
7. Карман «Народные символы России»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к русской культуре.
Задачи: приобщать детей к истокам русской народной культуры; формировать нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа. Закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах России
8. Альбом «Города-герои»
Цель: обогащение и закрепление у детей представлений о Защитниках отечества. Задачи: уточнение и активизация словаря по теме «Военные профессии». Закрепление видов современной военной техники и ее назначение.
3/ «РУССКАЯ ИЗБА И РУССКИЙ БЫТ»,
«РУССКИЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА»,
«4 НОЯБРЯ-ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
Цель:приобщение детей к истокам русской народной культуры. Формирование духовно-нравственных и патриотических качеств подрастающего поколения.
Задачи: Повысить интерес к истории своего народа. Расширить знания детей о народных ремеслах. Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей. Расширить представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Воспитывать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Воспитывать чувства гордости за свой народ.
Содержание:
1.Дидактическая игра «Парные картинки»
Цель:воспитание у детей наблюдательности; умения находить в предметах сходство и различие; активизирование словаря детей: похожие, разные, одинаковые.
Игровое правило:отбирать только одинаковые картинки. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
Игровое действие:поиск одинаковых картинок.
2. Лото «Быт русской избы»
Цель:приобщение детей к истории своего народа, формирование знаний, о том,как он жил и обустраивал свой быт.
Задачи:
Дидактическая: обобщать представления детей об устройстве русской избы, классифицировать предметы русского быта по существенным признакам, способствовать установлению простейших связей между большой картой и маленькими.
Развивающая: развивать умение подбирать картинки – предметы по определенному признаку.
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа.
Оборудование:карты с картинкой в середине - предметы быта русской избы (мебель, печь, одежда, посуда, музыкальные инструменты, маленькие карточки с изображением отдельных предметов, относящихся к той или иной группе больших карт.
Ход игры. В игре участвуют от 1 до 3 детей, которые выбирают большие карты по своему желанию. Маленькие карты перед игрой перемешиваются. Ведущий берёт по одной маленькой карточке и показывает их играющим. Ребенок, который определяет, что предмет на карточке относится к его большой карте, должен назвать этот предмет, рассказать, где он находился в русской избе и к чему относится. Например, ухват – в русской избе он находился около печи, это кухонная утварь. Выигрывает тот ребёнок, который правильно назовёт все предметы русской избы и первым закроет большую карту.
3. Игра «Верю не верю»
Цель: формирование у обучающихся логического мышления, сконцентрированного внимания; умения через игровую форму наиболее лучше усвоить изучаемый материал; воспитание умения работать в команде, уважать чужое мнение.
4. Дидактическая игра «Собери узор»
Цель: формирование умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; умению соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.
Игровое правило:не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.
Игровые действия:поиск частей, складывание целой картинки.
5.Пословицы и поговорки
Цель:знакомство детей с пословицами, поговорками,
прибаутками о русском быте и гостеприимстве
7. Кармашек «Русская кухня»
Цель: приобщение детей к родной культуре, знакомство с историей России, ее праздниками, обрядами, обычаями, историей русской национальной кухни.
Задачи:
познакомить с традиционными блюдами русского народа;
воспитывать любовь и уважение к национальным блюдам;
активизировать словарь детей: изобильная, щедрая, радушная, румяный, желанный, свято, просторы, рушник, левашник, сударушка, изба, хлебушко, расстегай, кулебяка, курник, рыбник, лоскуток, кадка, каравай, краюха, скатерть-самобранка.
8. Мини альбом «Изба на картинах художников»
Цель: знакомство детей с картинами известных художников через доступные их возрасту способы познания.
Задачи:способствовать формированию пространственных эталонов и предречевого мыслекода. Воспитывать положительное отношение к окружающему, к прекрасному.
8* Игра «Откуда фрагмент»
Цель:анализирование изображения и нахождение недостающего фрагмента картинки.
Материал: сюжетная или предметная картина с вырезанными частями изображения, аналогичные фрагменты изображения.
Ход игры: ребенку предлагается узнать изображение и найти недостающие фрагменты.
9* Игра «Откуда фрагмент»
Цель:анализирование изображения и нахождение недостающего фрагмента картинки.
Материал: сюжетная или предметная картина с вырезанными частями изображения, аналогичные фрагменты изображения.
Ход игры: ребенку предлагается узнать изображение и найти недостающие фрагменты.
10. Кармашек «Русские народные танцы»
Цель:приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству. Выявление, раскрытие и развитие танцевальных способностей воспитанников, эстетическое развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой деятельности.
Задачи:
обучить детей танцевальным движениям;
формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;
формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
координация движений и ориентирование в пространстве и т. д.
11. Кармашек «Расскажи историю»
(Серия сюжетных картин, предназначенных для самостоятельного составления рассказов детьми)
Цель: развитие связной монологической речи у детей.
Задачи:
упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;
закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами;
учить детей предполагать, что было раньше, а что будет после относительно данного сюжета;
воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения и т. д.
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.