Наталья Морозова
Лэпбук по финансовой грамотности «В денежном царстве — в рублевом государстве» (своими руками)
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт лэпбук по финансовой грамотности
«В Денежном Царстве – в Рублевом Государстве»
Автор: Воспитатель первой квалификационной категории Морозова Н. А.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №126»
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетического развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Возрастная категория: 5-7 лет.
Публикация «Лэпбук по финансовой грамотности „В денежном царстве — в рублевом государстве“ (своими руками)» размещена в разделах
- Деньги, монеты. История возникновения денег
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Лэпбук. Финансовая грамота, экономика, деньги
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» май 2022
Актуальность:
Современная жизнь предполагает обучение азам финансирования уже в дошкольном возрасте. Конечно, в дошкольном возрасте не предполагается обучать детей грамотно составлять бюджет, составлять бизнес-план. Но познакомить ребенка с понятием бюджет, доход семьи, траты, профессии и работа, воспитывать у него уважение к труду, необходимо. Задача воспитателя детского сада - познакомить детей с миром экономики, преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Для этой цели, мною и с помощью моих «почемучек» было создано замечательное интерактивное пособие — лэпбук, ведь ребёнку приятнее заниматься с пособием, в которое вложена частичка его труда и таланта.
Методическая ценность:
Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей.
Возможность использования:
Совместная деятельность, самостоятельная деятельность, НОД, прогулка, индивидуальная работа.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию. Это дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя и т. д.). И создание лэпбука - это просто интересно!
Этапы создания Лэпбука:
1 Изготовление основы лэпбука – банкомата. Банкомат изготовлен из
пластмассы, покрашен краской из баллончика, прикручены застежки.
2 Подборка в интернете картинок для банкомата.
3 Подборка материалов для лэпбука: картинок, сказок, загадок, стихов,
раскрасок и т. д.
4 Распечатка картинок и текста.
5Ламинирование картинок.
6 Изготовление кармашков для лэпбука (конвертики).
Аннотация
Дидактическое пособие лэпбук «В Денежном Царстве – в Рублевом Государстве» представляет собой терминал - раскладушку. Внешне он напоминает терминал банка: цвет, название, внешний вид придумали дети, на внутренних сторонах терминала прикреплены различные карточки, конверты, в которых собрана информация по теме, игра «Шаги к успеху». Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. Лэпбук может быть использован, как самостоятельное пособие, либо как вспомогательный познавательно – игровой материал в разных видах детской деятельности. Дети совместно с «Банкнотиком» познают мир игр по финансовой грамотности, приобретая знания. Стоит он в доступном для детей месте на трансформированной полочке с колесиками, поэтому дети могут с легкостью передвигать по всей площади группы.
Цель: помочь детям пяти – семи лет войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление об истории появления денег. Закрепить знания детей о внешнем виде и названии наиболее распространенных купюр (банкнот, монетах разных стран, познакомить с понятием «валюта», литературными произведениями, в которых есть упоминание о деньгах, банках, продажах, обмене, экономии. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Совершенствовать умение считать монеты и отличить монеты и банкноты по номиналу, делать размен; закрепить знания детей о разных профессиях и как при помощи своего труда можно заработать деньги, познакомить с понятием – предприниматель; совершенствовать умение детей отличать профессии людей, оказывающих услугу от профессии производящих товар; формировать способность детей рекламировать товар и знать о её назначении.
Развивающие: Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; развивать память, мышление, усидчивость; формировать умение аргументировано выражать своё мнение и уважать мнение товарищей; способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей, развивать умение детей использовать игры лэпбука в разных видах деятельности.
Воспитательные: Воспитывать интерес к теме финансов, воспитывать желание детей повышать финансовую грамотность и использовать знания в жизни; воспитывать бережное отношение к деньгам и дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Рекомендации по использованию
Как и любой лэпбук, интерактивное пособие по экономике может сделать не только воспитатель, но и родители для домашних занятий с ребёнком.
Лэпбук на финансовую тему — уникальная разработка для воспитателя, которую можно использовать не только на занятии, но и для индивидуальной работы с детьми. К этому интерактивному пособию ребятам захочется возвращаться снова и снова. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.
[h3]Информационное наполнение лэпбука:[/h3]
1. Муляж – Банкомат «ДЦРГ»
Цель: внедрение в сюжетные игры банкомата, для того, чтобы оплачивать свои покупки в магазине, в аптеке, услуги парикмахера, ремонта одежды и т. д. С помощью данной игры у ребенка сформируется нужная последовательность действий с банкоматом: вставить пластиковую карту (изготовлена своими руками) в окошко, набрать код, взять деньги. Также будут совершенствоваться навыки счета.
2. «Как появились деньги»
Цель: познакомить детей с историей возникновения денег и о их значении в жизни человека.
Материал: картинка с этапным появлением денег.
Дошкольникам будет интересно узнать, что когда - то давно люди обходились без денег. Но со временем возникло разделение труда: одни занимались только разведением скота, другие выращивали зерно и у каждого народа были свои предметы обмена. Возникла проблема бартера, поэтому было трудно решать, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги. В творческой деятельности для игры дети могут создать чеканки.
3. Карточки «Доход» и «Расход»
Цель: формировать представление детей о семейном бюджете как правильно вести его, грамотно распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья; знакомить с понятием «доходы», «расходы» и учить их классифицировать.
Материал: карточки с картинками.
В данной игре игроки могут узнать, как формируется семейный бюджет, какие существуют статьи дохода из карточек, а также куда тратятся деньги, т. е. статьи расхода (познавательно - исследовательская деятельность). Дети узнают, как можно распределить семейный бюджет и на чем можно сэкономить. Дети, используя речевую деятельность и художественно – творческую деятельность, рассказывают о бюджете своей семьи и рисуют необходимые расходы их семьи. При помощи картинок – карточек можно закрепить знания в подвижной игре. На два стола ставятся сигнальные карточки – жёлтая, красная, а в противоположной стороне по середине между командами стол с разложенными карточками – картинками. Дети переносят к жёлтому сигналу – необходимые расходы, а к красному – лишние расходы.
4. Карточки «Где хранят деньги»
Цель: закреплять знания детей о том, где можно хранить деньги (от сундука до носка).
Материал: карточки с картинками.
Игроки поочерёдно вынимают карточку и узнают, где можно хранить деньги. Дети рассказывают, а где же они хранят деньги – используя речевую деятельность, выясняют, где безопаснее хранить деньги.
5. Карточки «Учимся экономить»
Цель: Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства; Объяснить, что при трате денег необходимо прежде всего ориентироваться на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями; Стимулировать познавательный интерес детей к значению слов копить, сберегать, копилка, экономить; Развивать осмотрительность в денежных тратах двух точек зрения «могу» и «хочу»; Формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся бережное отношение к приобретаемым вещам, помощь близким, умение отложить на время личные желания.
Материал: Картинки
6. Карточки "Экономические сказки"
Цель: формирование умения делать правильные выводы, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность; воспитание у дошкольников таких черт характера, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, практичность и расчетливость.
Сказка - это лучший хрестоматийный материал для лучшего восприятия экономических концепций.
Материал: карточки со сказками, загадки по сказкам.
7. Картотека проблемных ситуаций
Цель: формирование у детей экономических представлений, развитие
мышления.
Материал: Карточки с проблемными ситуациями.
Ход игры: педагог зачитывает детям проблемную ситуацию и предлагает ее
решить. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической
действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять
инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и
реализуется его творческий потенциал.
8. Карточки «Ребусы»
Цель: Научить детей решать и составлять ребусы.
Материал: карточки с ребусами в картинках.
9. Раскраски на финансовые темы.
Цель: Обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление. навыков рисования. Развитие мелкой моторики, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
10. Купюры и монеты
Цель: закреплять знания детей о внешнем виде современных Российских денег (бумажные и металлические); способствовать пониманию детей назначения денег, их необходимости в жизни человека;
11. Краткий словарик " Экономические термины"
Цель: пополнение словарного запаса детей
Здесь представлены различные экономические термины, которые ребенок
может освоить. Когда ребенок уже освоится с терминами, можно читать ему
описание, а он должен дать определение.
12. Картотека «Пословицы и поговорки разных народов мира о деньгах».
Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками народов разных стран, способствовать развитию речи детей при помощи пословиц и поговорок о деньгах - мерило отношения русского народа к финансовому капиталу.
Они показывают жизненный опыт, который дает обладание большими денежными средствами. В этих выражениях можно отыскать и фразы о том, к чему ведет скудное состояние.
13. Карточки «Загадки».
Цель: знакомство с загадками, тренировать смекалку, учить логически мыслить.
В познавательной деятельности, дети при помощи взрослого могут познакомиться с загадками на финансовую тематику и отгадывать их.
14. Макет «Мировая валюта» (прилагается лупа).
Цель: Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию. Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стран, а также с единой валютой европейских стран – евро. рассмотреть иностранные банкноты.
Рассказать о производстве денежных знаков. Воспитывать негативное отношение к фальшивомонетчикам, нечестным деньгам.
15. Макет «Первые деньги на Земле»
Цель: познакомить детей необычными, странными деньгами из прошлого и настоящего времени.
Экономические игры:
16. Игра «Посчитай деньги»
Цель: познакомить детей с номиналом денег и научить считать их.
Материал: карточки – примеры из монет; монеты.
Игроки берут карточки – примеры, решают их и в пустую клеточку вставляют ответ, подбирая монеты из существующего номинала. Тем самым дети знакомятся с понятием «сдача», «размен». Используя монеты из этой игры, игроки могут организовать сюжетно – ролевую игру «Поможем Мурке купить продукты на ужин». В этой игре закрепляются математические понятия - состав числа.
17. Дидактическая игра «Найди пару» (банкноты разных стран).
Цель: знакомство детей с деньгами разных стран, учить выявлять сходства и различия разных банкнот, находить пары. Развивать внимание, память, мышление.
Ребенок должен найти одинаковые купюры. Во время
игры он запоминает, как называется валюта и какой стране принадлежит.
18. Игра - пазлы «Собери купюру»
Цель: продолжать учить детей складывать из частей целое, развитие наглядно-образного мышления, тренировка усидчивости.
Материал: разрезные купюры разного номинала.
Игроки собирают купюры из частей, рассказывают, чем они отличаются друг от друга (номиналом и достопримечательностями).
19. Дидактическая игра «Собери картинку» (сказки).
Цель: закреплять умение складывать из частей картинки по сказкам, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.).
19а. Дидактическая игра «Отгадай сказку» (картинки, по которым можно беседовать с детьми).
Цель: закреплять умение узнавать по картинкам и правильно называть сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.).
20. Дидактическая игра «Найди купюру страны».
Цель: Формировать представления детей о купюрах разных стран различного достоинства. Развивать память, мышление.
21. Игра «Профессии»
Цель: закрепить и расширить знания детей о профессиях, их характерных атрибутах и как при помощи своего труда можно заработать; познакомить с понятием «предприниматель». Воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: сюжетные карточки – картинки с профессиями людей.
Вариант 1
Игроки берут по одной карточке и называют профессию, род занятий (отвечают на вопрос что делает, если кто-то не может назвать, карточка убирается вниз стопки. Если ответили берут себе. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.
Вариант 2
Играющие должны отгадать по описанию ведущего выпавшую профессию, кто отгадает забирает карточку и загадывает следующую профессию. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
22. Картотека финансово-экономических игр.
Цель: сформировать через сюжетно дидактическую игру экономическое мышление; развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел замыслами сверстников; активизировать использование в речи детей экономических терминов: «товар», «бизнес», «банкир», «банк», «акция», «рекламодатель»; воспитывать культуру речевого общения
23. Набор карточек «Найди десять отличий»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство.
24. Кармашек «Деньги будущего»
Цель: закрепление представления детей о денежных знаках, развивать фантазию и мелкую моторику.
Детям предлагается пофантазировать и нарисовать деньги будущего. Они должны придумать название и нарисовать монету или банкноту.
25. Игра «Придумай рекламу»
Цель: формировать умение у детей придумывать рекламу.
Материал: предметные и сюжетные карточки – картинки; зажимы.
Игрок выбирает карточку – картинку, прикрепляет её на резинку и рекламирует свой товар, так чтобы другому захотелось купить. В конце определяются победители, у кого больше купили товара. Используя эти же карточки – картинки, можно дорисовать рекламу сделав баннер или листовки. Организовать театрализованную игру «Реклама на телевидении».
26. Дидактическая игра «Что можно купить за деньги, а что нельзя?»
Цель: Научить детей понимать разницу между тем, что можно купить за деньги, а что нельзя. Понимать, что такое материальные и нематериальные ценности, формировать понимание того, что не все покупается за деньги.
Дети из предложенных карточек должны выбрать в левую сторону то, что можно купить за деньги, а в правую то, что купить нельзя.
Например, можно купить мебель, одежду, дом, игрушки. Нельзя купить любовь, воздух, чувство радости, хорошее настроение, реку.
Можно усложнить, чтобы они сами придумали что можно купить, а что нельзя купить за деньги.
27. Дидактическая игра с фонариком «Что в кошельке?»
Цель: Формировать у детей интереса к поисковой деятельности.
Материал: Карточки с кошельками, карточки с изображением содержимого кошелька, источник света. (фонарик).
Ребенку подложено посветить фонариком с обратной стороны карточки и соотнести увиденный образ с идентичной карточкой.
28. Кто собрал больше монет.
Цель: развивать умение сравнивать количество предметов в пределах 8.
Материал : Карточки с дорожками.
На игровом поле ребенок ведет пальчиком по дорожке, попутно считает монеты. Затем озвучивает результат и сравнивает у кого больше у мальчика или девочке.
Результативность использования лэпбука
Дети смогут:
• Различать деньги по номиналу, считать их и делать размен;
• Совместно с семьёй планировать семейный бюджет (расходы, доходы, научаться экономить и приумножать;
• Реально оценивать рекламу в жизни;
• Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
• Могут отличить профессии людей, оказывающих услугу от производящих товар;
• Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• Ценить полученные знания по финансовой грамотности и применять их в жизни.